На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" проведена внеплановая проверка соблюдения ЦЭКТУ законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: предоставление права на использование (предоставление
неисключительной лицензии) программного продукта - информационно - поисковой системы АИПСИН "Антинаркотики" (реестровый N0373100048522000073).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) провела внеплановую проверку посредством видеоконференцсвязи в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
А.А. Луневича - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
А.А. Белолипецкой - специалиста первого разряда отдела проверок государственных закупок,
в отсутствие представителей ЦЭКТУ, АСО "Общественный контроль" о времени и порядке заседания Комиссии уведомленных письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/15574/23 от 21.03.2023,
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступило обращение АСО "Общественный контроль" (вх. N19628-ЭП/23 от 28.03.2023) (далее - Заявитель) на действия ЦЭКТУ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на предоставление права на использование (предоставление неисключительной лицензии) программного продукта - информационно - поисковой системы АИПСИН "Антинаркотики" (реестровый N0373100048522000073).
Московским УФАС России проведена внеплановая проверка на предмет нарушений, допущенных государственным Заказчиком при проведении указанного электронного аукциона.
Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не установлен запрет на допуск программ, происходящих из иностранных государств, составленное с нарушением порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236).
Частью 1, 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержаться в документации об электронном аукционе.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1236 установлено, что запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не устанавливается в случае, если программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 3 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 Порядка).
Комиссией Управления установлено, что согласно положениям Технической части закупочной документации Заказчику требуется Информационно-поисковая система АИПСИН "Антинаркотики" (далее - ИПС).
Также согласно п.1.1.1 Технического задания: "Исполнитель обязан гарантировать качество программного продукта - информационно-поисковой системы требованиям технических регламентов, документов в области стандартизации, государственными стандартами, техническими условиями, применяемыми для данного вида товара и иметь сертификаты и лицензии, обязательные для данного вида товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также информационно-поисковая система должна соответствовать требованиям безопасности, установленным действующим законодательством Российской Федерации".
Согласно п.1.1.2 Технического задания: "Информационно-поисковая система не вызывает конфликтов с офисными продуктами Microsoft Office 2003-2010 и Open Office версии 3.0 и выше. Информационно-поисковая система должна устанавливаться и работать без сбоев на компьютере с операционной системой Microsoft Windows XP, 7, 8.1, 10 со следующими системными параметрами:
- процессор - 3,2 Гц;
- оперативная память - 4 Гб;
- свободное место на жестком диске - 12 Гб;
- видеокарта - IntelR Graphics Media Accelerator 3000".
1.2.Требования к безопасности.
1.2.1. ИПС должна быть безопасна при ее использовании по назначению.
1.2.2. Программный продукт не должен содержать вирусов, троянских программ и каких-либо программ, исполняемых не по прямому назначению информационно-поисковой системы.
1.3. Требования к техническим характеристикам
1.3.1. Программный продукт (информационно-поисковая система АИПСИН "Антинаркотики") должна соответствовать всем требованиям перечисленным в таблице.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком закупается программное обеспечение.
Вместе с тем в закупочной документации отсутствует запрет по Постановлению N1236, а также отсутствует обоснование невозможности соблюдения запрета по Постановлению N1236.
Таким образом, действия Заказчика нарушают положения ст.42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Выявить в действиях Заказчика нарушения положений ст.42 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку по результатам проведения закупки заключен Государственный Контракт и восстановление законных прав и интересов Заявителя возможно исключительно в судебном порядке.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
Д.А. Аносов |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
А.А. Луневич
|
|
|
А.А. Белолипецкая |
Исп.Аносов Д.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 апреля 2023 г. N 077/06/99-4812/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2023