Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
Врио руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Техноконтроль" на действия Конкурсной комиссии при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Оказание услуг по строительному контролю Капитальный ремонт пр-т Мира (от Путепровода до ул. Северная) в г. Ноябрьске, ЯНАО в т.ч. ПИР (2 этап - от ул. Советской до ул. Ленина)", начальная (максимальная) цена контракта - 9 120 600,00 рублей (извещение N 0190300003723000232), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации -wwwzakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вход. N 2204 от 20.04.2023) на действия Конкурсной комиссии.
Заявитель считает, что действия Конкурсной комиссии противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении конкурса, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Конкурсе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время окончания срока подачи заявок 14.04.2023 09:00;
3) дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок 18.04.2023;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 19.04.2023;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы следует, что по мнению Заявителя, действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают Закон о контрактной системе, что выразилось в незаконном и необоснованном отклонении заявки Заявителя, ввиду того, что согласно сведениям, указанным в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах (НОСТРОЙ) участник закупки имеет первый уровень ответственности по обязательствам по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (не превышает шестьдесят миллионов рублей), что не соответствует требованиям извещения (п. Требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ), так как уровень ответственности участника закупки должен составлять не менее стоимости контракта, в отношении которого осуществляется строительный контроль (МК от 06.02.2023 N 0190300003723000037, цена контракта - 430 515 953,00 рублей).
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе не согласны и считают их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу Заявителя.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает требования о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Исходя из приведенных выше положений Закона о контрактной системе, участник закупки, в случае подачи заявки, обязан соблюдать, в том числе обязательные требования к составу такой заявки, содержащиеся как в Закона о контрактной системе, так и в извещении. При этом участник закупки самостоятельно несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в такой заявке, и должен оценивать риски быть отклоненным в случае несоблюдения указанных обязательных требований.
Обязанностью же комиссии по закупкам, в частности при рассмотрении заявок участников закупки, является проверка соответствия таких заявок требованиям, сформулированным заказчиком в извещении.
Также необходимо учитывать, что критерием допуска участника к участию в конкурсе является, в том числе соответствие заявки всем требованиям, указанным в извещении. При этом Конкурсной комиссией подвергаются анализу документы, непосредственно представленные участниками закупки в составе заявки, и именно таким документам дается оценка.
Аналогичные выводы содержаться в Решении Арбитражного суда ЯНАО от 03.07.2018 г. по делу N А81-3235/2018 и в Решении Арбитражного суда ЯНАО от 04.06.2018 г. по делу N А81-3326/2018 из которых следует, что законодательство о контрактной системе не наделяет и не дает права членам единой комиссии давать оценку установленным заказчиком требованиям на их объективность и обоснованность, то есть единая комиссия фактически сравнивает показатели и документы, содержащиеся в составе заявки участника закупки, с требованиями, установленными заказчиком в документации.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2023 NИЭОК1 Конкурсная комиссия приняла решение об отклонении заявки с идентификационным номером 13 (Заявителя) на основании пункта 3 части 12 статьи 48 ФЗ N 44-ФЗ заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ, а именно: согласно сведениям, указанным в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах (НОСТРОЙ) участник закупки имеет первый уровень ответственности по обязательствам по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (не превышает шестьдесят миллионов рублей), что не соответствует требованиям извещения (п. Требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ), так как уровень ответственности участника закупки должен составлять не менее стоимости контракта, в отношении которого осуществляется строительный контроль (МК от 06.02.2023 N 0190300003723000037, цена контракта - 430 515 953,00 рублей).
Предметом конкурса является оказание услуг по строительному контролю Капитальный ремонт пр-т Мира (от Путепровода до ул. Северная) в г. Ноябрьске, ЯНАО в т.ч. ПИР (2 этап - от ул. Советской до ул. Ленина).
Согласно Извещению, при проведении рассматриваемого Конкурса, Заказчиком установлено требование в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе согласно которому участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ). Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ: уровень ответственности участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен составлять не менее стоимости контракта на капитальный ремонт объекта (МК от 22.02.2023 N 0190300003723000037, цена контракта - 430 515 953,00 рублей), в отношении которого осуществляется строительный, а также совокупный размер обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств в соответствии с требованиями ч.13 ст.55.16 Градостроительного кодекса РФ. Подтверждением данного требования является нахождение участника в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций.
Таким образом, строительный контроль осуществляется на объекте со стоимостью капитального ремонта 430 515 953,00 рублей, в связи с чем Заказчиком предъявляются требования ко второму уровню ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда члена саморегулируемой организации и не менее второго уровня ответственности по компенсационному фонду договорных обязательств.
Изучив заявку Заявителя Комиссия установила, что участником с идентификационным номером 13 в составе второй части заявки представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации, где указано следующее:
- Сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда: не превышает 60 000 000 руб. (первый уровень);
- Сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, по договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров и предельном размере обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств: не превышает 3 000 000 000 руб. (третий уровень).
Таким образом, Комиссией установлено, что Заявитель не соответствует требованиям, установленным Извещением, так как имеет первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, а именно: 60 000 000 рублей, что ниже цены контракта на капитальный ремонт отношении которого осуществляется строительный контроль.
Также на заседании Комиссии установлено, что Заявителем на момент рассмотрения спорной закупки не внесен соответствующий взнос на повышение стоимости работ по одному договору подряда.
Изучив требования извещения о проведении закупки, а также заявки участников закупки Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Конкурсной комиссии нарушений требований Закона о контрактной системе. в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Техноконтроль" на действия Конкурсной комиссии при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Оказание услуг по строительному контролю Капитальный ремонт пр-т Мира (от Путепровода до ул. Северная) в г. Ноябрьске, ЯНАО в т.ч. ПИР (2 этап - от ул. Советской до ул. Ленина)", начальная (максимальная) цена контракта - 9 120 600,00 рублей (извещение N 0190300003723000232), необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 26 апреля 2023 г. N 089/06/48-279/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2023