Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Заказчик):,
АО "Санаторий Вешенский" (далее - Участник, Исполнитель): ,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10257-ЭП/23 от 25.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по санаторно-курортному лечению в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) для лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга на территории Южного федерального округа, в 2023 году (извещение N 0245100001623000020),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 08.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по санаторно-курортному лечению в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) для лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга на территории Южного федерального округа, в 2023 году (извещение N 0245100001623000020) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 212 702,38 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.02.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано АО "Санаторий Вешенский".
По результатам закупки Заказчиком с АО "Санаторий Вешенский" заключен государственный контракт N Ф.2023/370 от 03.03.2023 на сумму 2 201 638,86 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 3.4.2 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 14.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с АО "Санаторий Вешенский" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
Пунктом 3.2.7 Контракта установлено, что Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта если в ходе его исполнения установлено, что:
3.2.7.1. Исполнитель и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") и (или) поставляемому товару;
3.2.7.2. при определении Исполнителя Исполнитель представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, указанным в пункте 3.2.4.1. настоящего контракта, что позволило ему стать победителем определения Исполнителя.
Согласно п. 3.1.11.14 Контракта, организация, оказывающая пострадавшим санаторно-курортные услуги, должна находиться в населенном пункте, имеющем прямое авиационное сообщение с Санкт-Петербургом либо находиться на расстоянии не далее 80 км от населенного пункта, имеющего прямое авиационное сообщение с Санкт-Петербургом.
В качестве места оказания услуг (пункт 3.1.1. Контракта) Исполнителем был предложен адрес: 346270, Ростовская область, Шолоховский район, ст-ца Вешенская, ул. Шолохова, д. 2 К. Г., который расположен в 300 километрах от международного аэропорта Платов, имеющего авиасообщение с Санкт- Петербургом.
С целью принятия решения об исполнении Контракта Заказчиком было направлено письмо от 14.03.2023 N СИ-78-26/97300 в АО "Санаторий "Вешенский" о разъяснении исполнения п. 3.1.11.14 Контракта.
В ответ на запрос Заказчика Исполнитель направил ответ от 03.04.2023 N СИ-78-26/97300-отв1 с пояснениями о реализации п. 3.1.11.14 Контракта. В связи с тем, что авиасообщение прекращено в аэропортах Южного федерального округа в соответствии с действующим Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.05.2022 N 173 "Постоянных зон ограничения полетов и временных зарезервированных зон ограничения полетов" у Исполнителя имеется альтернативный вид организации перевозки пострадавших, соответственно, вышеуказанные обязательства повлияли на частичное неисполнения Контракта в связи с обстоятельством непреодолимой силы согласно разделу 7 Контракта.
В соответствии с п. 7.1 Контракта стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения контракта в результате событий чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть, либо предотвратить разумными мерами, и, если эти обстоятельства непосредственно повлияли на неисполнение контракта.
Введение в действие Приказа Минтранса России от 11.05.2022 N 173 (ред. от 16.08.2022) "Об установлении постоянных зон ограничения полетов и временных зарезервированных зон ограничения полетов" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.06.2022 N 68854) не может освободить Исполнителя от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по контракту, так как возникло до заключения контракта, и не является следствием обстоятельств непреодолимой силы.
Кроме того, АО "Санаторий Вешенский" находится в населенном пункте, не имеющем прямое авиационное сообщение с Санкт- Петербургом.
Соответственно Акционерное общество "Санаторий Вешенский" не соответствовало требованиям извещения об осуществлении закупки еще на момент заключения Контракта.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 14.04.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 25.04.2023.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, АО "Санаторий Вешенский" устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель АО "Санаторий Вешенский" пояснил следующее.
Руководствуясь п. 3.2.2. Контракта Заказчика обязан принять предоставленные Исполнителем путевки, соответствующие условиям контракта.
Исполнителем предоставлены санаторно-курортные путевки на сумму 2 201 638.86 рублей, что подтверждается товарной накладной N 388 от 13.03.2023 с отметкой Заказчика о принятии.
Обстоятельств, препятствующих исполнению Контракта со стороны Исполнителя, не имеется.
В составе заявок Исполнителем предоставлена достоверная информация о расположении Исполнителя. Заказчиком данные заявки отклонены не были, признаны соответствующими аукционной документации, по итогам аукционной комиссией было принято решение о признании АО "Санаторий Вешенский" победителем.
Также ценовое предложение от 20.01.2023 г. исх.N24 было принято Заказчиком для определения начальной максимальной цены при опубликовании Аукциона.
Следовательно, на момент принятия решений о соответствии поданных заявок аукционной документации и признании участника победителем. Заказчику было известно, что место оказания услуг расположено в 270 км от населенного пункта, имеющего прямое авиационное сообщение с Санкт-Петербургом (п. 21 документа "Информация").
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении АО "Санаторий Вешенский" в реестр недобросовестных поставщиков. АО "Санаторий Вешенский" неоднократно являлся исполнителем по государственным контрактам, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об Участнике, что подтверждает добросовестность АО "Санаторий Вешенский" в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны АО "Санаторий Вешенский" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении АО "Санаторий Вешенский" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении АО "Санаторий Вешенский" (ИНН: 6139003209) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 мая 2023 г. N РНП-78-565/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2023