Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
И.А. Полякова - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок,
Н.А. Гришиной- специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
в присутствии уполномоченного представителя ГБУЗ "ГКБ N 13 ДЗМ": В.В. Соколов (доверенность N007 от 16.12.2021), а также в присутствии уполномоченного представителя ИП Снигирёва С.В.: Л.А. Кучеренко (доверенность N б/н 09.01.2023), Н.А. Ахметова (доверенность N б/н от 09.01.2023),
рассмотрев обращение ГБУЗ "ГКБ N 13 ДЗМ" о включении сведений в отношении ИП Снигирёва С.В. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУЗ "ГКБ N 13 ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ИП Снигирёва С.В. (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку расходных материалов и принадлежностей к оборудованию "Autovue" и "Biovue", производства "Ortho-Clinical Diagnostics, inc." (лот 2) для нужд ГБУЗ "ГКБ N 13 ДЗМ" в 2023 г. (реестровый N0373200009823000066).
28.02.2023 между Заказчиком и ИП Снигирёва С.В. заключен государственный контракт N2772308492923000149 на поставку расходных материалов и принадлежностей к оборудованию "Autovue" и "Biovue", производства "Ortho-Clinical Diagnostics, inc." (лот 2) для нужд ГБУЗ "ГКБ N 13 ДЗМ" в 2023 г. (далее - Контракт).
В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 13.04.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ИП Снигирёва С.В. существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 13.04.2023 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 3.1. Контракта поставка товара осуществляется Заказчику на условиях и в сроки, установленные Контрактом и техническим заданием: с момента подписания Контракта (но не ранее 01 марта 2023 г.) по 13 декабря 2023 г. Поставка в течение 3 (трех) рабочих дней со дня подачи заявки Заказчиком; в экстренных случаях доставка товара производится поставщиком в течение 24-х часов с момента поступления заявки от Заказчика.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 09.03.2023 направил заявку на поставку товара (исх. N 1 от 09.03.2023). 17 марта 2023 Исполнитель отправил Заказчику письмо (вх. N 77 от 17.03.2023) в котором уведомил Заказчика о задержке товара до 12.04.2023. 23 марта 2023 Заказчик направил претензионное письмо (исх. N 921 от 23.03.2023) с требованием поставить товар в полном объеме в сроки, установленные Контрактом. Так как по состоянию на 13.04.2023 г. поставка товара не была осуществлена Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что заключил договор N 27/2023 от 21.01.2023. на поставку товара с ИП Павлюк И.В. Письмом вх. N 137 от 17.02.2023 ИП Павлюк И.В. гарантировал поставку товара в течение 30 календарных дней (то есть в срок до 17.03.2023) и приложил к своему ответу счет на оплату N 199 от 17.02.2023. Получив заявку от Заказчика, Исполнитель незамедлительно направил письмо исх. N 42 от 10.03.2023 в адрес ИП Павлюк И.В. с просьбой поставить товар в сокращенные сроки. 16 марта 2023 г. Исполнитель получил ответ от ИП Павлюк И.В., в котором сообщалось о непредвиденной задержке отгрузки товара в срок до 12.04.2023. Исполнитель в свою очередь направил запросы на поставку товара другим поставщикам ИП Грецкому Н.В., ЧП "Виена Медикал", а также Компании IVD GROUP Sp.z o.o. Однако от поставщиков пришли ответы о невозможности поставить товар в сокращенные сроки. 20 апреля 2023 г. Исполнитель произвел поставку товара в полном объеме.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления отмечает, что Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение условий Контракта, тем самым явно выражая намерение к его исполнению.
При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены.
Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке.
Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать ГБУЗ "ГКБ N 13 ДЗМ" во включении сведений в отношении ИП Снигирёва С.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации.
Председательствующий
Комиссии Управления: А.С. Спирякова
Члены
Комиссии Управления: И.А. Поляков
Н.А. Гришина
Исп. Гришина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 мая 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2023