Резолютивная часть решения оглашена 04.05.2023 г. г. Симферополь
Решение в полном объеме изготовлено 11.05.2023 г.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя интересов:
- ГБУЗ РК "Республиканская детская клиническая больница" (далее - Заказчик) - Салюкова Н.Ю. (по доверенности);
- Сысоев Константин Владимирович (далее - Заявитель) - на заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлен настоящим образом,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Оказание услуг по текущему ремонту и техническому обслуживанию автомобилей с заменой запасных частей для обеспечения нужд Заказчика (извещение N0375200043123000190) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, которое должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с первым доводом Заявителя: "Заказчик установил требование к участникам п.9 ч.1 ст.31 ФЗ-44 в недействующей редакции, тем самым оставляя возможность допуска участников, попадающих под запрет".
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В разделе "Преимущества и требования к участникам" в извещении по закупке Заказчиком установлены Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 5 Закона о контрактной системе в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
В соответствии с устными и письменными пояснениями представителя Заказчика: "Содержащаяся в извещении о проведении закупки формулировка в указанной части не ограничивает круг участников и не препятствует подаче заявок на участие в закупке. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки состоит из структурированной информации и прилагаемых документов. В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона N 44-ФЗ: "В случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе".
Таким образом, Комиссия Крымского УФАС России, изучив извещения по закупке и приложения к нему, установила, что информация, содержащаяся в структурированной информации извещения о проведении электронного аукциона является приоритетной. Первый довод признается необоснованным.
Согласно второму доводу жалобы Заявителя: "В Извещении Заказчик неконкретно требует у Участника закупки соответствие п.1 ч.1 ст.31 ФЗ-44 и документы, это подтверждающие:
При осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к Участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
К ним относится, в частности, требование к Участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, членство в саморегулируемой организацией, лицензия и т.п.).Таким образом, Участник закупки должен иметь все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки или допуск на генподряд.
Статьей 31 Закона о контрактной системе закреплена обязанность Заказчика указывать в извещении единые требования к Участникам закупки, в том числе соответствие Участников закупки требованиям, установленным в законодательстве Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, Заказчиком не установлено конкретное требование согласно п.1 ч.1 ст.31 и при этом требуются какие-то подтверждающие документы, не предоставление которых приведет к отклонению заявки".
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно возражениям Заказчика: "Услуга, являющаяся объектом закупки, не относится к лицензируемому виду деятельности, в следствие, чего Заказчиком не установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии, или выписки (копия выписки) из реестра лицензий или сведений о регистрационном номере собственной действующей лицензии, соответствующем номеру записи в реестре лицензий. В связи с этим, Заказчиком в ТРЕБОВАНИЯХ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ установлено: "н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом".
Комиссия Крымского УФАС России, изучив извещения по закупке и приложения к нему, установила, что поскольку Заказчиком в п.1 Единых требований в извещении о проведении электронного аукциона не указано, что требуется, соответственно и не установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, так как предоставляются такие документы только при наличии таких требований в извещении.
Таким образом, второй довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно третьему доводу жалобы Заявителя: "Заказчик устанавливает незаконное требование к содержанию заявки участника, что нарушает ч.1 ст.49 ФЗ-44 и может привести к отклонению заявки участника:
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ
III. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ
Заявка на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
3) предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 43 Федерального закона);
Участник не может в заявке указать предложение о цене контракта, поскольку закупка проводится в форме аукциона, а не конкурса или запроса котировок. При этом необходимо отметить, что заявка подается до проведения собственно процедуры аукциона".
В силу пункта 1.2 раздела III. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ" Заявка на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 43 Федерального закона).
Пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая предусмотренного пунктом 4 данной части). ' Частью 1 статьи 49 Закона предусмотрено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона.
Таким образом, предложение участника закупки о цене контракта не предоставляется в составе заявки участника закупки при проведении электронного аукциона.
Согласно пояснениям Заказчика: "Заказчиком была допущена техническая ошибка. Также, при рассмотрении данной жалобы просим учесть, что Заявитель заявку на участие не подавал, запросов на разъяснения также не поступало в адрес Заказчика.
На участие в данном аукционе было подано 3 заявки от Участников, данные заявки были признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки. Максимальное значение цены контракта составляет - 1 510 000,00. Начальная сумма цен единиц лота составила 239876685,50 рублей. Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0375200043123000190 от 03.05.2023 года, членами комиссии по осуществлению закупок были рассмотрены все заявки на участие в аукционе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, и принято решение о соответствии требованиям - 3 Участников, заявки которых полностью соответствовали требованиям извещения. При проведении электронного аукциона снижение начальной максимальной цены контракта в процентном соотношении составило 6 %.
Кроме того, Заявитель заявку на участие не подавал, запросов на разъяснения также не поступало в адрес Заказчика. Также в электронном аукционе приняли участие три заявки, данные заявки были признаны соответствующие извещению об осуществлении закупки".
Таким образом, в нарушение пункта 3 части 1 статьи 43, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе требование о предоставлении предложения о цене контракта не соответствует выбранному способу закупки, так как такое условие может быть установлено только при проведении электронного конкурса.
Таким образом, третий довод Заявителя признается обоснованным.
Вместе с тем, согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0375200043123000190 от 03.05.2023 года, членами комиссии по осуществлению закупок были рассмотрены все заявки на участие в аукционе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, и принято решение о соответствии требованиям всех трех участников, заявки которых полностью соответствовали требованиям извещения. При проведении электронного аукциона снижение начальной максимальной цены контракта в процентном соотношении составило 6 %.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия был уведомлен, также не представил доказательств, подтверждающих доводы жалобы. Кроме того, Заявитель не являлся участником закупки.
Таким образом, учитывая то, что неумышленно допущенная Заказчиком техническая ошибка не повлияла на результат определения победителя, не предоставила преимущества кому-либо из участников аукциона и не повлекла никаких негативных последствий, Комиссия Крымского УФАС России, принимает решение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать и материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 3 части 1 статьи 43, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 4 мая 2023 г. N 082/06/106-591/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2023