Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 03 мая 2023 года г. Ярославль
Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по проведению внеплановой документарной проверки (далее также - Инспекция) в составе: руководитель Инспекции - заместитель начальника отдела контроля закупок Охинцева С. Н., члены Инспекции - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хлынина Я. В.,
с участием:
заявитель, индивидуальный предприниматель Довидсон Денис Александрович (далее также - ИП Довидсон Д. А.), о времени, дате и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о проведении проверки в его отсутствие,
заказчик, муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 92" (далее также - МДОУ "Детский сад N 92"), обеспечил участие в проведении проверки представителя по доверенности Савгучевой Е. А.,
рассмотрев обращение ИП Довидсона Д. А. на действия заказчика, МДОУ "Детский сад N 92", при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на поставку цифрового пианино, размещенной в электронном магазине закупок малого объема на сайте государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" (номер закупки N 03713000914202300007) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказом Ярославского УФАС России от 10.01.2023 N 15/23, от 23.01.2023 N 25/23,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступило обращение ИП Довидсона Д. А. на действия заказчика, МДОУ "Детский сад N 92", при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на поставку цифрового пианино, размещенной в электронном магазине закупок малого объема на сайте государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" (номер закупки N 03713000914202300007).
Заявитель полагает, что заказчик неправомерно включил в проект контракта, направленный ему как победителю закупки, требование к цвету подлежащего поставке товара (цифровое пианино) - коричневый, в то время как заявитель, учитывая, что заказчиком в описании объекта закупки требование к цвету поставляемого товара установлено альтернативным образом - коричневый/черный, планировал к поставке цифровое пианино черного цвета.
Заказчик с доводами обращения не согласился, представил письменные пояснения.
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
Постановлением Правительства ЯО от 28.09.2017 N 732-п (далее - Постановление) утвержден Порядок использования государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" (далее - Порядок).
Пунктом 4 Постановления главам муниципальных образований Ярославской области рекомендовано утвердить порядки использования государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" заказчиками муниципальных образований Ярославской области.
Пунктом 1 Постановления мэрии г. Ярославля от 26.06.2020 N 502 "Об утверждении Порядка использования государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" заказчикам города Ярославля постановлено использовать государственную информационную систему "Государственные закупки Ярославской области" при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Ярославля в случаях, установленных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - закупки малого объема), пунктом 11 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также в случае принятия комиссией по реализации инвестиционных проектов и поддержке экономики Ярославской области, образованной указом Губернатора Ярославской области от 15.03.2022 N 54 "Об образовании комиссии по реализации инвестиционных проектов и поддержке экономики Ярославской области", решения, определяющего особенности и порядок осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 4 Постановления утвержден Порядок использования государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" (приложение).
Согласно пункту 1.1 данного документа Порядок использования государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" (далее - Порядок) устанавливает правила проведения посредством государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Ярославля в случаях, установленных пунктами 4, 5 и 11 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также в случае принятия комиссией по реализации инвестиционных проектов и поддержке экономики Ярославской области, образованной указом Губернатора Ярославской области от 15.03.2022 N 54 "Об образовании комиссии по реализации инвестиционных проектов и поддержке экономики Ярославской области", решения, определяющего особенности и порядок осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в целях совершенствования системы определения цены контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для заказчиков города Ярославля (пункт 1.2 Порядка).
Заказчики определяют условия закупки малого объема - объект закупки малого объема, начальную цену контракта, характеристики и количество поставляемых товаров, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, место доставки поставляемых товаров, выполнения работ, оказания услуг (пункт 2.1 Порядка).
Для осуществления закупки малого объема заказчик размещает в ГоИС "Госзакупки ЯО" информацию о такой закупке с указанием срока приема ценовых предложений, прикрепляет электронные документы в виде отдельных файлов: описание объекта закупки малого объема, проект контракта, обоснование начальной цены контракта (пункт 2.2 Порядка).
Заказчиком в электронном магазине закупок малого объема на сайте государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" 12.04.2023 размещена закупка N 03713000914202300007 на право заключения контракта на поставку цифрового пианино.
Начальная (максимальная) цена контракта 99 990,00 рублей.
Заказчиком в составе информации о закупке N 03713000914202300007 размещен электронный документ "Описание объекта закупки", где в числе прочего установлено следующее требование к закупаемому товару:
Наименование товара |
Спорная характеристика товара |
Цифровое пианино PX770 |
Цвет: коричневый/чёрный |
Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что по истечении срока подачи ценовых предложений в ГоИС "Госзакупки ЯО" автоматически формируется протокол результата запроса цен закупки малого объема с присвоением ценовым предложениям порядковых номеров от самого низкого к самому высокому предложению с учетом времени подачи ценовых предложений в соответствии с пунктом 2.5 настоящего раздела Порядка.
Согласно протоколу результата запроса цен по закупке N 03713000914202300007 от 14.04.2023 на участие в закупке подано 2 ценовых предложения:
1 - ИП Довидсон Д. А. - 79 000,00 руб.;
2 - ИП Цимбалова О. В. - 99 700,00 руб.
Победителем закупки определен ИП Довидсон Д. А. в связи с подачей им наилучшего ценового предложения.
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка при наличии ценовых предложений контракт заключается в электронной форме на условиях, указанных в ГоИС "Госзакупки ЯО", с победителем закупки.
В течение 1 рабочего дня с даты размещения протокола результата запроса цен заказчик формирует и направляет победителю закупки посредством ГоИС "Госзакупки ЯО" проект контракта (пункт 3.3 Порядка).
В силу пункта 3.4 Порядка в течение 1 рабочего дня с даты получения уведомления о направлении проекта контракта победитель закупки вправе:
подписать проект контракта и направить его заказчику;
сформировать протокол разногласий и направить его заказчику;
отказаться от заключения контракта.
В случае направления победителем закупки протокола разногласий заказчик в течение 1 рабочего дня со дня направления указанного протокола формирует новую версию проекта контракта с указанием информации о внесенных изменениях и направляет новую версию проекта контракта победителю закупки. Повторное направление протокола разногласий не допускается (пункт 3.7 Порядка).
В случае если победитель закупки отказался от заключения контракта в срок, указанный в пункте 3.4 настоящего раздела Порядка, не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий либо если заказчик отказался от заключения контракта по основанию, предусмотренному абзацем вторым пункта 3.5 настоящего раздела Порядка, заказчик вправе заключить контракт посредством ГоИС "Госзакупки ЯО" в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты наступления соответствующего события, с участником закупки, сделавшим аналогичное ценовое предложение, либо при отсутствии такого участника закупки - с участником закупки, сделавшим следующее за минимальным ценовое предложение. Контракт с таким участником закупки заключается в соответствии с пунктами 3.4 - 3.7 настоящего раздела Порядка. При наличии нескольких одинаковых ценовых предложений от участников закупки приоритет имеет ценовое предложение, которое поступило ранее в соответствии с рейтингом ценовых предложений (пункт 3.8 Порядка).
Инспекцией установлена следующая хронология действий заказчика и победителя закупки по заключению контракта.
Заказчиком в адрес победителя закупки - ИП Довидсона Д. А., направлен проект контракта, включающий следующее условие о цвете поставляемого товара: "Цифровое пианино PX770 (цвет: коричневый)".
ИП Довидсоном Д. А. сформирован и направлен в адрес заказчика проект контракта, содержащий предлагаемое победителем закупки условие о цвете поставляемого товара - черный.
Заказчиком при повторном формировании проекта контракта предложение индивидуального предпринимателя учтено не было, в связи с чем проект контракта не был подписан победителем закупки.
Учитывая предусмотренное пунктом 3.2 Порядка требование о необходимости заключения контракта на условиях, указанных в ГоИС "Госзакупки ЯО", требования к закупаемому товару, содержащиеся в размещенном в составе информации о закупке электронном документе "Описание объекта закупки", должны быть установлены заказчиком таким способом, который исключает их неоднозначное толкование заказчиком, с одной стороны, и участниками закупки - с другой.
Обязанность заказчика по установлению характеристик закупаемого товара определенным образом обусловлена необходимостью доведения до участников закупки понятных и доступных требований, которые должны быть известны последним на момент принятия решения об участии в закупке и подачи ценового предложения. Исполнение заказчиком указанной обязанности необходимо для достижения целей обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции.
В рассматриваемом случае установление заказчиком в описании объекта закупки требования к цвету закупаемого товара (Цвет: коричневый/чёрный), не позволяющего участникам на момент принятия решения об участии в закупке однозначно определить цвет поставляемого товара, удовлетворяющий потребности заказчика, привело к неподписанию победителем закупки проекта контракта.
Таким образом, заказчик, включив в описание объекта закупки характеристику закупаемого товара "Цвет: коричневый/чёрный", не позволяющую определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, допустил нарушение пункта 2.1 Порядка использования государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области", утвержденного Постановлением мэрии г. Ярославля от 26.06.2020 N 502.
Инспекцией установлено, что заказчиком к моменту завершения настоящей проверки в соответствии с пунктом 3.8 Порядка заключен контракт с участником закупки, подавшим ценовое предложение, которому присвоен второй порядковый номер (ИП Цимбалова О. В.).
Подпунктом "б" пункта 35 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, предусмотрено, что в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Инспекция Ярославского УФАС России,
решила:
1. Признать заказчика, муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 92" (ИНН 7603018593), нарушившим пункт 2.1 Порядка использования государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области", утвержденного Постановлением мэрии г. Ярославля от 26.06.2020 N 502, при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на поставку цифрового пианино, размещенной в электронном магазине закупок малого объема на сайте государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" (номер закупки N 03713000914202300007).
2. Не выдавать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения, поскольку на дату проведения проверки заказчиком заключен контракт.
Руководитель Инспекции: С. Н. Охинцева
Члены Инспекции: И. С. Ерофеева
Я. В. Хлынина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 3 мая 2023 г. N 99П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2023