Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Калининского РЖА (далее - Заказчик):,
ООО "РАЙ МОТОРС" (далее - Участник, Исполнитель): ,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10253-ЭП/23 от 25.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по плановому техническому обслуживанию и ремонту специализированной уборочной техники Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" в 2023 году (извещение N 0172200004323000039),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 02.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по плановому техническому обслуживанию и ремонту специализированной уборочной техники Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" в 2023 году (извещение N 0172200004323000039) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 13 544 382,24 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "РАЙ МОТОРС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РАЙ МОТОРС" заключен государственный контракт N 20/2023 от 27.03.2023 на сумму 13 476 660,33 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 3.5.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и в соответствии с положениями статьи 95 Закона 44-ФЗ, в том числе по основаниям:
3.5.4.1. Неоднократного нарушения Исполнителем обязательств по контракту.
3.5.4.2. Существенного нарушения требований к качеству выполняемых работ (обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).
3.5.4.3. Несоответствия Исполнителя требованиям пункта 3.13.1 настоящего контракта и/или неисполнения требования, установленного пунктом 3.13.2 настоящего контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 10.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "РАЙ МОТОРС" в связи с несоответствием Участника требованиям п. 3.13.1 Контракта, а также неисполнением требований п. 3.13.2 Контаркта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (под.рядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 10.04.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.04.2023.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "РАЙ МОТОРС" устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "РАЙ МОТОРС" пояснил следующее.
Согласно условиям Контракта, Исполнитель обязан соответствовать требованиям заводов- изготовителей, предъявляемым к региональным техническим центрам и являться официальным представителем по обслуживанию в гарантийный и послегарантийные периоды специализированной техники (п. 3.13.1.). А именно: Исполнитель обязан являться официальным представителем по обслуживанию в гарантийный и послегарантийные периоды эксплуатации продукции с торговой маркой трактора "Беларус" в г. Санкт-Петербург и соответствует требованиям ОАО "МТЗ", предъявляемым к техническим центрам по выполнению услуг (работ) технического сервиса (п. 3.13.1.1.), обязан соответствовать требованиям ООО "ПК "ПРОМТРАКТОР", с торговой маркой фронтального мини-погрузчика с бортовым поворотом МКСМ-1200-М в г. Санкт-Петербурге (п. 3.13.1.2.) и являться официальным Авторизированным Сервисным Центром ООО "Производственное Объединение "ВУЛКАН" в Санкт-Петербурге. Уполномочен осуществлять техническое обслуживание, гарантийный и послегарантийный ремонт продукции с торговой маркой Митракс (МП-635) (п. 3.13.1.3.).
При этом Исполнитель обязан предоставить копии документов, подтверждающих исполнения п. 3.13.1. Контракта в течение 3-х рабочих дней с даты его заключения.
ООО "РАЙ МОТОРС", действуя добросовестно, во исполнение возложенных на него Контрактом обязательств, неоднократно, а именно: 30.03.2023 г, 13.04.2023, а также 19.04.2023 направляло в адрес Заказчика комплекты документов, подтверждающих соответствие условиям п. 3.13.1 Контракта.
Однако, несмотря на то, что ООО "РАЙ МОТОРС" исполнило свои обязательства в части предоставления документов, доказывающих соответствия предъявленным требованиям Заказчика, изложенным в техническом задании и самом Контракте в полном объеме, Заказчик, не принимая во внимание направленные документы принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
ООО "РАЙ МОТОРС", не согласившись с таковым решением Заказчика, направило в адрес Калининского РЖА три письма, а именно: исх. N 02-1104/23 от 11,04.2023, исх. N 11-1904/23 от 19.04.2023, исх. N 01-2004/23 от 20.04.2023., в которых изложило свою позицию в части неправомерности принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта и просило отменить не вступившее в законную силу решение об отказе от исполнения Контракта. Аргументы ООО "РАЙ МОТОРС", изложенные в Письмах, Заказчик проигнорировал, Решение не отменил.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "РАЙ МОТОРС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "РАЙ МОТОРС" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "РАЙ МОТОРС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "РАЙ МОТОРС" (ИНН: 7810851644) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 мая 2023 г. N РНП-78-563/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2023