Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "ФКСР" (далее - Заказчик):;
ООО "Строительная Компания "Альянс" (далее - Участник, Подрядчик): ,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10247-ЭП/23 от 25.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по проектированию строительства здания амбулаторно-поликлинического учреждения по адресу: Санкт-Петербург, территория предприятия "Предпортовый", участок 41, кадастровый номер 78:40:0008501:3308 (извещение N 0372200260021000052),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Согласно п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения сведений после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения сведений не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано.
04.05.2023 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение сведений продолжалось тем же составом Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.08.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проектированию строительства здания амбулаторно-поликлинического учреждения по адресу: Санкт-Петербург, территория предприятия "Предпортовый", участок 41, кадастровый номер 78:40:0008501:3308 (извещение N 0372200260021000052) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 35 935 080,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 23.09.2021 NППИ1 победителем Конкурса признано ООО "Строительная Компания "Альянс".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Строительная Компания "Альянс" заключен контракт N 83/ОК-21 от 04.10.2021 на сумму 31 900 000,00 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Подрядчик обязался выполнить работы по проектированию строительства здания амбулаторно-поликлинического учреждения по адресу: Санкт-Петербург, территория предприятия "Предпортовый", участок 41, кадастровый номер 78:40:0008501:3308 (далее - Объект).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.6 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 10.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Строительная Компания "Альянс".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик принял на себя обязательство в установленный Контрактом срок по заданию Заказчика выполнить инженерные изыскания осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства Объекта в соответствии с условиями Контракта, а Заказчик обязался принять результат выполненных работ и обеспечить их оплату по Контракту в пределах Контрактной цены.
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта результатом выполненной работы по Контракту являются проектная документация, рабочая документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, при наличии соответствующего положительного заключения экспертизы такой проектной документации, рабочей документации и результатов инженерных изысканий.
Согласно п. 1.4 Контракта надлежащим исполнением обязательств Подрядчика признается выполнение всех работ по Контракту в сроки и в объеме, определенными Заданием на проектирование (Приложение N 1) и Графиком выполнения работ (Приложение N 3).
По этапу Графика выполнения работ (в редакции дополнительного соглашения от 04.08.2022 N 4 к Контракту) (далее - График) "1. Инженерные изыскания" дата получения заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, и (или) заключения достоверности определения сметной стоимости строительства - 31.05.2022.
Положительное заключение СПб ГАУ "ЦГЭ" по указанному этапу получено 19.12.2022.
По этапам Графика "2. Проектная документация (стадии П)", "3. Проектная документация (стадия РД)" дата получения заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, и (или) заключения достоверности определения сметной стоимости строительства - 30.11.2022.
Положительное заключение по указанным этапам не получено.
Кроме того, Участником не представлены:
откорректированный раздел "Схема планировочной организации земельного участка";
раздел "сметной документация", (в составе: сметы на строительство, сметы на проектно-изыскательские работы, ведомости объемов работ, конъектурный анализ, прайс-листы);
акт по определению восстановительной стоимости зеленых насаждений;
принципиальное согласование сводного плана сетей в отделе подземных сооружений Комитета по градостроительству и архитектуре.
В силу пункта 5.3 Контракта, в случае если нарушение Подрядчиком сроков начала исполнения Контракта либо завершения работ, включая сроки выполнения отдельных этапов работ, установленные Графиком выполнения работ, составляет более 30 (тридцати) дней, такие нарушения признаются существенными.
Таким образом, Подрядчиком существенно нарушены промежуточные сроки выполнения работ по Контракту.
Согласно пункту 7.2 Контракта конечный срок выполнения работ по Контракту - не позднее 30.08.2023 (в редакции дополнительного соглашения от 24.11.2021 N 1 к Контракту).
Учитывая существенные нарушения Участником сроков выполнения работ по Контракту, очевидно, что окончание выполнения работ в установленные Контрактом сроки становится явно невозможным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ст. 715 ГК РФ, пунктами 7.6, 5.11.1 Контракта, Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 10.04.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Строительная Компания "Альянс" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.04.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель ООО "Строительная Компания "Альянс" на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
В соответствии с графиком производства работ, утверждённым дополнительным соглашением от 04.08.2022 N 4 к Контракту, выполнение работ по Контракту должно быть завершено к августу 2023 года.
Пунктом 7.2 Контракта определён конечный срок выполнения работ по Контракту - не позднее 30.08.2023 (в редакции дополнительного соглашения от 24.11.2021 N 1 к Контракту).
Заказчик отказался от исполнения Контракта, указав в Решении, в частности, на то, что Подрядчиком существенно нарушены промежуточные сроки выполнения работ по Контракту.
Согласно п. 7.6 Контракта, он может быть расторгнут по соглашению сторон и в иных случаях, предусмотренных Контрактом или действующим законодательством Российской Федерации. На основании пункта 5.11.1 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715 ГК РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ст. 715 ГК РФ, пунктами 7.6, 5.11.1 Контракта, Заказчик уведомил Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Подрядчик считает обжалуемое Решение об отказе недействительным, поскольку Заказчиком при отказе от Контракта не доказано, что весь объем работ, предусмотренный Контрактом, не может быть завершён в установленный Контрактом срок (30.08.2023).
Вместе с тем, свои обязательства Подрядчиком исполняются, результаты передаются Заказчику, что подтверждается, в частности, накладной от 14.12.2022 N 22/12/14/СК-1 (передан Заказчику полный комплект проектно-рабочей и сметной документации для направления в экспертизу, принят Заказчиком 16.12.2022), актом приёма-передачи технической документации N1 от 20.12.2022 (переданы Заказчику Инженерные изыскания), накладной N 1 от 20.12.2022 на передачу документации (передана Заказчику техническая документация).
В соответствии с п. 4.3 Контракта Заказчик в течение 15 рабочих дней со пня получения технической документации проверяет комплектность этой документации, её соответствие Заданию на проектирование и иным исходным данным и передаёт один экземпляр акта приёма-передачи технической документации обратно Заказчику. Согласно п. 4.4 Контракта в случае выявления некомплектности технической документации, несоответствия её Заданию на проектирование и иным исходным данным либо иных явных недостатков Заказчик вправе при подписании акта приема-передачи технической документации оговорить в нем обнаруженные при приемке недостатки и сроки их устранения или отказаться от его подписания до момента устранения Подрядчиком обнаруженных недостатков.
В названные сроки Заказчик не уведомлял Подрядчика об обнаружении каких-либо недостатках, что даёт основания считать, что представленная документация выполнена надлежащим образом.
Письмом от 09.02.2023 N 10-20-1751/23-0-0 Заказчик уведомил Подрядчика о том, что Заказчику не передана проектная документация по стадии "рабочая документация", однако таковая была представлена Заказчику уже упоминавшейся накладной от 14.12.2022 N 22/12/14/СК-1.
В пункте 10 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) сказано, что при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Судебная практика исходит из того, что поставщика можно включить в РНП, только если его поведение было недобросовестным, приходит и судебная практика (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.01.2019 по делу N А43- 5987/2018).
В постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.03.2022 N Ф07- 1757/2022 по делу N А56-35225/2021 сказано, что основанием для включения в РНП является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта, намеренное уклонение от исполнения заключенного с заказчиком государственного контракта.
В данном же случае доказательства, свидетельствующие о недобросовестном поведении Подрядчика, отсутствуют, при этом Подрядчик считает, что к установленному Контрактом сроку все работы будут выполнены, а их результаты будут переданы Заказчику.
Кроме того, Подрядчик обращает внимание на положения ст. 309, 301 ГК РФ, предписывающие необходимость исполнять обязательства должным образом и не допускающие односторонний отказ от исполнения обязательств, в связи с чем имеются все основания считать отказ Заказчика от исполнения Контракта недействительным. Более того, отказ от исполнения Контракта при отсутствии Подрядчик расценивает как злоупотребление правом, что также недопустимо в силу статьи 10 ГК РФ.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о невключении ООО "Строительная Компания "Альянс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчик на заседании Комиссии УФАС отметил, что основанием для расторжения Контракта в одностороннем порядке послужило отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по следующим этапам выполнения работ: "2. Проектная документация (стадия П)"; "3. Проектная документация (стадия РД)".
Замечания Заказчика по указанным этапам работ не устранены, положительное заключение государственной экспертизы не получено.
Таким образом, доводы Подрядчика о своевременности выполнения Участником работ по Контракту не соответствуют действительности.
Отношения, направленные на обеспечение нужд исполнительных органов государственной власти, регулируются Законом о контрактной системе.
Доказательства устранения нарушений условий Контракта в адрес Заказчика не представлены.
На основании изложенного, Заказчик на заседании Комиссии УФАС настаивал на включении сведений в отношении ООО "Строительная Компания "Альянс" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Конкурса, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Конкурса не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "Строительная Компания "Альянс" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Строительная Компания "Альянс" (197350, город Санкт-Петербург, в Каменку дорога, дом 74, литер А, часть помещения 1-Н, ком. 299 (часть 3)) ИНН: 6686091360, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Кузнецов Николай Николаевич, ИНН: 780405457476, сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Аносов Андрей Викторович, ИНН: 292600331804, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Строительная Компания "Альянс" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
21.04.23 |
25.04.23 |
25.04.23 |
0 |
25.04.23 |
03.05.23 |
03.05.23 |
0 |
10.05.2023 |
10.05.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 мая 2023 г. N РНП-78-560/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2023