Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 21.04.2023 N 21/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ГЛ Глобал" (далее - Комиссия), в составе:
при участии представителя заказчика - ОГБУЗ "Белгородский областной онкологический диспансер" (доверенность N 2 от 09.01.2023), представителей уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" (доверенность N ЦЗ 1-06-294 от 21.04.2023), (доверенность N ЦЗ 1-06-92 от 08.02.2023), заявителя - ООО "ГЛ Глобал" (доверенность от 24.04.2023), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-319/2023 по жалобе ООО "ГЛ Глобал" на положения извещения при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Кальция фолинат на 2023 год (N закупки 0826500000923002771), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ГЛ Глобал" на положения извещения при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Кальция фолинат на 2023 год (N закупки 0826500000923002771) (далее - Запрос котировок).
Из жалобы следует, что документация о проведении Запроса котировок не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. А именно:
1) заказчиком неправомерно установлен остаточный срок годности;
2) проект контракта содержит противоречия в части сроков приемки товара;
3) заказчиком установлены необоснованно короткие сроки поставки товара;
4) описание объекта закупки сформировано в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик - ОГБУЗ "Белгородский онкологический диспансер" и уполномоченное учреждение - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" представили возражения на жалобу ООО "ГЛ Глобал" (далее Заявитель), с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ГЛ Глобал", ознакомившись с представленными возражениями, заслушав лиц, участвующих в заседании, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 13.04.2023 размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме с приложениями.
Объект закупки - поставка лекарственного препарата для медицинского применения Кальция фолинат на 2023 год.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 121 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ГЛ Глобал" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1) Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки должно содержаться указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно сведениям ЕИС объектом закупки является поставка лекарственного препарата для медицинского применения Кальция фолинат на 2023 год.
Приложением N 1 "Описание объекта закупки" к извещению установлено, в том числе следующее требование: "Остаточный срок годности товара - товар поставляется с остаточным сроком годности на момент поставки не менее 12 месяцев".
Остаточный срок годности или срок службы устанавливают при закупке в рамках законодательства о контрактной системе отдельных категорий товаров, имеющих определённый срок использования. Это период, в течение которого товар сохраняет свои изначальные потребительские свойства.
К таким товарам относятся:
- продукты питания;
- лекарства;
- медицинские изделия.
В соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1380) устанавливаются особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом "в" части 2 Постановления N 1380 установлено, что при описании объекта закупки заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени (например, "не ранее 1 января 2020 г." или "не менее 12 месяцев с даты заключения контракта" и др.).
По мнению заявителя, если закупка осуществляется на 2023 год, то Заказчик должен был установить следующее требование: "остаточный срок годности лекарственного препарата не ранее 1 января 2024 года".
При этом пунктом 1.3 проекта контракта к извещению установлено, что поставка Товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства в сроки, определенные Календарным планом (Приложение N 3 к Контракту).
Согласно Приложению N 3 к проекту Контракта срок поставки Товара - с даты заключения контракта по 31.12.2023. Поставка товара осуществляется по заявке Заказчика в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента передачи Поставщику заявки.
Таким образом, крайняя заявка Заказчика может приходиться на 31.12.2023, срок поставки по такой заявке возможен до 12.01.2024, что противоречит, указанному заявителем остаточному сроку годности на лекарственный препарат.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии указал, что срок годности, установленный документацией о проведении Запроса котировок, соответствует положениям Закона о контрактной системе, а также соответствует требованиям постановления Правительства N 1380.
Также Заказчик пояснил, что осуществление закупки товара в 2023 году не свидетельствует об его использовании исключительно в текущем году. Более того, установленный в Приложении N 1 к извещению остаточный срок годности не менее 12 месяцев не является максимально возможным для лекарственного препарата, являющего объектом закупки. Согласно Государственного реестра лекарственных средств для лекарственного средства "кальция фолинат" различных торговых наименований установлены сроки годности - в 2, в 3 и в 4 года.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 18 октября 2017 N ИА/71717/17 "О разъяснении вопросов установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности лекарственных препаратов" в целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России считает, что остаточный срок годности лекарственных препаратов, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого лекарственные препараты сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой лекарственные препараты сохраняют свою пригодность для использования по назначению.
По мнению ФАС России, при отсутствии условий устранения, ограничения конкуренции, сокращения количества участников закупки, предлагающих к поставке лекарственные препараты с остаточным сроком годности, соответствующим периоду, на который закупаются лекарственные препараты, заказчик вправе установить требование к остаточному сроку годности лекарственных препаратов, превышающему период, на который закупаются лекарственные препараты (например, для формирования резерва по окончанию календарного года и иные причины объективного характера).
При таких обстоятельствах, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
2) В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.
Согласно сведениям ЕИС извещение об осуществлении закупки содержит Приложение N 2 "Проект контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Кальция фолинат на 2023 г." (далее - Приложение N 2).
Пунктом 6.3. проекта контракта установлено, что Заказчик в срок не более 20 рабочих дней следующих за днем размещения структурированного документа о приемке в ЕИС и получения от Поставщика документов, предусмотренных пунктом 5.3 Контракта, на основании результатов экспертизы, проведенной в соответствии с пунктом 6.2 Контракта, подписывает структурированный документ о приемке в ЕИС или мотивированный отказ от приемки, в котором указываются недостатки и сроки их устранения, в порядке, предусмотренном в п. 6.6. Контракта.
Пунктом 6.6 проекта контракта установлено, что в срок не более 15 рабочих дней, следующих за днем размещения структурированного документа о приемке в ЕИС, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, структурированный документ о приемке на основании документов, предусмотренных пунктом 5.3 Контракта, а также на основании результатов экспертизы, проведенной в соответствии с пунктом 6.2 Контракта; и размещает документ о приемке в ЕИС;
б) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа и сроков их устранения.
Таким образом, в проекте контракта имеются противоречия в сроках подписания Заказчиком структурированного документа о приемке.
При таких обстоятельствах, довод заявителя является обоснованным.
В действиях Заказчика содержится нарушение части 3 статьи 7, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3) Из третьего довода заявителя следует, что Заказчиком установлены необоснованно короткие сроки поставки товара.
Как следует из письменного пояснения уполномоченного учреждения при подготовке проекта контракта заказчиком использован типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Приказом Минздрава России от 18.01.2021 N 15н "Об утверждении типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения" (далее - Типовой контракт).
Согласно части 12 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу указанного Федерального закона (01.01.2022), применяются в части, не противоречащей Закону о контрактной системе, до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе типовых условий контрактов.
В соответствии с пунктом 5.1 проекта контракта поставка товара осуществляется Поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в сроки, определенные Календарным планом (Приложение N 3 к Контракту).
Как указано ранее Приложением N 3 определено, что поставка товара осуществляется по заявке Заказчика в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента передачи Поставщику заявки. При возникновении потребности осуществляется досрочная доставка товара на основании письменной заявки Заказчика. В этом случае в заявке ставится отметка "срочно". Такая доставка должна быть произведена Поставщиком в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки.
Как следует из письменного пояснения Заказчика, минимальные сроки поставки товара нормами Закона о контрактной системе не регулируются, нет указания на минимальные сроки и в Гражданском кодексе. Указанные сроки заказчик вправе определять по своему усмотрению. Сроки поставки, связаны с условиями исполнения контракта, а не с самими товаром, работой и услугой.
Установленные Заказчиком требования к срокам поставки товара не противоречат Типовому контракту и не ограничивают конкуренцию участников.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, ООО "ГЛ Глобал" доказательств, подтверждающих, что поставить товар в течение 5-ти или 3-х календарных дней невозможно, не представил.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия Белгородского УФАС считает данный довод жалобы необоснованным, ввиду его недоказанности Заявителем.
4) Заявитель полагает, что описание объекта закупки Заказчик сформировал в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно установил требование к дозировке лекарственного средства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
Пунктом "б" части 2 Постановления N 1380 установлено, что при описании объекта закупки заказчики указывают дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности;
Согласно Приложению N 1 Заказчиком установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям с указанием максимальных и (или) минимальных значений показателей, а также значений показателей, которые не могут изменяться.
Так пунктом 6 Приложения N 1 Заказчиком установлена дозировка лекарственного препарата - 5 мг/мл (Возможна поставка лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве. Возможна поставка лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта. Допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности. Возможна поставка лекарственного препарата с дозировкой в иных единицах измерения при их возможности конвертирования (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.))
Из письменного пояснения уполномоченного учреждения следует, что во исполнение положений Постановления N 1380 Заказчиком в описании объекта закупки указаны эквивалентные лекарственные формы.
Под эквивалентными лекарственными формами в Федеральном законе от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" понимаются разные лекарственные формы, имеющие одинаковые способ введения и способ применения, обладающие сопоставимыми фармакокинетическими характеристиками и фармакологическим действием и обеспечивающие также достижение необходимого клинического эффекта.
Законодательство о контрактной системе, в том числе Постановление N 1380 не обязывают заказчика приводить в описании объекта закупки все возможные кратные дозировки, некратные эквивалентные дозировки, позволяющие достичь одинакового терапевтического эффекта. Подпунктом "б" пункта 2 Особенностей определено, что заказчик должен предусмотреть в описании объекта закупки "возможность поставки" лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве, а также возможность поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта, что и было сделано заказчиком.
В свою очередь, участник закупки не ограничен в своей возможности предложить к поставке лекарственный препарат в кратной дозировке и двойном количестве, а также предложить к поставке лекарственный препарат в некратных эквивалентны дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта.
На основании вышеизложенного Комиссия Белгородского УФАС установила, что аукционная документация не содержит излишних требований, ограничивающих количество участников аукциона.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
Учитывая выше изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГЛ Глобал" обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика - ОГБУЗ "Белгородский областной онкологический диспансер" нарушение части 3 статьи 7, части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 26 апреля 2023 г. N 031/06/106-312/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2023