резолютивная часть решения оглашена 02.05.2023 г.
Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по организации и осуществления контрольного мероприятия (далее - Инспекция) в составе: _______-, на основании поступившей информации (жалоб) общества с ограниченной ответственностью "Дорстрой", ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила), Инспекция, проведя внеплановую проверку на предмет соответствия действий Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытых конкурсов в электронной форме N0104200002123000012 "Строительство футбольного поля по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский район, с.п. Шалушка, ул Им Юанова А.Г., д. 1-а" и N0104200002123000016 "Строительство универсального спортивного комплекса по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский район, с.п. Шалушка, ул. бр.Тлуповых, 1б" (далее - Конкурсы, Закупки),
установила:
В целях осуществления контроля закупок, проводимых в рамках национальных проектов, на основании поступившей информации, ст.99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576, Инспекция Управления провела внеплановую проверку на предмет соответствия действий Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурсов.
Инспекция, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
06.02.2023 г. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru опубликован открытый конкурс в электронной форме N0104200002123000012 "Строительство футбольного поля по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский район, с.п. Шалушка, ул Им Юанова А.Г., д. 1-а" с начальной (максимальной) ценой контракта - 27 991 790,00 руб. В извещении о проведении электронного конкурса указано: Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе - 21.03.2023 г. 09:00 ч; Дата проведения итогов определения поставщика в электронном конкурсе 24.03.2023 г.
13.02.2023 г. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru опубликован открытый конкурс в электронной форме N0104200002123000016 "Строительство универсального спортивного комплекса по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский район, с.п. Шалушка, ул. бр.Тлуповых, 1б" с начальной (максимальной) ценой контракта - 82 269 152,12 руб. В извещении о проведении электронного конкурса указано: Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе - 20.03.2023 г. 09:00 ч; Дата проведения итогов определения поставщика в электронном конкурсе 23.03.2023 г.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Согласно доводу Заявителя, комиссией Уполномоченного органа незаконно отклонена заявка на участие в Конкурсах.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать, в том числе информацию и документы, предусмотренные подпунктом "м" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно протоколу по закупке N0104200002123000012 от 23.03.2023 г. и по закупке N0104200002123000016 от 22.03.2023 г. заявки Заявителя отклонена на основании: "Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Истек срок действия решения о согласии на совершение крупной сделки. Решение о согласии на совершение крупной сделки действует в течение одного года".
Комиссия Уполномоченного органа отклонила заявки Заявителя по причине того, что истек срок действия решения о согласии на совершение крупной сделки.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом: связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, в результате которых у общества возникает обязанность направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату; предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату".
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Закона N 14-ФЗ в решении о согласии на совершение крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной, выгодоприобретателем, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения.
Изучив представленные материалы, установлено, что положениями пункта 8 статьи 46 Закона N 14-ФЗ предусмотрено, что для целей Закона N 14-ФЗ под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, понимаются любые сделки, которые приняты в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.
При этом для квалификации сделки как крупной необходимо одновременное наличие у сделки на момент ее совершения двух признаков (пункт 1 статьи 46 Закона N 14-ФЗ):
1)количественного (стоимостного): предметом сделки является имущество, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (далее - имущество), цена или балансовая стоимость (а в случае передачи имущества во временное владение и (или) пользование, заключения лицензионного договора - балансовая стоимость) которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
2)качественного: сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности, т.е. совершение сделки приведет к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов (пункт 8 статьи 46 Закона N 14-ФЗ).
Устанавливая наличие данного критерия, следует учитывать, что он должен иметь место на момент совершения сделки, а последующее наступление таких последствий само по себе не свидетельствует о том, что их причиной стала соответствующая сделка и что такая сделка выходила за пределы обычной хозяйственной деятельности.
Учитывая вышеизложенное, правомерно требовать от участника закупки прилагать в составе заявки решение об одобрении крупной сделки только в том случае, если у заказчика, уполномоченного органа имеются безусловные основания полагать, что предполагаемая сделка является для лица крупной и выходит за пределы его обычной деятельности.
При этом обязанность доказывания вышеуказанного факта должна лежать именно на заказчике, уполномоченном органе поскольку, исходя из части 8 статьи 46 Закона N 14-ФЗ, любая сделка общества считается совершенной в пределах обычной хозяйственной деятельности, пока не доказано иное.
Закупочная комиссия должна принимать решение о соответствии заявки участника требованиям извещения на основании совокупности документов и информации, направленных оператором электронной площадки и представленных участником закупки в составе заявки.
Учитывая изложенное, в случае, если решение об одобрении крупной сделки, направленное оператором электронной площадки, равно или превышает размер ценового предложения участника закупки, предоставление решения об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки не требуется и отказ в допуске к участию в закупке по данному основанию неправомерен.
В составе аккредитационных документов заявок Заявителя приложено решение N4 единственного учредителя ООО "Дорстрой" от 10.02.2021 г., согласно которому учредителем принято решение о согласии на совершение крупных сделок ООО "Дорстрой" на сумму одной сделки 1 000 000 000 руб. при ведении деятельности по участию в электронных торгах в системах госзакупок по 44-ФЗ от 05.04.2013 г., закупок отдельных юридических лиц по 223-ФЗ от 18.07.2011 г., закупок коммерческих организаций от имени ООО "Дорстрой".
Таким образом, участником/учредителем Заявителя одобрена максимальная возможная сумма одной сделки в размере 1 000 000 000 руб.
При этом НМЦК составляет 27 991 790,00 руб. и 82 269 152,12 руб., что меньше суммы, указанной в Решении, и свидетельствует о том, что предмет Конкурсов не выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности Заявителя, в связи с чем не требуется представление в заявке Заявителя решения об одобрении или о совершении крупной сделки, в связи с чем решение, представленное Заявителем в составе заявок, не подлежало рассмотрению.
В статье 14 Устава ООО "Дорстрой" предусмотрено право директора заключать договора и иные сделки в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, Заказчик, Уполномоченный орган не представили доказательств, свидетельствующих о том, что заявки Заявителя не соответствует извещению и положениям Закона о контрактной системе, а также не представлено документов и сведений, подтверждающих, что сделки, совершаемые в рамках Конкурсов, являются крупными для Заявителя.
Таким образом, в совокупности вышеуказанных обстоятельств, у комиссии Уполномоченного органа отсутствовали основания для принятия решения о несоответствии заявок Заявителя.
Учитывая вышеизложенное, Инспекция приходит к выводу, что действия комиссии Уполномоченного органа, принявшей решение о несоответствии заявок Заявителя требованиям извещений, нарушают часть 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно сведениям, размещенным в Единой информационной системе Заказчиком заключены контракты N13 и N16 от 03.04.2023 г., в связи с чем, предписание об устранении нарушений положений Закона о контрактной системе не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, Правил, Инспекция,
Решила:
1.Признать в действиях комиссии Уполномоченного органа нарушение части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
2.Предписание об устранении нарушений положений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 5 мая 2023 г. N 007/06/99-364/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2023