Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 02 мая 2023 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Охинцева С. Н., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хлынина Я. В.,
с участием:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Астел" (далее также - ООО "Фирма "Астел", общество, заявитель), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи директора Межиева Э. А.,
заказчик, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Любимская центральная районная больница" (далее также - ГБУЗ ЯО "Любимская центральная районная больница"), о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя,
оператор, акционерное общество "Единая электронная торговая площадка", участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Фирма "Астел" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Любимская центральная районная больница", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Аппарат холтеровского мониторирования сердечной деятельности / Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0371300010423000043) (далее также - электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Фирма "Астел" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Любимская центральная районная больница", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Аппарат холтеровского мониторирования сердечной деятельности / Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0371300010423000043) (далее - жалоба).
Заявитель полагает, что заказчиком в нарушение норм действующего законодательства в описание объекта закупки включено требование к коду вида номенклатурной классификации медицинских изделий (далее - код НКМИ) закупаемого товара, что ограничивает число потенциальных участников закупки.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения представителя заявителя, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия установила следующее.
Заказчиком в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 12.04.2023 размещено извещение N 0371300010423000043 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 275 000,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий (Аппарат холтеровского мониторирования сердечной деятельности / Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Заказчиком в электронном документе "Описание объекта закупки" извещения об осуществлении закупки установлено в числе прочего следующее требование к закупаемому товару:
"Код вида номенклатурной классификации медицинских изделий предлагаемых к поставке товаров должен быть 291480, в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения РФ от 28 декабря 2020 г. N 1379н "Об утверждении перечня оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения".
Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам утверждена Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий".
В соответствии с данным документом номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи <*>, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
Алгоритм формирования, применяемый для ведения номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, представлен на схеме:
------------+-->+------------+--->+--------------------------------------+ | Вид | |Наименование| |Классификационные признаки вида | |медицинского| | вида | |медицинского изделия, указываемые в | | изделия: | |медицинского| |зависимости от назначения медицинского| | XXXXXX <*> | | изделия | |изделия: | +------------+ +------------+ |- область применения; | |- инвазивность; | |- стерильность; | |- частота использования (однократного | |или многократного применения); | |- эксплуатационные особенности; | |- конструктивные особенности. | +--------------------------------------+
Из изложенных норм следует, что код номенклатурной классификации медицинских изделий по видам (далее - код НКМИ) присваивается определенной группе (виду) медицинских изделий на основе присущих данной группе медицинских изделий характеристик (классификационных признаков, устанавливаемых по критерию назначения медицинского изделия), и, следовательно, в целях осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд должен расцениваться как информация, относящаяся к описанию объекта закупки.
В разделе I "Перечень медицинских изделий" Перечня оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 1379н, указано в числе прочего следующее:
N п/п |
Наименование оборудования (медицинского изделия) |
Код вида номенклатурной классификации медицинских изделий <1> |
Наименование вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий |
24 |
Аппарат холтеровского мониторирования сердечного ритма |
156870 |
Монитор пациента центральный |
291480 |
Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга |
||
291620 |
Анализатор записи для длительного амбулаторного электрокардиографического мониторинга |
||
291680 |
Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга телеметрический |
||
355070 |
Регистратор амбулаторный для записи множества физиологических показателей |
||
291510 |
Регистратор/анализатор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга |
Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ).
В соответствии с пунктом 2 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно абзацу 1 подпункта "д" пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ в позицию каталога включается в том числе справочная информация, включая коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно подпункту "б" пункта 2 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Из совокупного анализа положений подпункта "б" пункта 2 Правил использования КТРУ, абзаца 1 подпункта "д" пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ следует, что справочная информация, включающая в том числе коды НКМИ закупаемых товаров, может использоваться заказчиками при описании объекта закупки (хотя и не является обязательной к использованию в указанных целях в силу пункта 4 Правил использования КТРУ).
Заказчиком в извещении об осуществлении применительно к закупаемому товару предусмотрена следующая позиция КТРУ:
26.60.12.111-00000037 "Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга".
В разделе "Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" единой информационной системы для вышеприведенной позиции КТРУ указана следующая информация (вкладка "Вложения", печатная форма документа "Информация о позиции КТРУ", раздел "Справочная информация"):
Наименование классификатора |
Значение классификатора |
Описание по классификатору |
НОМЕНКЛАТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО ВИДАМ |
291680:Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга телеметрический |
Неинвазивное устройство с электропитанием, предназначенное для ношения пациентом во время выполнения обычных ежедневных действий для 24-часовой записи электрокардиографических сигналов с целью диагностирования заболеваний сердца (например, аритмий). Записанные измерения могут передаваться и анализироваться беспроводным путем, обычно на удаленный компьютер со специальным программным обеспечением, расположенный в медицинском учреждении. Изделие известно как монитор Холтера; обычно включает в себя дисплей и органы управления и может включать в себя поверхностные электроды, подводящие провода и аксессуары, предназначенные для крепления/удаления (например, салфетки, средство для удаления клея). |
НОМЕНКЛАТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО ВИДАМ |
291480:Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга |
Неинвазивное устройство с электропитанием, предназначенное для ношения пациентом во время выполнения обычных повседневных действий для 24-часовой записи электрокардиографических сигналов с целью диагностирования заболеваний сердца (например, аритмий). Записанные измерения могут быть загружены и проанализированы в медицинском учреждении, обычно с использованием компьютера со специальным программным обеспечением. Изделие известно как монитор Холтера; обычно включает в себя дисплей и органы управления и может включать в себя поверхностные электроды, подводящие провода и аксессуары, предназначенные для крепления/удаления (например, салфетки, средство для удаления клея). |
Из положений приведенной выше по тексту решения статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что заказчик в зависимости от своих потребностей в извещении о закупке должен установить требования к закупаемым товарам с учетом специфики его деятельности, специфики самого товара и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в извещение такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой ему степени детализировать предмет закупки.
Заказчику в рамках рассматриваемой закупки требуется к поставке медицинское изделие (Аппарат холтеровского мониторирования сердечной деятельности / Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга), которому соответствует код НКМИ 291480.
Установление заказчиком указанного кода в качестве требования к закупаемому товару не противоречит положениям Приказа Министерства здравоохранения РФ от 28 декабря 2020 г. N 1379н "Об утверждении перечня оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения", согласуется с позицией КТРУ 26.60.12.111-00000037 "Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга" и направлено, прежде всего, на реализацию права заказчика - медицинского учреждения - на закупку именно того медицинского оборудования, которое наиболее полно отвечает его потребностям.
В соответствии с извещением о закупке в качестве предмета закупки обозначена поставка медицинского изделия. В связи с этим участником закупки могло выступать любое лицо, в том числе не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения о закупке и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Заявитель не обосновал тот факт, что оспариваемое требование создает преимущества одним участникам закупки перед другими, является непреодолимым для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным способом влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Также заявителем не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы в аукционе.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.04.2023 NИЭА1 следует, что на участие в рассматриваемой закупке подано пять заявок; при этом три из них признаны комиссией заказчика по осуществлению закупок соответствующими требованиям извещения. Изложенное свидетельствует о наличии конкуренции между потенциальными поставщиками при проведении оспариваемого электронного аукциона.
Таким образом, Ярославское УФАС России при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе, выразившихся в установлении последним в извещении о закупке требований к товару, ограничивающих количество участников закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Астел" (ИНН 7610016678) на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Любимская центральная районная больница" (ИНН 7618001056), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Аппарат холтеровского мониторирования сердечной деятельности / Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0371300010423000043), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: С. Н. Охинцева |
Члены Комиссии: И. С. Ерофеева
Я. В. Хлынина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 2 мая 2023 г. N 076/06/106-456/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2023