Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):;
ООО "Рай Моторс" (далее - Участник, Исполнитель):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10366-ЭП/23 от 26.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию спецтехники Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищного агентства Приморского района Санкт-Петербурга" (извещение N 0372200066523000010),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 16.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении Запроса котировок в электронной форме на поставку галантерейных изделий для нужд Мариинского театра (извещение N 0372100014222000161) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 888 571,65 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.03.2023 NИЗК1 победителем Аукциона признано ООО "Рай Моторс".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N 46/2023/ЗК от 30.03.2023 на сумму 1 737 485,92 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался оказать услуги по техническому обслуживанию спецтехники Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищного агентства Приморского района Санкт-Петербурга" (далее - Услуги).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 14.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с п. 2.2. Приложения N 2 к Контракту, Исполнитель должен являться официальным представителем по обслуживанию в гарантийный и послегарантийные периоды эксплуатации продукции с торговой маркой трактора "Беларус" в г. Санкт-Петербурге и соответствовать требованиям ОАО "МТЗ", предъявляемым к техническим центрам по выполнению услуг (работ) технического сервиса.
Исполнитель должен являться официальным представителем по обслуживанию в гарантийный и послегарантийные периоды эксплуатации продукции техники под брендом "ЧЕТРА" в г. Санкт-Петербург и соответствовать требованиям ООО "ЧЕТРА", предъявляемым к техническим центрам по выполнению услуг (работ) технического сервиса.
В целях подтверждения наличия указанного статуса, Заказчиком в адрес Исполнителя направлен запрос от 30.03.2023 N 07/2-754/23-0-0 о предоставлении заверенных копий лицензий официального представителя (дилера) заводов изготовителей ОАО "МТЗ" и ООО "ЧЕТРА".
Исполнитель ответом от 31.03.2023 N 02-3103/23 заявил о необоснованности требования Заказчика и его несоответствии Закону о контрактной системе и запрашиваемые документы не предоставил.
Между тем данное условие Контракта является существенным, его несоблюдение повлечет снятие с гарантийного обслуживания спецтехники и, как следствие, причинение значительного ущерба имуществу Заказчика, приобретенному за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Согласно требованиям ст. 34 Закона о контрактной системы Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт. При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в СРО, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков.
Исходя из условий гарантийных обязательств, установленных поставщиком спецтехники (тракторы "Беларус-82.1" (МТЗ-82.1), тракторы "Беларус-320" (MT3-320), мини-погрузчик Четра МКСМ 1200-М.), основанием для снятия с гарантийного обслуживания является обслуживание спецтехники организацией, не являющейся официальным представителем по обслуживанию продукции с торговой маркой трактора "Беларус" и под брендом "ЧЕТРА" в г. Санкт-Петербурге.
Таким образом, условие Контракта о наличии у Исполнителя соответствующей лицензии на оказание услуг по Контракту является существенным и подлежит обязательному соблюдению, а требование Заказчика о предоставлении лицензий законным и обоснованным.
Ссылка Исполнителя (письмо от 31.03.2023 N 02-3103/23) на то, что для оказания Услуг лицензия не требуется, несостоятельна, поскольку противоречит условиям Контракта, требованиям закона и условиям гарантийного обслуживания.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 14.04.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.04.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Согласно условиям Контракта Исполнитель должен являться официальным представителем по обслуживанию в гарантийный и послегарантийные периоды эксплуатации продукции с торговой маркой трактора "Беларус" в г. Санкт-Петербург и соответствовать требованиям ОАО "МТЗ", предъявляемым к техническим центрам по выполнению услуг (работ) технического сервиса, а также.
Также Исполнитель должен являться официальным представителем по обслуживанию в гарантийный и послегарантийные периоды эксплуатации продукции техники под брендом "ЧЕТРА" в г. Санкт-Петербург и соответствовать требованиям ООО "ЧЕТРА", предъявляемым к техническим центрам по выполнению услуг (работ) технического сервиса (п. 2.2. Приложения N 2 к Контракту "Описание объекта закупки "Техническое задание").
30.03.2023, Заказчик направил в адрес ООО "Рай Моторе" запрос N 07/2-754/23-0-0 от 30.03.2023 (далее - Запрос) о предоставлении заверенных копий лицензий официального представителя (дилера) заводов изготовителей ОАО "МТЗ" и ООО "ЧЕТРА".
31.03.2023 в ответ на Запрос ООО "Рай Моторе" направило по электронным адресам представителей Заказчика, а именно: ea.ivanova@guzhaprim.eov.spb.ru, dv.kovanin@guzhaprim.gov.spb.ru. электронное письмо, которое содержало информационное письмо исх. N 02-3103/23 от 31.03.2023, в котором ООО "Рай Моторс" изложил свою позицию относительно запроса Заказчика, а именно "заверенных копий лицензий" официальных представителей требуемых марок техники.
А также в этом же электронном отправлении ООО "Рай Моторс" были приложены заверенные копии заключенных договоров с официальными представителями (дилерами) требуемых Контактом марок техники, которые в свою очередь обладают необходимыми лицензиями и сертификатами. Копии соответствующих Сертификатов и Лицензий также были приложены в электронном письме от 31.03.2023.
Кроме того, 12.04.2023 в адреса электронной почты Заказчика (ea.ivanova@jguzhaprim.gov.spb.ru., dv.kovanin@puzhaprim.gov.spb.rul были направлены дополнительные документы (заверенные копии заключенных между ООО "Рай Моторе" и официальными представителями (дилерами) требуемых по Контракту марок техники договоров и требуемые сертификаты), которые свидетельствуют о том, что ООО "Рай Моторс" в полной мере отвечает заявленным требованиям, изложенным Заказчиком в Контракте и Приложении N 1 к Контракту.
14.04.2023 Приморское РЖА направило посредством единой информационной системы в адрес ООО "Рай Моторс" Решение от 14.04.2023 об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Основанием для принятия такого Решения Заказчиком, по утверждению Заказчика, стало непредоставление Исполнителем документов, подтверждающих соответствие ООО "Рай Моторс" требованиям Контракта. Данное утверждение Заказчика является не соответствующим фактическим обстоятельствам, так как ООО "Рай Моторс" дважды (двумя электронными отправлениями 31.03.2023 и 12.04.2023) направляло в адрес Приморского РЖА комплект документов, подтверждающих соответствие условиям Контракта (п. 2.2. Приложения N 2 к Контракту "Описание объекта закупки "Техническое задание").
По мнению представителя ООО "Рай Моторе", Заказчик при рассмотрении ответа на запрос N 07/2-754/23-0-0 от 30.03.2023 умышленно не принял во внимание предоставленный Исполнителем полный пакет документов, подтверждающий его соответствие требованиям Контракта, а также проигнорировал второе письмо от 12.04.2023 с дополнительными документами, в следствие чего принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, руководствуясь только информационным письмом исх. N 02-3103/23 от 31.03.2023, не рассмотрев весь комплект документов, направленных Исполнителем.
Таким образом, принятие Решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения Контракта, по мнению представителя Участника, является неправомерным и необоснованным.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Рай Моторс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем на заседании Комиссии УФАС не было представлено сведений, что Исполнитель (а также субподрядчики Исполнителя) являются официальными представителями по обслуживанию в гарантийный и послегарантийные периоды эксплуатации продукции с торговой маркой трактора "Беларус" в г. Санкт-Петербурге и соответствуют требованиям ОАО "МТЗ", предъявляемым к техническим центрам по выполнению услуг (работ) технического сервиса, а также по обслуживанию в гарантийный и послегарантийные периоды эксплуатации продукции техники под брендом "ЧЕТРА" в г. Санкт-Петербурге и соответствуют требованиям ООО "ЧЕТРА", предъявляемым к техническим центрам по выполнению услуг (работ) технического сервиса.
Таким образом, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта. Нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта, носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме и надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем Аукциона, при этом не исполнив установленные Контрактом условия. Нарушения условий Контракта, в установленный Заказчиком срок, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Рай Моторс", ИНН: 7810851644, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Дондукова Полина Николаевна, ИНН: 781912022518, сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Дондуков Виталий Владимирович, ИНН: 782300169509 включить в Реестр сроком на 2 (два) года включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Рай Моторс" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
26.04.23 |
28.04.23 |
26.04.23 |
0 |
26.04.23 |
04.05.23 |
04.05.23 |
0 |
11.05.23 |
11.05.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 мая 2023 г. N РНП-78-571/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2023