Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4223-ИП/23 от 24.04.2023) на решение комиссии Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов медицинского назначения для нужд федерального государственного бюджетного учреждения детский пульмонологический санаторий "Колчаново" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 06.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 876 856,01 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
Согласно доводу жалобы Заявитель указывает, на то, что действия комиссии Заказчика по признанию победителем ООО "ЛенМедСервис" (далее - Победитель) противоречат положениям требований к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению (Приложение N 4 к извещению) (далее - Требования).
Так, в описании объекта закупки (приложение N 2 к проекту контракта), включающем в себя сведения из заявки, направленном Победителю указано следующее.
2 |
Стикини 32.50.50.190 |
Стикини - наклейки, защищающие нежную часть груди от воздействия УФ облучения. Изготовлены из металлизированной бумаги на гипоаллергенной клейкой основе, не вызывающей раздражения кожи. Диаметр 50/55 мм, дополнительно каждая пара стикини укомплектована шестью наклейками разных размеров на родинки. Имеют специальное металлизированное напыление, защищающее кожу под наклейкой от воздействия УФ лучей. |
4 |
Тубус 32.50.50.190 |
Насадка на аппарат тубус-кварц, который используется для осуществления локального облучения зева с использованием потока ультрафиолетовых лучей (240-320 нм). Процедура дезинфекции тубусов осуществляется 3% раствором перекиси водорода, смешанным с 1% раствора хлорамина или 0,5% раствора моющего средства. Внутренний диаметр тубусов - 33/34 мм. Материал - пластик. |
5 |
Тубус 32.50.50.190 |
Насадка на аппарат тубус-кварц, который используется для осуществления локального облучения полости уха и носа с использованием потока ультрафиолетовых лучей (240-320 нм). Процедура дезинфекции тубусов осуществляется 3% раствором перекиси водорода, смешанным с 1% раствора хлорамина или 0,5% раствора моющего средства. Внутренний диаметр тубусов - 33/34 мм. Материал - пластик. |
6 |
Тубус 32.50.50.190 |
Насадка на аппарат тубус-кварц, который используется для осуществления локального облучения миндалин с использованием потока ультрафиолетовых лучей (240-320 нм). Процедура дезинфекции тубусов осуществляется 3% раствором перекиси водорода, смешанным с 1% раствора хлорамина или 0,5% раствора моющего средства. Внутренний диаметр тубусов - 33/34 мм. Материал - пластик. |
13 |
Стакан 32.50.50.190 |
Пластиковые стаканчики номинальным объемом 220 мл изготовлены из пищевого пластика с добавкой вяжущих примесей. Стаканчик можно наполнять как холодными напитками, так и горячими. Имеется рифленая каемка на поверхности изделия, которая выполняет функцию держателя. Такой элемент дизайна позволяет избежать скольжения наполненной емкости в руке и прямого соприкосновения кожи с горячей поверхностью. Изделие соответствует всем заявленным требованиям, согласно предусмотренным стандартам, и может использоваться в сфере общественного питания, на производстве, применяться в бытовом обиходе. Пластиковый стаканчик предназначен для одноразового использования. Полимерный материал этого типа нельзя мыть в посудомоечной машине. |
16 |
Простыня 32.50.50.190 |
Простыни в рулоне пл.95, трехслойные. Влагонепроницаемые. Простыня состоит из (бумага/полиэтилен/бумага). Размер рулона ширина 45 см. длина 75 м. С перфорацией. Отрыв через каждые 70-75 см. Для нарезки пеленок и простыней нужного размера вручную. Изготовлен из целлюлозосодержащего материала верхний и нижний слой. Средний слой выполнен из полимерного материала, который полностью предотвращает его промокание. Материал отлично впитывает влагу, распределяя ее по всей поверхности. Гильза бумажная, внутренний диаметр 75 мм. Упаковано в рукавную бесшовную полиэтиленовую пленку. Требования к упаковке: Рулон индивидуально упакован в бесшовный непрозрачный пленочный рукав, предохраняющий изделие от влаги и прямых солнечных лучей. Материал упаковки: текстурированная полимерная плёнка HDPE толщиной 45 мкм, разрешенная для применения в ЛПУ. Текстурированная поверхность предотвращает скольжение при переносе изделия медперсоналом в перчатках внутри ЛПУ. Гладкая упаковка аналогом не является. Каждая индивидуальная упаковка рулона в целях точного учёта расхода и перераспределения расходных материалов внутри ЛПУ и отслеживания качества поставленной в результате аукциона продукции, должна иметь следующую маркировку: 1) Наименование изготовителя, адрес, 2) Наименование изделия, артикул,3) Размер изделия, количество, вес 4) Точное наименование материала изделия, цвет, плотность материала в г/м2. 5) Номер партии, номер упаковщика 6) Оригинальный штамп ОТК (отдела технического контроля) изготовителя.7) Номер технических условий производителя, знак сертификации, 8) Надпись - "нестерильно", "нетоксично" - выделены крупным шрифтом; 9) Дата изготовления, срок годности. Срок годности 4 года . |
22 |
Мыло 32.50.50.190 |
Назначение: гигиеническая обработка рук, Обработка рук операционных медицинских сестер, акушерок и других лиц, учавствующих в операциях и приеме родов, Обработка рук перед применением антисептика, Обработка рук хирургов, Санитарная обработка кожных покровов, Санитарная обработка кожных покровов, в т.ч у лежачих и тяжелобольных. Сфера применения: Акушерские стационары, Аптеки, В быту населением, Диагностические лаборатории , Инфекционные очаги , Клинические лаборатории Косметические и массажные салоны, Лаборатории ПЦР, ЛПУ, Морги и ритуальные учреждения, Объекты курортологии, Отделения неонатологии, Парикмахерские, Прачечные, Предприятия общественного питания, Предприятия продовольственной торговли, Предприятия фармацевтической промышленности , Спортивные и культурно-оздоровительные комплексы, Станции переливания крови, Учреждения соцобеспечения Состав: увлажняющие и ухаживающие за кожей компоненты, регулятор кислотности, алкилдиметилбензиламмония хлорид - 1,0%, поверхностно-активные вещества, комплексообразователь, вода. Внешний вид: готовая к применению вязкая прозрачная бесцветная и соответствующая цвету красителя жидкость со слабым специфическим запахом. показатель активности водородных ионов (pH) средства составляет в диапазоне 5,0-7,0 ед. Микробиология: фунгицидная активность в отношении возбудителей кандидозов и трихофитии, бактерицидное действие в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (кроме микобактерий туберкулеза). Свойства: обладает пролонгированным антимикробным действием в течение 1 часа; замерзает при отрицательных температурах, после размораживания должна сохранять свои свойства: оттаивание средства осуществляется при комнатной температуре (без принудительного нагрева), перед употреблением средство необходимо взболтать. Срок годности: 5 лет. Условия хранения: хранить при температуре от +5°С до +30°С в невскрытой упаковке производителя в сухих чистых, хорошо проветриваемых складских помещениях, вдали от нагревательных приборов и открытого огня, отдельно от лекарственных средств, в местах, недоступных для детей и животных. Жидкое мыло в прозрачной ПЭТ канистре объемом 5 л. |
23 |
Пикфлоуметр 32.50.50.190 |
1. Область применения. Мониторинг ПСВ* (Пиковой Скорости Выдоха), л/мин 2. Общие требования. 2.1. Регистрационное удостоверение МЗ РФ. 2.2. Руководство по эксплуатации на русском языке. 2.3. Срок гарантии - 2 года. 2.4. Бесплатное пожизненное сервисное обслуживание. 2.5. Разветвленная сеть сервисных центров на территории РФ. 2.6. Срок службы: 2 года 3. Технические характеристики. 3.1. Диапазон шкалы от 60 до 800 л/мин. 3.2. Погрешность 10% или 10 л/мин. 3.3. Максимальное сопротивление потоку 0,36 кПа/л/с. 3.4. Загубник одноразовый - Наличие однонаправленного клапана (для защиты от возможного возникновения перекрестных инфекций). Габаритные размеры / вес, 1 шт. 66,5 мм (высота) х 30 мм (диаметр) / 50 г. 4. Особенности. 4.1. Наличие трехзонной системы контроля. 4.2. Подходит для взрослых и детей. 4.3. Откидывающаяся ручка. 4.4. Встроенный загубник, также в комплекте дополнительная насадка - загубник для детей. 5. Комплект поставки. 5.1. Пикфлоуметр. 5.2. Загубник. 5.3. Набор маркеров. 5.4. Руководство по эксплуатации. 5.5. Гарантийный талон. 5.6. Загубник одноразовый (упак 20 шт) 6. Габаритные размеры и масса. 6.1. Масса пикфлоуметра со съемным загубником: 50 г. 6.2. Масса прибора в полной комплектации в товарной упаковке: 73 г. 6.3. Габариты прибора: 138 (д) х 45 (ш) х 35 (в). |
37 |
Головки эластичные, стоматологические 32.50.50.190 |
Головки эластичные стоматологические N2 (алмазные, СК15, СК16, СК17, СК18), комплектность 8 шт. Основные свойства и характеристики: рабочая часть шлифовальных головок изготовлена из специально разработанных резиновых смесей на базе современных модифицированных каучуков, силиконовых каучуков. В качестве абразивных компонентов использованы фракции искусственных алмазов разной зернистости, оксида алюминия, карбида кремния, что позволяет повысить эффективность, сократить время и существенно улучшить качество обработки. Держатель головки под угловой наконечник выполнен на высокоточном оборудовании и имеет защитное покрытие, обеспечивающее стойкость к многократной стерилизации инструмента. Технологические режимы производства головок исключают отслоение рабочей части от держателя. Гарантийный срок хранения: 2,5 года. Условия хранения: головки в упакованном виде должны храниться в закрытом помещении, защищенном от воздействия прямого солнечного света при температуре от -5°С до +25°С. Комплектность: головки с алмазным наполнением для обработки пломб из любых композитных материалов. Основа - натуральный и синтетический каучук Наполнитель - алмазная крошка Скорость обработки до 10 тыс. об./мин. Серые для предварительной обработки Бежевые для финишной обработки 4 головки серые 4 головки бежевые |
При анализе Требований, Комиссией установлено наличие в них следующего положения:
"1. Сведения, содержащиеся в заявке на участие в электронном аукционе участника такого аукциона на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе должны быть достоверными, не допускающие двусмысленных толкований и сослагательного наклонения, т.е. не допускаются слова: "или эквивалент", "эквивалент", "отклонение", "должен (ы); (а)", "должен быть", "около", "", "/", "может использоваться", "должен соответствовать", "должен иметь", "не должен", "типа", "аналог", "как минимум", "может", "соответствует", "либо", "в полном соответствии", "(с)выше" и т.п., если возможность такого указания прямо не предусмотрена "Описанием объекта закупки".
Исходя из информации, содержащейся в проекте контракта, Победителем при заполнении заявки были использованы слова и символы, использование которых прямо запрещено Требованиями, например: "/", "может использоваться", "должен", "или".
Но, несмотря на нарушения, заявка ООО "ЛенМедСервис" была признана соответствующей Требованиям, а ООО "ЛенМедСервис" признан победителем.
Таким образом, довод Заявителя находит свое подтверждение.
Также Комиссия обращает внимание на то, что в пункте 1 инструкции по заполнению заявки, находящейся в составе Требований, после слов "не допускаются слова:" перечислены также и математические символы, например: "", "/".
Соответственно, вышеуказанное положение не дает участникам с точностью определить возможность использования определенных символов при заполнении заявки на участие в электронном аукционе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Зварун Николай Георгиевич обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 и пункта 1 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 27 апреля 2023 г. N 047/06/49-867/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2023