Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10367-ЭП/23 от 26.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по корректировке проектной документации по объекту: строительство второго вестибюля станции "Василеостровская" для нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002519000089),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.04.2019 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ по корректировке проектной документации по объекту: строительство второго вестибюля станции "Василеостровская" для нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002519000089) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 91 324 855,24 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 04.06.2019 N ППИ1 победителем Конкурса признано ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс".
По результатам закупки Заказчиком с ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс" заключен государственный контракт N ПМ-6/2019 от 19.06.2019 на сумму 91 324 855,24 рублей (далее - Контракт) в соответствии с которым Участник обязался выполнить работы по корректировке проектной документации по объекту: строительство второго вестибюля станции "Василеостровская" для нужд Санкт-Петербурга (далее - Работы).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 02.03.2023 ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи со следующими обстоятельствами:
Срок выполнения Работ отдельных этапов работ зафиксирован в Календарном плане выполнения работ (Приложение N 4 к Контракту).
Участник в соответствии с условиями Контракта выполнил Работы в отношении Этапа N 1 и передал результат выполнения Работ Заказчику.
Заказчик в соответствии с п. 6.1 Контракта и Соглашением об условиях приемки работ (Приложение N 5 к Контракту в редакции дополнительного соглашения от 03.09.2019 N 2), подписанием Акта о приемке выполненных работ (КС-2) N 1/452 от 24.12.2019 принял выполненные ОАО "НИПИИ" "Ленметрогипротранс" Работы.
Выполнение Работ по Этапу N 2 в установленный Контрактом срок (23.09.2020) оказалось невозможным по причине наличия следующих обстоятельств:
- отсутствие нормативно-правового акта об утверждении документации по планировке территории для размещения линейного объекта;
- отсутствие технических условий ПАО "Ленэнерго";
- необходимость заключения соглашения о намерениях по реализации объекта метрополитена и торговых площадей, формированию и передачи земельных участков, находящихся в собственности инвестора в КРТИ;
- необходимость увязки проектных решений по объекту "Реконструкция тяговой сети 825 В линии 3 Петербургского метрополитена" с объектом "Строительство второго вестибюля станции "Василеостровская";
- изменение собственника земельного участка, на котором расположен перспективный торговый центр;
- необходимости корректировки архитектурного оформления вестибюля и проработки вариантов с учетом перспективного торгового центра и материалов ППТ, ограничений КГИОП;
- необходимости оценки стоимости имущества, планируемого к изъятию для государственных нужд.
Наличие данных обстоятельств зафиксировано Протоколами совещаний от 20.08.2019 N 96, от 12.03.2020 N 01-12-1257/20-0-0, от 19.03.2020 N 01-12-1212/20-0-0, от 20.05.2020 N 01-12-2196/20-0-0, от 10.11.2020 N 01-12-5416/20-0-0.
Кроме того, Протоколом от 10.11.2020 N 01-12-5416/20-0-0 была установлена необходимость перепроектирования с увеличением стоимости работ в пределах 10% цены Контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 718 ГК РФ Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
Письмом от 21.01.2021 N 3027-20-158 ОАО "НИПИИ" "Ленметрогипротранс" направило в адрес Заказчика проект дополнительного соглашения об увеличении стоимости Контракта, как следствие необходимости выполнения дополнительных работ по причине наличия вышеуказанных обстоятельств. Подписание сторонами данного дополнительного соглашения произведено не было.
Актуализация проектной документации для ее соответствия требованиям ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующим на дату утверждения проекта планировки территории, необходимость которой является следствием неисполнения Заказчиком своих обязательств по Контракту в обязанность Участника, предусмотренную условиями Контракта, не входит.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации если предусмотренное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.
Кроме того, в соответствии с 4.1 ст. 719 Гражданского кодекса Российской Федерации Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 719 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик при наличии вышеуказанных обстоятельств, вправе отказаться от исполнения договора.
В свою очередь Заказчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, в соответствии со ст. 762 ГК РФ, обязан, если иное не предусмотрено договором:
- участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.
Учитывая вышеизложенное, на основании ч. 2 ст. 719, ч. 2 ст. 328, ст. 762 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с неисполнением Заказчиком своих обязательств по своевременному представлению в орган, уполномоченный на проведение государственной экспертизы, исходно-разрешительной документации (проекта планировки территории) и в соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе ОАО "НИПИИ" "Ленметрогипротранс" приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.04.2023 Участник сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы (получено Заказчиком 14.04.2023).
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия ОАО "НИПИИ" "Ленметрогипротранс" Решения, Заказчиком устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 26.04.2023.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 от 24.12.2019 N 1/452 Работы приняты в сумме 66 760 800,00 рублей.
В соответствии с п. 4.2 Контракта результатом работ по Контракту является откорректированная проектная документация, состоящая из текстовой и графической частей и разработанная в соответствии с условиями Контракта, получившая положительное заключение государственной экспертизы.
На момент заседания Комиссии УФАС Работы по этапу N 2 Календарного плана выполнения работ "Проектирование подземного вестибюля с наклонным ходом" Участником к приемке в соответствии с условиями Контракта не предъявлялись, Заказчиком не принимались и не оплачивались.
Пунктом 5.2.2 Контракта предусмотрено, что Подрядчик обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней письменно предупредить Заказчика при обнаружении не зависящих от Подрядчика обстоятельствах, которые создают невозможность завершения Подрядчиком работ в установленный срок. В случае, если Подрядчик своевременно не предупредил Заказчика Санкт-Петербурга о таких обстоятельствах в срок, необходимый для устранения таких обстоятельств, ответственность за невыполнение, ненадлежащее выполнение работ возлагается на Подрядчика.
От Участника писем о приостановлении Работ по Контракту в адрес Заказчика не поступало.
В соответствии с п. 1 ст. 721 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Согласно п. 1 ст. 761 ГК РФ подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ.
Таким образом, Заказчик считает, что разработка проектной документации по Объекту завершена в составе и объеме, недостаточном для направления на государственную экспертизу, поскольку Заказчик не обеспечен проектной документацией, соответствующей требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, пригодной для направления на проведение процедуры государственной экспертизы проектной документации с перспективой получения положительного заключения.
Исходя из п. 3.8 Контракта окончательный расчет производится Заказчиком после выполнения работ в полном объеме, включая устранение выявленных в процессе приемки недостатков.
Участник устранился от исполнения Контракта, ввиду чего в его адрес была выставлена претензия от 02.09.2022 N 01-15-4032/22-0-0 с неустойкой на сумму 4 624 592,80 рублей, которая осталась без удовлетворения.
Заказчик полагает, что Решение Участника является недействительным, поскольку противоречит положениям Закона о контрактной системе, Гражданского кодекса, нарушает права и законные интересы Заказчика, ведет к причинению убытков бюджету Санкт-Петербурга, а также затрагивает публичные интересы.
Проектная документация в полном объеме не был разработана Участником, на согласование с Заказчиком не предоставлялась, а также требуется актуализация материалов инженерных изысканий и технических условий. Необходима актуализация материалов изысканий и корректировка проектной документации, отсутствует утвержденная документация по планировке территории (далее - ДПТ) для размещения линейного Объекта.
По мнению Заказчика, направление проектной документации по Объекту на проведение государственной экспертизы на сегодняшний день нецелесообразно в связи с наличием основания для подготовки отрицательного заключения (отсутствие утвержденной ДПТ).
Проектная документация по Объекту в части согласования планировочных решений по результатам рассмотрения ГУП "Петербургский метрополитен" получила замечания, направленные в адрес Участника письмом от 29.10.2021 N 09-8914/21-0-0. При этом откорректированная документация Участником не представлена. Отсутствует утвержденная ДПТ, не решены имущественно-правовые вопросы по получению прав застройщика на земельный участок размещения Объекта.
Принимая во внимание требования ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик письмом от 30.12.2022 N 01-15-19207/22-0-1 направил возражения на Решение Участника и просил в течение 3 дней с момента получения возражений отозвать Решение, обеспечить Заказчика надлежащей проектной документацией, готовой для получения положительного заключения государственной экспертизы.
Согласно п. 2. ст. 716 ГК РФ подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Таким образом, по мнению Заказчика, учитывая виновные действия Участника, повлекшие невозможность исполнения Контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта преждевременно и неправомерно.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс" (ИНН: 7808023308), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 мая 2023 г. N РНП-78-573/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2023