Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
А.С. Алексеевой - ведущего специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
Е.Ю. Давыденко - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
А.А. Белолипецкой - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ГБОУ "Школа N 158": С.Б. Макаренкова (доверенность б/н от 09.01.2023), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "ВАЛЕНСИЯ": А.В. Нагорнов (доверенность N 1 от 12.01.2023),
рассмотрев обращения ГБОУ "Школа N 158" о включении сведений об ООО "ВАЛЕНСИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили обращения государственного заказчика - ГБОУ "Школа N 158" (далее - Заказчик) о включении сведений об
ООО "ВАЛЕНСИЯ" (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственных контрактов, заключенных по результатам закупок у единственного поставщика на выполнение работ по монтажу пожарного канатно-спускного устройства с автоматическим поддержанием заданной скорости спуска (УКСПА) (Контракт N 121/2022 от 21.11.2022); на поставку навесных спасательных пожарных лестниц (Контракт N 122/2022 от 21.11.2022).
22.11.2022 между Заказчиком и ООО "ВАЛЕНСИЯ" заключен государственный контракт N 121/2022 на выполнение работ по монтажу пожарного канатно-спускного устройства с автоматическим поддержанием заданной скорости спуска (УКСПА).
22.11.2022 между Заказчиком и ООО "ВАЛЕНСИЯ" заключен государственный контракт N 122/2022 на выполнение работ по монтажу пожарного канатно-спускного устройства с автоматическим поддержанием заданной скорости спуска (УКСПА) (далее - Контракты).
В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 22.02.2023 Заказчиком приняты решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов (далее -Решения) по причине неисполнения ООО "ВАЛЕНСИЯ" существенных условий Контрактов.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе), ст. 111 (в случае определения в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона о контрактной системе особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст. 111.1 Закона о контрактной системе, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе Решения направлены Заказчиком 28.02.2023 в адрес ООО "ВАЛЕНСИЯ" заказным письмом посредством АО "Почта России".
Согласно сведениям с официального сайта АО "Почта России" решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контрактов Обществом не получены, возвращены отправителю 08.04.2023.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контрактах.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решения Заказчика вступили в законную силу и Контракты считаются расторгнутыми в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контрактов поставка товара осуществляется на условиях и в сроки, установленные Контрактом и Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Контрактов (Приложение N 1 к Контрактам): в течение 10 (десяти) календарных дней с даты заключения Контрактов.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что в регламентированный Контрактами срок Исполнителем не выполнены работы по Контрактам, в связи с чем Заказчиком в адрес Исполнителя направлены претензии от 09.12.2022, 19.12.2022, 11.01.2023 с требованием выполнить обязательства по Контрактам. Однако, нарушения указанные в претензиях Исполнителем не устранены.
Представитель Исполнителя указал, что 19.10.2022 между Исполнителем и ИП "ААА" (Казахстан) был заключен договор от 19.10.2022 N 48 на поставку лестниц навесных спасательных пожарных и канатно-спускных устройств (согласно Спецификации N1 от 01.11.2022, Спецификации N3 от 17.11.2022). Исполнитель оплатил товар по вышеуказанному договору, что подтверждается платёжным поручением (Заявление на перевод в иностранной валюте/Application for International Funds Transfer N2 от 22.11.2022). 14.12.2022 Поставщик уведомил Заказчика о задержках поставки товара письмом исх. N ИС/14, ИС/15, согласно которому задержка поставки товара связана с задержкой поставки от производителя, а также указал о готовности оплатить неустойку за просрочку поставки.
16.12.2022 товар прибыл в аэропорт Шереметьево, в зону Карго (подтверждается представленной к заседанию Комиссии Управления перепиской с транспортной компанией, маршрутной накладной). В рамках договора N 48 от 19.10.2022 со стороны субпоставщика были поставлены только навесные лестницы, в отношении поставки канатно-спускных устройств ИП "ААА" сообщил об имеющихся задержках в производстве, в связи с чем в установленный срок были поставлены только лестницы, канатно-спускные устройства поставлены не были.
В связи с вышеизложенным Исполнитель в срочном порядке был вынужден приобрести канатно-спускные устройства в необходимом количестве у иного Поставщика - ООО "МК Системы", с которой ранее, а именно 29.11.2022 был заключен договор N22/1129 на оказание дилерских услуг, и была согласована доставка системы спуска "Life-Line-120" (согласно договору и спецификации). Однако, при получении товара Исполнителем было обнаружено, что часть указанного оборудования, а именно - "спасательная косынка" не подходит для целей использования в рамках Контракта и нуждается в доработке, в связи с чем было необходимо укрепить спасательную косынку и доработать её форму. При получении лестниц от субпоставщика ИП "ААА" было обнаружено, что некоторые характеристики спасательных лестниц не отвечали всем требованиям Технического задания, в связи с чем Исполнителем были также закуплены иные лестницы, обладающие улучшенными техническими характеристиками по отношению к лестницам, которые были прописаны в Техническом задании.
27.12.2022 Исполнителем в адрес Заказчика было направлено предложение (СУ-27-02) о поставке товара с улучшенными характеристиками, с указанием подробного обоснования предлагаемых улучшений.
Более того, представитель Исполнителя указал, что с целью надлежащего исполнения обязательств по контрактам ООО "ВАЛЕНСИЯ" были заключены дополнительные договоры с поставщиками на поставку комплектующих для усиления и улучшения лестниц и косынок, а именно 11.01.2023 заключен договор с ИП Великомушиным Е.Ю. на поставку рифлёных труб; 31.01.2023 заключен договор с ООО "Ремира" на изготовление усиленной оплетки тросов.
Исходя из представленных материалов к заседанию Комиссия Управления делает вывод, что Исполнителем предпринимались действия, направленные на исполнение Контрактов, что указывает на отсутствие у него намерений уклониться от исполнения Контрактов.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контрактв.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контрактов, Комиссией Управления не установлены.
Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать ГБОУ "Школа N 158" во включении сведений в отношении ООО "ВАЛЕНСИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации
Председательствующий Комиссии Управления: |
|
А.С. Алексеева |
Члены Комиссии Управления: |
|
Е.Ю. Давыденко |
|
А.А. Белолипецкая |
Исп. Давыденко Е.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 мая 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2023