Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии в присутствии:
представителя Заказчика - КУ УР "Управление автомобильными дорогами УР" (далее - Заказчик) (посредством видеоконференцсвязи): <_> (доверенность от 26.12.2022 N99), <_> (доверенность от 09.01.2023 N20),
представителя ООО "Эстейт инжиниринг" (далее - Общество, Подрядчик) (посредством видеоконференцсвязи): <_> доверенность б/н от 26.04.2023),
рассмотрев обращение Заказчика - КУ УР "Управление автомобильными дорогами УР" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Эстейт инжиниринг" (ИНН 1831201420) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме зз-35241 - 2022 выполнение работ по разработке проектной документации на ремонт путепровода через ж.д. км 3+680 автомобильной дороги Кез-Пужмезь-Чепца в Кезском районе Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122013303, далее - Конкурс), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
02.09.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта 3 959 130,00 рублей.
12.09.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 12.09.2022 NИЭА1 было подано две заявки на участие, признанные соответствующими установленным требованиям. Победителем признано ООО "Эстейт инжиниринг".
23.09.2022 был заключен контракт N13303 между КУ УР "Управление автомобильными дорогами УР" и ООО "Эстейт инжиниринг", согласно которому Подрядчик принял на себя обязательство на выполнение работ по разработке проектной документации на ремонт путепровода через ж.д, км 3+680 автомобильной дороги Кез-Пужмезь-Чепца в Кезском районе Удмуртской Республики в соответствии с техническим заданием Заказчика.
Цена контракта 2 861 430,45 рублей.
Дата начала исполнения контракта: 26.09.2022;
Дата окончания исполнения контракта: 20.12.2022;
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 13.04.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пояснениям представителя ООО "Эстейт инжиниринг" умысла на неисполнение условий контракта не имелось, недобросовестное поведение со стороны Общества не допущено. Работы по контракту были выполнены, задержка сроков обусловлена виной Заказчика, который предоставлял исходные данные со значительной задержкой, и за пределами установленных регламентированных сроков. Запрос на согласование рабочей документации не был направлен заказчиком главному инженеру Свердловской железной дороги, в связи с чем, выполнение работ в полном объёме в указанные контрактом сроки было заведомо невозможно по вине заказчика. Проектная документация была передана Заказчику на рассмотрение и согласование уже 10.10.2022, что подтверждается документами, приложенными в материалы дела.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
23.09.2022 между КУ УР "Управление автомобильными дорогами УР" и ООО "Эстейт инжиниринг" был заключен государственный Контракт N13303, по условиям которого Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по Контракту в соответствии с перечнем и объёмами работ, указанными в задании (Приложение N1 к Контракту), в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N2 к Контракту), и передать результат выполненных работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять от Подрядчика результат выполненных работ и произвести расчёты согласно условиям Контракта. Объектом закупки, предметом контракта является выполнение работ по разработке проектной документации на ремонт путепровода через ж.д. км 3+680 автомобильной дороги Кез-Пужмезь-Чепца в Кезском районе Удмуртской Республики (далее - Объект). (пункт 1.1 контракта).
Согласно пункту 1.4 контракта результатом выполненной работы по Контракту является разработанная Подрядчиком в соответствии с действующим законодательством, согласованная с соответствующими службами (в том числе с ОАО "РЖД") и принятая Заказчиком проектная документация в соответствии с Заданием (Приложение N1 к Контракту) (далее по тексту Контракта, кроме раздела 8 Контракта - техническая документация).
Цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта и включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту, при котором цена Контракта (цена работ) составляет: 2 861 430 (Два миллиона восемьсот шестьдесят одна тысяча четыреста тридцать) рублей 45 копеек, НДС не облагается (пункт 2.1. контракта).
Пунктом 3.1. контракта определена общая продолжительность работ по Контракту:
- дата начала исполнения Контракта: 26.09.2022;
- дата окончания исполнения Контракта: 20.12.2022.
В силу пункта 14.1. контракта - контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до 31.12.2022, но до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
После заключения контракта подрядчик приступил к исполнению обязательств.
Так, письмом N358-э от 10.10.2022 ООО "Эстейт инжиниринг" направило для согласования задания и программы на проведение инженерных изысканий.
Необходимость согласования с заказчиком программы инженерных изысканий установлена пунктом 12.2 Задания (приложение к контракту).
Согласно пункту 5.2. контракта Подрядчик имеет право письменно запрашивать от Заказчика документы, материалы, исходные данные, а также разъяснения по вопросам, относящимся к исполнению обязательств по Контракту.
Пунктом 4.1.5. установлена обязанность заказчика в течение 14 календарных дней с даты получения письменного запроса Подрядчика предоставлять исходные данные необходимые для разработки проектной документации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Руководствуясь пунктами 5.2 и 4.1.5 контракта, подрядчик письмом N 360-э от 12.10.2022 направил запрос на выдачу исходных данных, в т.ч. документацию на путепровод. Срок предоставления исходных данных - не позднее 26.10.2022.
В связи с тем, что заказчик не ответил на письмо о согласовании задания и программы на проведение инженерных изысканий, а также не предоставил необходимые исходные данные, в адрес заказчика были направлены:
- письмо N380-э от 31.10.2022, в котором ООО "Эстейт инжиниринг" повторно попросило ускорить согласование заданий и программ на проведение изысканий в связи с сокращенными сроками проектирования;
-письмо с повторным требованием по предоставлению исходных данных, запрошенных ранее письмом N 360-э (исх. 381-э от 31.10.2022).
07.11.2022 письмом N3226/01-01-04 Заказчик направил правоустанавливающие документы на земельный участок в пределах полосы отвода, а также технические условия 31459/Сверд от 25.10.2022 года, выданные ОАО "РЖД".
Тем самым исходные данные переданы позже установленного срока на 12 календарных дней.
10.11.2022 Письмом N3289/01-01-04 были согласованы программы на инженерные изыскания.
Встречное обязательство заказчика по согласованию программы на инженерные изыскания пунктом 12.2 Задания не определено представлением (исполнением) по времени. Срок встречного представления (исполнения) заказчиком договорных обязательств определяется по правилам п. 2 ст. 314 ГК РФ разумным сроком (7 дней).
Согласование Заказчик обязан был направить не позднее 17.10.2023. Заказчиком нарушен срок согласования на 24 календарных дня.
Согласно пункту 10 Задания основные проектные решения по опорам, пролетным строениям, деформационным швам, водоотводу и очистным сооружениям необходимо принять на основе технико-экономического сравнения вариантов и согласования с Заказчиком, до оформления проектной документации.
Встречное обязательство Заказчика по выбору и утверждению варианта основных проектных решений для дальнейшей разработки подрядчиком проектно-сметной документации условиями контракта (включая задание и календарный график) не определено представлением (исполнением) во времени. Срок встречного представления (исполнения) заказчиком договорных обязательств определяется по правилам п. 2 ст. 314 ГК РФ разумным сроком (7 дней).
Письмом N411-э от 15.11.2022 в адрес Заказчика были направлены на согласование варианты ремонта путепровода в соответствии с пп.10*,15, 18.2 Задания на выполнение работ (Приложение к договору). Срок согласования истекал 22.11.2022.
Письмом N2437/01-01-04 от 23.11.2022 Заказчик отказал в согласовании представленных вариантов, при этом замечания к проектным решениям по самому путепроводу не предъявлялись. Отказ был мотивирован отсутствием выноса сетей ОАО "РЖД" и не полным выполнением требований технических условий ОАО "РЖД" (какие условия ТУ не были выполнены заказчик не конкретизировал).
Определить какие сети ОАО "РЖД" подлежат выносу (и в целом необходимость выноса сетей при ремонте путепровода) возможно определить только после утверждения одного из вариантов проектного решения. Кроме того, в адрес подрядчика не были направлены требования (рекомендации) заказчика и ОАО "РЖД" о необходимости выполнения мероприятий по переносу сетей, в том числе протокол выездного совещания от 11.10.2022.
В связи с чем, 24.11.2022 ООО "Эстейт инжиниринг" письмом N423-э повторно направило на согласование варианты ремонта путепровода с указанием о необходимости до исполнения требований ОАО "РЖД" согласовать проектные решения по конструктиву моста.
28.11.2022 письмом N426-э ООО "Эстейт инжиниринг" уведомило заказчика о приостановке работ по договору подряда в связи с отсутствием согласования варианта ремонта путепровода. Протокол выездного совещания от 11.10.2022 c отраженными дополнительными требованиями заказчика к выполнению работ, в том числе по переустройству сетей ОАО "РЖД" не был направлен подрядчику. Проектные решения по ремонту путепровода (конструктиву) Заказчиком не были рассмотрены.
Письмом N3562/01-01-04 от 01.12.2022 Заказчиком впервые были направлены замечания к вариантам проектирования.
Письмом N490-э от 23.12.2022 ООО "Эстейт инжиниринг" направил на согласование варианты ремонта путепровода в соответствии с полученными требованиями Заказчика.
Письмом N3952/01-01-04 от 30.12.2022 Заказчиком был согласован вариант проектирования с небольшими уточнениями.
В связи с поступившим согласованием варианта проектирования ООО "Эстейт инжиниринг" письмом N23-э от 19.01.2023 отправил на согласование Заказчику варианты поперечного профиля. Данное согласование было необходимо для выполнения подъездных путей к путепроводу на основании принятого Заказчиком варианта ремонта.
Письмом N 0310/01-01-04 от 02.02.2023 Заказчиком был согласован поперечный профиль.
Письмом N58-э от 14.02.2023 ООО "Эстейт инжиниринг" обратилось к Заказчику для получения информации для разработки сметной документации: определить место для вывоза разобранных материалов и предоставить информацию об организации, которая будет оказывать услуги по предоставлению воды для технических, хозяйственно-бытовых и питьевых нужд и водоотведению хозяйственно-бытовых стоков на период производства работ. Срок исполнения - не позднее 28.02.2023.
Письмом N0680/01-01-04 от 02.03.2023 Заказчиком частично предоставлены данные для разработки сметной документации.
Письмом N65-э от 16.02.2023 года в связи с необходимостью разработки проекта межевания территории по объекту Заказчику был направлен запрос на предоставление Приказа о разработке проекта межевания территории. Необходимость в разработке данной документации была выявлена после согласования вариантов проектирования путепровода и согласования вариантов поперечного профиля подъездных путей, поскольку в результате разработки проекта подъездные пути вышли на границы, существующей полосы отвода. Порядок подготовки документации по планировке территории, утвержден Постановлением Правительства УР от 16 марта 2022 года N 113.
Пункт 4. Срок исполнения запроса 02.03.2023.
Письмом N77-э от 28.02.2023 от Заказчика был повторно запрошен приказ о разработке проекта межевания территории.
Письмом N78-э от 28.02.2023 были повторно запрошены от Заказчика исходные данные для разработки сметной документации: предоставление Приказа о разработке проекта межевания территории.
Письмом N94-э от 06.03.2023 года готовая проектная документация была направлена на согласование в адрес Заместителя главного инженера Свердловской Железной дороги <_>.
07.03.2023 года письмом N0742/01-01-04 Заказчиком был направлен приказ на разработку проекта межевания территории. Спустя 5 календарных дней после истечения регламентированного максимального срока для ответа на запрос.
29.03.2023 года Заказчик уведомил об одностороннем расторжении договора.
07.04.2023 подрядчик сопроводительным письмом N121-э направил заказчику для сдачи отчетную техническую документацию по инженерным изысканиям, проектную документацию и рабочую документацию по объекту "Ремонт путепровода через ж.д, км 3+680 автомобильной дороги Кез-Пужмезь-Чепца в Кезском районе Удмуртской Республики".
В связи с чем, Заказчик на основании части 13 статьи 95 Закона отменил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Письмом N1159/01-01-04 от 12.04.2023 года Заказчик отказал в приемке вышеуказанной документации ввиду отсутствия согласования управлением Свердловской железной дороги. В документации присутствовали только предварительные согласования структурных подразделений Пермского региона дороги. К самой документации замечания у Заказчика отсутствовали.
13.04.2023 заказчик повторно разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Между тем, в соответствии с письмом N10819/Сверд от 24.04.2023 Пермский регион железной дороги дополнительно подтвердил, что рассмотрел проектную документацию по объекту: "ремонт путепровода через ж.д, км 3+680 автомобильной дороги Кез-Пужмезь-Чепца в Кезском районе Удмуртской Республики", предварительное положительное заключение по согласованию документации направлено установленным порядком в Управление Свердловской железной дороги. Окончательное решение по согласованию рабочей документации принимает главный инженер Свердловской железной дороги <_> при наличии запроса от владельца коммуникации и документации на бумажном носителе.
Таким образом, окончательное согласование с ОАО "РЖД" возможно только после обращения заказчика с соответствующим запросом в адрес ОАО "РЖД". 24.04.2023, то есть до вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик был уведомлён о данных обстоятельствах.
Результат работ был сдан заказчику 07.04.2023, то есть до направления с его стороны информации о потере интереса к результату работ (решение от 13.04.2023).
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно пункту 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверки заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020).
Исходя из предоставленных документов и пояснений, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Общество совершало действия направленные на исполнение условий контракта по выполнению работ по производству изысканий и разработке проектной документации. Однако, в связи с наличием объективных причин, не смогло выполнить взятые обязательства в срок, установленный контрактом, поскольку для полной готовности проектной документации требовалось длительное ее согласование.
Как следует из изложенной хронологии событий, Заказчик предоставлял исходные данные со значительной задержкой, и за пределами установленных регламентированных сроков.
Общество намеревалось исполнить взятые на себя обязательства в полном объеме, совершало действия, направленные на устранение замечаний по разрабатываемой проектной документации.
Следует отметить, что Общество предпринимало действия, направленные на исполнение обязательств по контракту, а именно, устранило замечания по проектной документации, получило все необходимые согласования, в том числе в службах, выступающих от имени ОАО "РЖД".
С учетом изложенного Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в РНП сведений об ООО "Эстейт инжиниринг".
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Эстейт инжиниринг" (ИНН 1831201420) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме зз-35241 - 2022 выполнение работ по разработке проектной документации на ремонт путепровода через ж.д, км 3+680 автомобильной дороги Кез-Пужмезь-Чепца в Кезском районе Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122013303) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 2 мая 2023 г. N 018/06/104-345/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2023