На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 24.04.2023 N 136/23, на основании обращения заказчика Администрация Злынковского района Брянской области (вх. 2990/23 от 24.04.2023), Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "__."
Членов Инспекции: "__."
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей заказчика Администрация Злынковского района Брянской области, Управления государственных закупок Брянской области, ООО "АвтоБанДорстрой",
осуществив проверку информации и документов, представленных заказчиком Администрация Злынковского района Брянской области по факту уклонения ООО "АвтоБанДорстрой" от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги по пер. Полевой в г. Злынка Брянской области за N 0127200000223001947, установила следующее:
1. 30.03.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги по пер. Полевой в г. Злынка Брянской области за N 0127200000223001947.
2. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 112 516,40 рублей.
3. Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.04.2023 NИЭА1 победителем был признан участник (идентификационный номер заявки 113902087) ООО "АвтоБанДорстрой" с ценой контракта 995 702,01 рублей.
4. 13.04.2023 заказчиком Администрация Злынковского района Брянской области размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ООО "АвтоБанДорстрой".
5. 14.04.2023 15:05 (МСК) от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Подписанный победителем проект контракта" от 14.04.2023
6. 21.04.2023 15:17 (МСК) процедура заключения контракта N 01272000002230019470001 переведена на этап "Контракт не заключен".
7. 21.04.2023 15:17 (МСК) размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 21.04.2023.
До рассмотрения обращения в адрес Брянского УФАС России поступили документы и письменные пояснения заказчика Администрация Злынковского района Брянской области (вх. 3044/23 от 26.04.2023), ООО "АвтоБанДорстрой" (вх. N 3038-ЭП/23 от 25.04.2023).
Изучив представленные документы, Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
Действия заказчика Администрация Злынковского района Брянской области при определении поставщика путём проведения электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги по пер. Полевой в г. Злынка Брянской области за N 0127200000223001947 соответствуют требованиям статьи 51 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок заключения контрактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Так, заказчиком Администрация Злынковского района Брянской области 13.04.2023 размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ООО "АвтоБанДорстрой".
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) или формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что в регламентированный Законом о контрактной системе срок - 14.04.2023, победителем закупки ООО "АвтоБанДорстрой" подписан проект контракта.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием ЕИС и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в ЕИС протокола, предусмотренного пп. "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп. "а" п. 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Так, заказчиком Администрация Злынковского района Брянской области 21.04.2023 сформирован Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта в связи с невыполнением победителем закупки требований ч.3 ст. 51 Закона о контрактной системе, а именно победителем закупки ООО "АвтоБанДорстрой" подписан проект контракта усиленной электронной подписью иного лица- ООО "ЭНЕРГОТЕХПРОМ", что не позволяет определить лицо, подписавшее проект контракта, участником данной закупки.
Таким образом, поскольку участником закупки при подписании проекта контракта не выполнены требования ч.3 ст. 51 Закона о контрактной системе, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что действия заказчика Администрация Злынковского района Брянской области по признанию ООО "АвтоБанДорстрой" уклонившимся от заключения контракта являются правомерными, в силу пп "а" п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Так, всесторонне изучив представленные материалы, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что сведения в отношении ООО "АвтоБанДорстрой" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение. По существу, внесение в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участников закупки (в том числе за уклонение от подписания контракта), что предполагает необходимость учета степени его вины.
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что победителем закупки ООО "АвтоБанДорстрой" в регламентированный срок подписан проект контракта, а также в регламентированный срок оформлена независимая гарантия в качестве обеспечения исполнения контракта (независимая гарантия N 12613-23-10 от 13.04.2023). Однако, контракт подписан электронно-цифровой подписью иного лица-ООО "ЭНЕРГОТЕХПРОМ".
Для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган должен представить не только доказательства неподписания участником закупки контракта в установленный срок, но и доказательства такого уклонения лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Так из письменных пояснений ООО "АвтоБанДорстрой" следует, что обществом в регламентированный Законом о контрактной системе подписан проект контракта, а также предоставлена независимая гарантия в качестве обеспечения исполнения контракта. Вследствие технической ошибки, контракт подписан действующей электронно-цифровой подписью ООО "ЭНЕРГОТЕХПРОМ", являющимся администратором, которому делегированы полномочия на подписание контракта до смены наименования юридического лица с ООО "ЭНЕРГОТЕХПРОМ" на ООО "АвтоБанДорстрой".
В подтверждение, ООО "АвтоБанДорстрой" в адрес Брянского УФАС России направлены скриншоты из личного кабинета в единой информационной системе в сфере закупок, решение N 3 о смене наименования юридического лица от 27.01.2023, доверенность N5 от 23.01.2023 на право подписи контракта администратором в единой информационной системе.
Изучив представленные документы, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что ООО "АвтоБанДорстрой" предпринимались действия, направленные на заключение контракта.
Так, действиями, направленными на заключение контракта и подтверждением отсутствия умысла уклонения является подписание победителем закупки проекта контракта в установленный Законом о контрактной системе срок, оформленная в качестве обеспечения исполнения работ по контракту ООО "АвтоБанДорстрой" в установленный срок независимая гарантия.
Рассмотрев дело в своей совокупности и взаимосвязи, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу, что включение ООО "АвтоБанДорстрой" в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом деле, не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) победителя закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
решила:
Сведения в отношении ООО "АвтоБанДорстрой" (ИНН "__..", адрес: "___." ) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель инспекции "__.."
Члены инспекции "__"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 28 апреля 2023 г. N РНП-32-771
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2023