Резолютивная часть решения объявлена 28.04.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 02.05.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";"_";
В отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - заказчик); МБУ ДО "Ольхонская ДЮСШ" (далее - участник закупки, победитель электронного аукциона, МБУ ДО "Ольхонская ДЮСШ");
рассмотрев обращение заказчика о включении информации в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)")" (далее - Постановление Правительства N1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России года поступило обращение заказчика о включении информации в отношении МБУ ДО "Ольхонская ДЮСШ" в реестр.
В своем обращении заказчик указывает, что участник закупки, являясь победителем электронного аукциона уклонился от заключения контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение о направлении рассматриваемого обращения о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков.
МБУ ДО "Ольхонская ДЮСШ" представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам проведенного электронного аукциона, запрашиваемые в уведомлении N 038/533/23 от 24.04.2023 г.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что 06 марта 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0134200000123001147 на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей одиноких родителей, детей из многодетных семей, в детском оздоровительном лагере. (далее - извещение о электронного аукциона).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 643 900 руб. 00 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.04.2023 NИЭОК1 победителем признано МБУ ДО "Ольхонская ДЮСШ".
Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона урегулирован статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Во исполнение указанной нормы Заказчиком 07 апреля 2023 года в единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта для подписания его Обществом.
Частью 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Федерального закона N 44-ФЗ, МБУ ДО "Ольхонская ДЮСШ" необходимо было подписать представленный проект контракта, представить обеспечение исполнения контракта до 14 апреля 2023 года.
Комиссией установлено, что в предусмотренные законом сроки участник закупки проект контракта подписал, однако не предоставил обеспечение исполнения контракта, следовательно, МБУ ДО "Ольхонская ДЮСШ" является уклонившимся от заключения контракта в силу части 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ.
19 апреля 2023 года заказчиком в единой информационной системе размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 19.04.2023 NППУ20_1.
Как следует из пояснений, представленных МБУ ДО "Ольхонская ДЮСШ", намерение в уклонении от заключения контракта отсутствовало, денежные средства для обеспечения контракта были перечислены в Министерство социального развития, опеки попечительства Иркутской области с задержкой по техническим причинам, письмом от 21.04.2023 года N98 МБУ ДО "Ольхонская ДЮСШ" уведомило министерство об отсутствии намерения в уклонении от заключения контракта (копия письма прилагается).
МБУ ДО "Ольхонская ДЮСШ" является бюджетным учреждением, проведение платежей занимает 2 рабочих дня: в первый день перечисляется субсидия на лицевой счет учреждения, во второй день расходные обязательства перечисляются контрагенту.
Учреждением планировалось перечисление субсидии на лицевой счет 14.04.2023 г., но по причине отсутствия электроэнергии в здании администрации с 10ч.20 мин. до 13ч.00 мин., в связи с коротким замыканием в распределительном щитке и выхода из строя автоматических выключателей платеж не был проведен, после 12 ч. 30 мин. платеж не мог быть отправлен, т.к. прием платежей Федеральным казначейством по пятницам осуществляется до 12ч.30 мин.
Поэтому был нарушен срок перечисления средств на обеспечение контракта. Субсидия на лицевой счет МБУ ДО "Ольхонская ДЮСШ" была перечислена 17.04.2023 г., платёж в Министерство социального развития, опеки и попечительства был направлен 18.04.2023 (копии платежных поручений прилагаются).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств (статья 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, предприятие принимая участие в закупке, должен осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае не подписания контракта или не предоставления необходимых документов.
Изучив представленные документы, Комиссия не находит оснований для включения информации в отношении МБУ ДО "Ольхонская ДЮСШ" в Реестр, поскольку его недобросовестность и отсутствие у него намерения на заключение контракта не подтверждается имеющимися материалами дела.
Из смысла статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить наличие намерений МБУ ДО "Ольхонская ДЮСШ" отказаться от заключения контракта, а как следствие и недобросовестности в его действиях.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении МБУ ДО "Ольхонская ДЮСШ" (ИНН:3836002415, 666130, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, Р-Н ОЛЬХОНСКИЙ, С. ЕЛАНЦЫ, УЛ. ПЕНКАЛЬСКОГО, Д.14), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об учредителе МБУ ДО "Ольхонская ДЮСШ" (КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ОЛЬХОНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ", ИНН: 3827041785), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа МБУ ДО "Ольхонская ДЮСШ" ("_";) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 4 мая 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2023