Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 02 мая 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N 9 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
Заказчика - Администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики - <_> представителей по доверенности,
Исполнителя - ООО "СК "Аркада" - <_> представителей по доверенности,
рассмотрев обращение, представленное Администрацией Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "СК "Аркада" (юридический адрес: 428038, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Эльменя, д. 17, помещ 44) (ИНН 2130150586, ОГРН 1152130002232),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 19.04.2023 поступило обращение Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о включении в Реестр сведений об обществе с ограниченной ответственностью "СК "Аркада" (далее - ООО "СК "Аркада", Исполнитель) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 5 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
17.05.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000522004821 о проведении электронного аукциона на Строительство социально-культурного центра в д. Салабайкасы Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 46 445 636,73 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок от 26.05.2022 N ИЭА1 заявка участника с идентификационным номером 1 (ООО "СК "Аркада") признана победителем электронного аукциона с предложением о цене контракта в размере 46 445 636,73 рублей.
30.05.2022 На электронную площадку http://www.tektorg.ru/ передан документ "Проект контракта" от 30.05.2022
30.05.2022 Размещен документ "Проект контракта" от 30.05.2022
09.06.2022 От электронной площадки http://www.tektorg.ru/ получен документ "Подписанный победителем проект контракта" от 09.06.2022
09.06.2022 На электронную площадку http://www.tektorg.ru/ передан документ "Подписанный контракт" от 09.06.2022
09.06.2022 Размещен документ "Подписанный контракт" от 09.06.2022
09.06.2022 между Администрацией Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (Заказчик) и ООО "СК "Аркада" (Поставщик), ИКЗ 223211681568721160100100260024120414, заключен контракт N 300522 от 09.06.2022 на строительство социально-культурного центра в д. Салабайкасы Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Контракт).
В соответствии с п. 2.1. цена Контракта составляет 46 445 636 (сорок шесть миллионов четыреста сорок пять тысяч шестьсот тридцать шесть) рублей 73 копейки, НДС не облагается в связи с установлением для Подрядчика упрощенной системы налогообложения в соответствии со ст. 346.11 Налогового кодекса РФ.
На основании пункта 1.4. Контракта Срок выполнения работ по Контракту: с даты заключения Контракта по 25 декабря 2022 г. Сроки выполнения отдельных этапов определяется в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3 к Контракту).
Работы по Контракту выполнены в неполном объеме, что подтверждается принятыми Актами о приемке выполненных работ по форме N КС-2:
N 1 от 25.08.2022 на сумму 1 700 620 (один миллион семьсот тысяч шестьсот двадцать) руб. 01 коп.;
N 2 от 27.10.2022 на сумму 5 525 861 (пять миллионов пятьсот двадцать пять тысяч восемьсот шестьдесят один) руб. 08 коп.;
N 3 от 27.10.2022 на сумму 252 267 (двести пятьдесят две тысячи двести шестьдесят семь) 16 коп.
Общий объем выполненных работ Подрядчиком по Контракту составляет 7 478 748 (семь миллионов четыреста семьдесят восемь тысяч семьсот сорок восемь) руб. 25 коп. (далее - размер исполненных Подрядчиком обязательств по Контракту).
Таким образом, со стороны Подрядчика имело место нарушение срока выполнения работ по Контракту, сроков выполнения отдельных этапов по Контракту, что привело к срыву ввода объекта в эксплуатацию.
Пунктом 2.3. Контракта предусмотрен авансовый платеж в размере 20 % от цены контракта, что составляет 9 289 127 (девять миллионов двести восемьдесят девять тысяч сто двадцать семь) руб. 35 коп. (далее - аванс). Перечисление аванса Подрядчику подтверждается платежными поручениями:
N 235178 на сумму 650 238 (шестьсот пятьдесят тысяч двести тридцать восемь) руб. 92 коп.;
N 235177 на сумму 8 638 888 (восемь миллионов шестьсот тридцать восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь) руб. 43 коп.
Разница между размером исполненных Подрядчиком обязательств по Контракту и размером аванса, перечисленного Подрядчику, составляет 1 810 379 (один миллион восемьсот десять тысяч триста семьдесят девять) руб. 10 коп.
Таким образом, Поставщик своих обязательств по контракту не исполнил, тем самым нарушив пункт 1.4. Контракта.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.6. Контракта предусмотрено, что Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании пункта 9.7. Односторонний отказ от исполнения контракта возможен в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с п. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное пе установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работ. Согласно п. 3 ст. 708 ГК РФ указанные в п. 2 ст.405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
Согласно ч. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
По состояния на 04.04.2023 работы по контракту выполнены не в полном объеме.
Согласно ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 9.7. контракта, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик 04.04.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 300522 от 09.06.2022 , заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью "СК "Аркада" ИНН 2130150586.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта (ов).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика вступило в законную силу 15.04.2023, и с этой даты Контракт считается расторгнутым.
Представителем поставщика были даны следующие пояснения.
09 июня 2022 года между ООО "СК "Аркада" и Администрацией Вурман-Сюктерского сельского поселения заключен контракт N 300522 на выполнение работ по объекту "Строительство социально-культурного центра в д. Салабайкасы Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики".
Указанный контракт не был выполнен Подрядчиком исключительно из-за несоответствия проектных решений фактическим условиям строительства, приостановкой работ, связанной с выявлением непредвиденных обстоятельств и бездействия Заказчика.
Согласно п. 1.1 контракта, Подрядчик, в установленный настоящим Контрактом срок, обязуется выполнить работы по объекту "Строительство социально-культурного центра в д. Салабайкасы Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики" в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту, Сметой контракта (Приложение N2 к Контракту), Графиком выполнения строительномонтажных работ (Приложение N 3 к Контракту), проектной документацией, строительньши нормами, правилами и сдать объект готовый к эксплуатации Заказчику.
Для выполнения Подрядчиком указанных обязательств, Заказчиком должны быть выполнены встречные обязательства.
Действующим законодательством предусмотрено, что в соответствии со ст. 747 ГК РФ, Заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям.
Заказчик земельный участок (строительную площадку) передал с просрочкой. Фактически земельный участок был предоставлен только 04 июля 2022 г, - с просрочкой 24 дня.
В силу абз.2 пункта 1.1. Контракта, Заказчик передает Подрядчику, а Подрядчик принимает утвержденную Заказчиком проектную документацию на весь объект или на определенные этапы работ в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания Контракта по акту. Пунктом 5.4. СП 48.13330.2011 проектная документация, передаваемая Подрядчику Заказчиком, должна быть иметь штамп "В производство работ". Проектная и рабочая документация должна быть допущена к производству работ застройщиком (заказчиком) с подписью ответственного лица путем простановки штампа на каждом листе.
Проектная документация, допущенная к производству работ Заказчиком выдана частично с просрочкой и не передана в полном объеме по настоящее время.
В силу статьи 52.1. Градостроительного кодекса РФ (в редакции 29.12.2022 года) Технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения выдаются в целях заключения договора о подключении. Для заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к правообладателю сети инженерно-технического обеспечения вправе обратиться:
Правообладатель земельного участка и (или) объекта капитального строительства и лицо, которому выдано разрешение на строительство на данном земельном участке- Администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.
Таким образом, для заключения договора о подключении (технологическом присоединении) в энергоснабжающие организации может обратиться исключительно правообладатель земельного участка и (или) объекта капитального строительства и лицо, которому выдано разрешение на строительство на данном земельном участке
В соответствии со статьей 718 ГК РФ, Заказчик обязан оказывать подрядчику содействие в выполнении работы, в том числе выдать технические условия, необходимые для производства работ по Контракту.
Подрядчик обращался к Заказчику с заявлением о выдаче технических условий на водоснабжение в соответствии с проектом (Письмо N 47 от 28 июня 2022 г.).
Технические условия Заказчиком не были переданы в полном объеме.
Несвоевременная передача ТУ на временное электроснабжение не позволяли проводить ряд работ, связанных с подключением временного электроснабжения. (п. 3.1.25. Контракта Осуществить за свой счет временное присоединение всех необходимых коммуникаций напериод выполнения работ по Контракту в точках подключения в соответствии с проектной документацией и техническими условиями).
На 25 апреля 2023 г. Заказчик не передал Подрядчику ни одного Технического условия, за исключение ТУ на газ, которое было передано только в декабре 2022 г. (т.е. с просрочкой более чем в пять месяцев).
Заказчик был также предупрежден о том, что Подрядчик не может выполнять работы по устройству газоснабжения объекта в связи с решением Заказчика по замене котельного оборудования и предстоящим внесением изменений по инициативе Заказчика в технические условия N 09-1687/15 от 31.10.2019.
Подрядчик при выполнении работ был вынужден неоднократно останавливать работы, о чем уведомлял Заказчика. В частности, Подрядчик вынужден был остановить работы более чем на 45 дней в связи с выходом грунтовых вод. Проектное решение не выдано до настоящего времени.
Во время выполнения работ в проектную документацию вносились изменения в части устройства накопительной емкости и устройству перегородок. Задержка выполнения работ из-за необходимости изменения проектных решений составила боле 30 дней.
Подрядчик неоднократно обращался к Заказчику с требованием об устранении препятствий и предупреждал Заказчика о невозможности выполнения работ по контракту до исполнения Заказчиком встречных обязательств, которые не позволяют исполнить обязательства по своевременному выполнению работ по объекту.
28 июня 2022 года Подрядчик обратился к Заказчику с заявлением о выдаче технических условий на водоснабжение в соответствии с проектом. До настоящего времени технические условия не переданы.
05 июля 2022 года Подрядчик обратился к Заказчику с заявлением о выдаче проектного решения в связи с выходом грунтовых вод. Проектное решение не выдано до настоящего времени. Только 22 июля 2022 года выдана схема укрепления грунта. Проектно-сметная документация по укреплению грунта не выдана до настоящего времени.
14 июля 2022 года Подрядчик просил Заказчика выдать технические условия на временное электроснабжение для подключения камер.
На 29 декабря 2022 г. ТУ на временное электроснабжение не были выданы Заказчиком. Также не выданы ТУ на постоянное электроснабжение, что не позволяло проводить рад работ связанных с подключением строящегося здания.
В разумные сроки Заказчиком обязательства по контракту исполнены не были и 13 сентября 2022 г. в адрес Заказчика было направлено уведомление о приостановке строительномонтажных работ по наружным сетям на объекте в связи с тем, что на дату подачи заявления проектная документация по наружным сетям электроснабжения, водоснабжения, канализации, слаботочным сетям, газоснабжения, согласованная с ресурсоснабжающими организациями не выдана. (Письмо N 66 от 13 сентября 2022 г.)
21 ноября 2022 года в адрес Заказчика направлено уведомление о приостановке работ на объекте до получения проектного решения по устройству котлована для сбора стоков, в связи с выходом грунтовых вод. После предупреждения Подрядчика решение не было выдано.
Согласно п. 2.3 Контракта Заказчик обязан оплатить авансовый платеж в адрес Подрядчика в размере 20 % от стоимости контракта в срок 10 дней с момента предоставления счета. Счет был предоставлен Заказчику 9 июня 2022 г. При этом аванс был выплачен с нарушением сроков только 14 июля 2022 г.
В соответствии с пунктом 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 г., при не совершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика. Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ и пунктом 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
Исходя из изложенного именно бездействие Заказчика привело к нарушению сроков выполнения работ и невыполнения Подрядчиком обязательств по контракту.
Подрядчиком во время исполнения контракта до последнего предпринимались меры направленные на своевременное сдачу Объекта.
В письме от 16.01.2023 Заказчик в ответ на решение ООО "СК "Аркада" о приостановлении работ по контракту сообщает следующее:
Согласно п. 1.4. Срок выполнения работ по Контракту: с даты заключения Контракта по 25 декабря 2022 г. Сроки выполнения отдельных этапов определяется в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3 к Контракту).
Согласно п. 3.1.25. Подрядчик обязан, осуществить за свой счет временное присоединение всех необходимых коммуникаций на период выполнения работ по Контракту в точках подключения в соответствии с проектной документацией и техническими условиями. Данное обязательство Подрядчиком не выполнено.
Заказчик сообщает, что по состоянию на 29 ноября 2022 г. Работы по прокладке наружных сетей водоснабжения выполнены субподрядной организацией "Вал- комплектСтрой". Подключение к сетям водоснабжения было выполнено в соответствии с Техническими условиями выданными МУП "ЖКХ "Вурман-Сюктерское".
Согласно п.3.1.40.Подрядчик обязан,в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком представить Заказчику:
а) декларацию о принадлежности субподрядчика к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, заверенную Подрядчиком).
На сегодняшний день данное обязательство (п.3.1.40. Контракта) Подрядчиком не выполнено (см. письма).
Согласно п. 3.1.11. Подрядчик гарантирует выполнение работ с надлежащим качеством в соответствии с проектной документацией и условиями Контракта, в том числе с соблюдением требований технических регламентов, с соблюдением правил, установленных стандартами, сводами правил, устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и (или) обнаруженных в пределах гарантийного срока, предусмотренного Контрактом.
До начала производства основных работ на объекте строительства должны выполняться подготовительные работы: внеплощадочные и внутриплощадочные. К внеплощадочным подготовительным работам можно отнести строительство подъездных дорог, линий связи и электропередачи, выполнение вскрышных работ на участках, отведенных под карьеры и резервы, к внутриплощадочным - восстановление и закрепление геодезической разбивочной основы; расчистку территории строительной площадки; инженерную подготовку площадки с выполнением работ по планировке, осушению и обеспечению стоков дождевых вод, устройству временных (или постоянных) дорог и коммуникационных сетей; установку временных инвентарных бытовых помещений для обогрева рабочих, приема пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.
Подрядчик при подготовке площадки к строительству должен организовать водоотведение поверхностных и грунтовых вод, осушения котлована, т.е. искусственное понижение уровня грунтовых вод.
С начала строительства и до конца июля 2022 г., строительство фундамента шло низкими темпами, с отставанием от графика выполнения работ. В вышеуказанный период, на строительной площадке работали трое рабочих, чья квалификация, опыт, компетентность не позволяла осуществлять надлежащее и своевременное выполнение работ. После замены состава рабочих, Подрядчик завершил работы по фундаменту в конце августа, с отставанием от графика на два месяца. И 5 сентября 2022 г. приступили к кирпичной кладке стен здания.
Согласно п. 3.125. Подрядчик обязан, осуществить за свой счет временное присоединение всех необходимых коммуникаций на период выполнения работ по Контракту в точках подключения в соответствии с проектной документацией и техническими условиями. Данное обязательство Подрядчиком не выполнено.
Более того, неоднократно на еженедельных планерках обсуждался вопрос о точке подключения к сетям электроснабжения, точке установки дополнительной опоры, вместе с представителями "Чебоксарский РЭС". Тем не менее, на сегодняшний день работы по прокладке сетей электроснабжения по объекту строительства не проведены.
В начале сентября 2022 года Подрядчиком ООО СК "АРКАДА" был выкопан котлован под накопительную емкость, но не смонтирован. В последствии котлован затопило дождевыми водами. На сегодняшний день котлован под накопительную емкость затоплен.
Решение по замене котельного оборудования было принято, по уведомлению Подрядчика (письмо от 13 сентября 2022 г. N66), что предусмотренные проектной документацией котлы Viallant есоТЕС plus VU 806/5-5 (газоснабжение котельной) в настоящее время не импортируется, в связи с чем, необходима их замена на аналоги с внесением изменений в проект и пересогласованием проекта ресурсоснабжающей организацией.
Согласно 3.1.15. Подрядчик обязан, обеспечить постоянное нахождение на месте выполнения работ представителя Подрядчика, назначаемого приказом по организации, а также ответственных лиц от привлеченных субподрядных организаций. Данное обязательство (п.3.1.40. Контракта)Подрядчиком не выполняется.
Согласно п. 3.1.16. Подрядчик обязан, привлекать для выполнения работ специалистов, квалификация, опыт, компетентность которых позволяют осуществлять надлежащее и своевременное выполнение работ, предусмотренных настоящим Контрактом.
На сегодняшний день (и на протяжении всего строительства с начало подготовительных работ) на объекте работают только 5 рабочих, что неоднократно нами было заактировано. Масштабность объекта и виды (объемы) работ заложенные в ПСД подразумевает большего количества рабочих на объекте для сдачи его в срок.
Согласно п 9.5. Контракта, все изменения и дополнения к Контракту оформляются дополнительными соглашениями, которые становятся его неотъемлемой частью при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями Сторон. Все дополнительные соглашения, надлежащим образом оформленные и подписанные Сторонами, являются неотъемлемой частью Контракта.
Согласно п.1.6. Результатом выполненной работы по контракту является построенный объект капитального строительства, в отношении которого между сторонами подписывается Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией. Форма КС-14.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что ООО "Аркада" осуществлялись действия, направленные на фактическое исполнение контракта и свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от исполнения принятых на себя обязательств по контракту
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ООО "Аркада" от исполнения контракта.
Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта.
Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Исполнителя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - Администрацией Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Заказчик) об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Аркада" , находящемся по адресу: 428038, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Эльменя, д. 17, помещ 44) (ИНН 2130150586, ОГРН 1152130002232), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 2 мая 2023 г. N 021/10/104-311/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2023