Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>;
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
рассмотрев жалобу ООО "Русское" на действия Заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Муравленко при осуществлении закупки способом электронного аукциона на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 3 на территории города Муравленко, начальная (максимальная) цена контракта - 12 770 466,48 рублей (извещение N 0190300004623000084) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте 13.04.2023;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 13.04.2023 15:10 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 24.04.2023 09:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 24.04.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 26.04.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что в приложении N1 Описание объекта закупки Дополнительные характеристики указано: Вид топлива компримированный природный газ (CNG). Учитывая, что в г. Муравленко одна единственная заправка компримированного природного газа, которая принадлежит МУП "Муравленковские коммунальные системы", есть риск, что при поломке данной заправочной станции новому поставщику придется приостановить выполнение работ, т.к. использование другого вида топлива является существенным нарушением условий контракта. Заявитель считает, что требование вида топлива - компримированный природный газ (CNG) является избыточным требованием, ограничением конкуренции в закупке и поэтому просит убрать данное требование.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В статье 33 Закона о контрактной предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определена необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вышеуказанные правила установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию о наименовании товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно.
В пункте 28 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дано определение характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок - наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.
В соответствии с извещением Заказчик осуществляет закупку способом электронного аукциона на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту.
Заказчик определил объект закупки в соответствии с кодом КТРУ - 49.31.21.110-00000054 "Услуга по регулярным перевозкам пассажиров автобусом".
В соответствии с позицией КТРУ в Описании объекта закупки (приложение N 1 к извещению о проведении закупки), установлены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, а также установлены дополнительные характеристики с приведением обоснования установления таких характеристик.
Одной из дополнительных характеристик является вид топлива - компримированный природный газ (CNG).
В Описании объекта закупки содержится обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ. Заказчик указал, что характеристика применена с целью снижения негативного воздействия от выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и улучшение экологической обстановки в соответствии с рекомендациями пункта 3.3.6 Социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденного распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31.01.2017 N НА-19-р.
Кроме того, установление дополнительной характеристики ("Вид топлива: компримированный природный газ (CNG)") не противоречит положениям Закона о контрактной системе и соответствует указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", перечню поручений по итогам заседания Госсовета N Пр-140ГС от 24.01.2017, одним из которых органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено реализовать меры по стимулированию использования экологически чистого транспорта в целях снижения выбросов вредных веществ при эксплуатации транспортных средств в населённых пунктах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, включая создание необходимой инфраструктуры, обеспечение приоритетного движения и парковки экологически чистого транспорта, внедрение современных систем управления пассажирским транспортом.
Необходимость максимального использования газомоторного топлива регламентирована Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р, Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27.11.2021 N° 3363-р.
Постановлением правительства ЯНАО от 25.12.2013 N 1124-П утверждена программа по переходу на экологичное газомоторное топливо "Развитие транспортной инфраструктуры".
Постановлением Администрации города Муравленко от 23.10.2015 N 413 "Об утверждении реестра маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования город Муравленко" предусмотрены характеристики транспортных средств, а именно экологические характеристики транспортных средств: Евро-5.
Компримированный природный газ (CNG) относится к наиболее экологичным видам топлива по сравнению с нефтяными видами топлива и соответствует стандарту Евро-5/Евро-6.
Отсутствие у некоторых участников рынка техники, оборудованной под использование компримированного природного газа не означает, что заказчику необходимо подстраиваться и указывать характеристики, не соответствующие муниципальным нуждам.
Кроме того, современный рынок оборудования для использования газомоторного топлива услуг и транспортных средств позволяет участникам осуществить перевод своего автобусного парка на более дешевый и экологически чистый вид топлива, расширить модельный ряда техники, использующей газомоторное топливо, обновить парк транспортных средств с применением различных механизмов (лизинг, субсидии, утилизационный сбор).
Довод заявителя о том, что МУП "Муравленковские коммунальные системы" является единственным поставщиком компримированного природного газа в г.Муравленко, не соответствует действительности.
На данный момент в городе стационарной заправки компримированным природным газом не существует. В настоящее время в рамках муниципального контракта N ЭА.2022.0190200000321014901 ведутся работы по поставке и монтажу газонаполнительной компрессорной станции. Заказчик - Управление муниципального имущества г. Муравленко.
Участвуя в закупке, вопросы, связанные с приобретением природного газа и последующей заправкой транспортных средств, разрешаются исполнителем работ самостоятельно в процессе своей хозяйственной деятельности.
МУП "Муравленковские коммунальные системы" для осуществления заправки пассажирского транспорта природным газом заключило договоры на поставку газомоторного топлива с поставщиком ООО "Ямал", газомоторное топливо поставляется посредством передвижного автомобильного газового заправщика.
Для возможности оказания услуг аналогичный договор может заключить любой подрядчик, желающий оказывать работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа в г. Муравленко.
Рассмотрев доводы жалобы Заявителя, представленные Заказчиком возражения, представленные материалы, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России определила, что Заказчик установил требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Комиссия отмечает, что Заявитель не представил доказательств того, что требования технического задания документации об электронном аукционе нарушают права и законные интересы участников аукциона, а также, отсутствуют сведения о невозможности принять участие в закупке и сформировать ценовое предложение, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, возражения Заказчика, Комиссия нарушений Закона о контрактной системе, по доводам Заявителя, а также в ходе проведения внеплановой проверки, в действиях Заказчика не усматривает.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Русское" на действия Заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Муравленко при осуществлении закупки способом электронного аукциона на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 3 на территории города Муравленко", начальная (максимальная) цена контракта - 12 770 466,48 рублей (извещение N 0190300004623000084), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 26 апреля 2023 г. N 089/06/33-280/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2023