Резолютивная часть объявлена 03 мая 2023 г.
Изготовлено в полном объеме 10 мая 2023 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_> <_> <_> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в отсутствии индивидуального предпринимателя <_> в присутствии представителя заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска (далее - Комитет ЖКХ г. Курска) <_> (по доверенности, личность удостоверена),
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - Комитетом ЖКХ г. Курска обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении <_>, проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 25.04.2023 г. (вх. N2106-ЭП/23) поступило обращение заказчика - Комитета ЖКХ г. Курска о включении сведений в отношении <_>(адрес: 305521, Курская область, Курский район, д. 1 - Анпилогово, ул. Соловьиная, д. 16; ИНН: 460500074497) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N2023.347439 от 27.03.2023 по предмету: "Капитальный ремонт жилого помещения УВОВ Михайловой Л.Н. расположенного по адресу: г. Курск, пр-т В. Клыкова, д.35, кв. 96" (ИКЗ: 233462905030046320100100050000000323).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
27.03.2023 г. между заказчиком Комитетом ЖКХ г. Курска и <_>
был заключён Контракт N2023.347439 от 27.03.2023 г по предмету: "Капитальный ремонт жилого помещения УВОВ Михайловой Л.Н. расположенного по адресу: г. Курск, пр-т В. Клыкова, д.35, кв. 96" (ИКЗ: 233462905030046320100100050000000323) на сумму 93 071 руб. 95 коп. (далее - Контракт).
Пунктом 3.1. Контракт определено: "Календарные сроки выполнения работ определены сторонами:
Начало работ: со дня заключения контракта.
Сроки выполнения работ: по 31.05.2023 г.".
При таких обстоятельствах, подрядчику необходимо выполнить работы Капитальному ремонту жилого помещения УВОВ Михайловой Л.Н. расположенного по адресу: г. Курск, пр-т В. Клыкова, д.35, кв. 96, в срок до 31.05.2023 г.
Как следует из раздела 4 Контракта: "Стороны и представитель Заказчика, осуществляющий контроль за выполнением работ, которым является муниципальное казенное учреждение "Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству" перед началом работ назначают своих представителей, ответственных за обеспечение проведения работ. Каждая из Сторон в течении 5 (пяти) рабочих дней со дня заключения Контракта обязана предоставить другой стороне Информацию о лицах, уполномоченных представлять ее интересы во взаимоотношениях с другой Стороной в целях исполнения Контракта (далее - Представитель), с указанием в отношении каждого из таких лиц сведений о занимаемой должности, фамилии, имени и отчества (последнее - при наличии), а также контактом номере телефона с приложением оригиналов доверенностей."
В соответствии с п.4.1 Контракта: - " "Подрядчик" принимает на себя обязательство сообщить "Заказчику" и "Инспекции" в письменном виде о готовности приступить к выполнению работ и о начале выполнения работ в течении пяти рабочих дней с момента заключения Контракта"
Как пояснил, представитель заказчика, основанием для принятия решения об одностороннем отказе послужило нарушение <_>сроков, предусмотренных п.п. 3.1, 4.1 Контракта.
В материалы дела ИП <_>представил письменные пояснения, в которых указал на то, что заказчик со своей стороны препятствовал подрядчику надлежащим образом исполнить условия Контракта.
Вместе с тем, в материалы настоящего дела ни Комитетом ЖКХ г. Курска, ни ИП Ильиным С.В. не представлены документы, подтверждающие правовую позицию каждой стороны.
Комиссия Курского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют документы и сведения подтверждающие, что представитель заказчика, осуществляющий контроль за выполнением работ, которым является муниципальное казенное учреждение "Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству" перед началом работ назначил своих представителей, ответственных за обеспечение проведения работ, как это предусмотрено разделом 4 Контракта.
Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.2. Контракта: "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон или решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством".
Частью 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как подтверждается материалами дела, Заказчиком 07.04.2023 (до окончания срока выполнения работ, установленного п.3.1 Контракта) принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N2023.347439 от 27.03.2023.
Исходя из материалов дела установлено, что решение об одностороннем отказе, направлено Заказчиком в адрес подрядчика 07.04.2023 по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу ИП <_>, указанному в Контракте, а также решение Заказчика размещено в ЕИС.
В силу ч. 12.2 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", 12.04.2023 г. признается датой надлежащего уведомления Заказчиком ИП <_> о расторжении контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 24.04.2023 г.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии указал, что дата расторжения Контракта - 24.04.2023 г.
Как подтверждается материалами дела, в принятом Заказчиком Решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта, основанием для принятия решения служит нарушение пункта 3.1, 4.1. Контракта, ссылки на иные пункты Контракта, неисполнение которых повлекло решение расторжении Контракта не указано.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Материалами дела подтверждается, что в действиях заказчика при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещении в ЕИС нарушения действующего законодательства РФ о контрактной системе не выявлены.
В ходе рассмотрения дела Комиссией, представитель Заказчика не представил иных доказательств, свидетельствующих о намеренном отказе Подрядчика от надлежащего исполнения обязательств, по Контракту, либо умысла уклониться от их исполнения.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла - ИП <_>, направленного на уклонение от исполнения обязательств по контракту N2023.347439 от 27.03.2023 г.
При таких обстоятельствах, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт существенного нарушения ИП <_> условий Контракта.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от исполнения заключенного контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от исполнения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют.
Сам по себе факт неисполнения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Подрядчик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
Таким образом, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Материалами дела подтверждается, что заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения подрядчиком условий контракта, что в силу абз.3 пп. "а" п.15 Правил является основанием для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, и взаимосвязи представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Курска во включении информации в отношении индивидуального предпринимателя <_>
(адрес: 305521, Курская область, Курский район, д. 1 - Анпилогово, ул. Соловьиная, д. 16; ИНН: 460500074497) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 10 мая 2023 г. N РНП-46-731
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2023