Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "РНЦРХТ им. ак. А.М. Гранова" Минздрава России (далее - Заказчик):;
ООО "ИМПЕКС ИНТЕРНЕШНЛ" (далее - Участник, Поставщик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10600-ЭП/23 от 28.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов "ФТОРУРАЦИЛ, ДОЦЕТАКСЕЛ, ИРИНОТЕКАН" для ФГБУ "РНЦРХТ им. ак. А.М. Гранова" Минздрава России в 2022 году (извещение N 0372100049222000272),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов "ФТОРУРАЦИЛ, ДОЦЕТАКСЕЛ, ИРИНОТЕКАН" для ФГБУ "РНЦРХТ им. ак. А.М. Гранова" Минздрава России в 2022 году (извещение N 0372100049222000272) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 405 007,10 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.11.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ИМПЕКС ИНТЕРНЕШНЛ".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N 0372100049222000272 от 12.12.2022 на сумму 337 370,90 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался осуществить поставку лекарственных препаратов "ФТОРУРАЦИЛ, ДОЦЕТАКСЕЛ, ИРИНОТЕКАН" (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 13.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Обязательства по поставке Товара в количестве 1000 штук по заявке от 23.12.2022 не исполнены Поставщиком в полном объеме.
Товар, поставленный по заявке от 19.12.2022, не соответствует условиям Контракта:
- ЛС ИРИНОТЕКАН (код ОКПД2 - 21.20.10.211) Иритеро, Концентрат для приготовления раствора для инфузий 20 мг/мл 5 мл флакон (1) - пачка картонная, 170 шт., Доцетаксел-Рус концентрат для приготовления раствора для инфузий 40 мг/мл 2 мл флакон (1) - пачка картонная, Серия:ОХ12121 B/SDI2118В, РУС-МЕД ЭКСПОРТС ПРАЙВИТ ЛТД, 20 шт) - отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение "холодовой цепи" при транспортировке ЛС;
- Доцетаксел-Рус концентрат для приготовления раствора для инфузий 40 мг/мл 2 мл флакон (1) - пачка картонная, Серия: ОХ12121 B/SDI2118В, РУС-МЕД ЭКСПОРТС ПРАЙВИТ ЛТД, 20 шт.) - не соответствует остаточный срок годности.
Товар, поставленный по заявке от 19.12.2022 приемке не подлежит, что подтверждается Актом Рекламации от 09.01.2023.
Заказчиком была направлена Претензия N1 от 27.12.2022 о начислении штрафа в размере 33 737,09 рублей, срок оплаты 30.12.2022, оплата не поступила, так же была направлена Претензия N 2 от 17.01.2023. За два зафиксированных случая ненадлежащего исполнения Контракта сумма штрафа составляет 67 474, 18 рублей, срок оплаты 24.01.2023. Поступило платежное поручение от 20.02.2023 в размере 40 500,71 рублей. Штраф не был оплачен в полном объеме.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 13.04.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 27.04.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника к заседанию Комиссии УФАС не представил письменных пояснений, однако направил жалобу, в которой просит признать Решение Заказчика об одностороннем отказе незаконным. Из представленных Участником сведений Комиссией УФАС было установлено следующее:
19.12.2022 Поставщиком была осуществлена поставка Товара: Иритеко, Концетрат для приготовления раствора для инфузий 20 мг/мл 5 мл. флакон (1)-пачка картонная. Серия: IRI221606В, ХЕТЕРО ЛАБС ЛТД; Доцетаксел-Рус концетрат для приготовления раствора для инфузий 40 мг/мл 2 мл флакон (1) пачка картонная. Серия: DXI2121B|SD|2118В. РУС-МЕД ЭКСПОРТС ПРАЙВИТ ЛТД.
Однако 17.01.2023 данные лекарственные препараты были возвращены Заказчиком.
При этом Поставщик неоднократно, в том числе и письмом от 22.12.2022 (исх. 120) извещал Заказчика о необходимости хранения и транспортировки лекарственных препаратов в холодильном оборудовании при соблюдении специального температурного режима.
Поставка лекарственных препаратов ООО "ИМПЕКС ИНТЕРНЕШНЛ" осуществлялась при соблюдении холодовой цепи, что было подтверждено в письменном виде, как от Поставщика, так и от производителя. Товар был отгружен в соответствии условиям хранения и транспортировки условий +2 +8 градусов Цельсия, а также контрольная карточка температурного индикатора температурного режима не была нарушена.
В ходе переговоров с Заказчиком было достигнуто соглашение об уплате Поставщиком штрафа в соответствии с п 11.10 Контракта в размере 10% от цены Контракта, что составило 33 737.09 руб.
26.12.2022 ООО "ИМПЕКС ИНТЕРНЕШНЛ" сообщил Заказчику, что не может снизить цену на лекарственный препарат Доцетаксел-Рус, так как производитель не идет на снижение, и предложил расторгнуть Контракт по соглашению сторон с уплатой штрафа п.п. 11.12 (а) и осуществить забор уже доставленного Товара.
26.12.2022 от Заказчика получен в ответ проект Дополнительного соглашение о расторжении Контракта по соглашению сторон.
27.12.2022 юрист контрактной службы Заказчика Махотина Оксана Александровна с эл. почты roentgen-spbAbk.ru направила в адрес Поставщика письмо следующего содержания: "Настоящим направляю Претензию N 1 от 27.12.2022 об оплате неустойки-штрафа за неисполнение обязательств по Контракту N 0372100049222000272 от 12.12.2022. Направляйте п/п об оплате штрафа в ответ для расторжения контракта по соглашению сторон".
Штраф оплачен 30.12.2022 (Платежное поручение N 181 от 30.12.2022), однако Заказчик не выслал в адрес Поставщика Соглашение о расторжении Контракта.
Заказчик полностью игнорировал звонки, а также уведомления по эл. почте, в частности Уведомление, которое было направлено 12.01.2023 в 14 час. 16 мин. В данном Уведомлении Поставщик напоминает об оплате неустойки, и просит выслать дополнительное соглашение о расторжении Контракта по соглашению сторон.
Вместо Дополнительного соглашения о расторжении Контракта по соглашению сторон Заказчик направляет в адрес Поставщика Претензию N 2 от 17.01.2023, в которой уже предъявляет штраф в размере 67 474.18 руб. за два якобы зафиксированных случая ненадлежащего исполнения Контракта.
Более того, часть данного штрафа в размере 40 500 руб. была списана со счета Поставщика в ПАО "БАНК УРАЛСИБ" за счет банковской гарантии.
Заказчик требует от Поставщика оплаты 26 973.47 руб., после чего он может расторгнуть договорные отношения с Поставщиком по Соглашению сторон.
Списание за счет банковской гарантии денежных средств в сумме 40 500 руб., а также требование об оплате 26 973,47 руб. являются необоснованными по следующим основаниям:
1. Повторное предъявление требований об оплате штрафа за неисполнение одного и того же обязательства являются мошенническими действиями. Тем более, что Заказчик гарантировал заключение Дополнительного соглашения о расторжении Договора по соглашению сторон, в случае оплаты штрафа в размере 33737.09 руб.
2. После возврата лекарственных средств повторная заявка на поставку не поступала.
3. Срок действия Контакта истек. Согласно п. 12.1 Контракт вступает в силу с даты подписания и действует до 31.12.2022. С истечением срока действия Контракта и прекращаются все обязательства по нему.
В связи с указанными обстоятельствами ООО "ИМПЕКС ИНТЕРНЕШНЛ" вынужден был обратиться с Претензией о возврате денежных средств, списанных по банковской гарантии в сумме 40 500 руб.
В ответ от Заказчика было получено Решение от 28.03.2023 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "ИМПЕКС ИНТЕРНЕШНЛ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что в полном объеме Участником не были исполнены принятые на себя обязательства по Контракту.
Участник не осуществил поставку Товара в соответствии с условиями Контракта.
Таким образом, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта. Нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта, носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме и надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем Аукциона, при этом не исполнив установленные Контрактом условия. Нарушения условий Контракта, в установленный Заказчиком срок, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ИМПЕКС ИНТЕРНЕШНЛ", ИНН: 7723412168, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Алексеева Инна Георгиевна, ИНН: 366106842639, Тивари Виджай Кумар, ИНН: 772083200784 включить в Реестр сроком на 2 (два) года включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ИМПЕКС ИНТЕРНЕШНЛ" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
27.04.23 |
02.05.23 |
28.04.23 |
0 |
28.04.23 |
10.05.23 |
05.05.23 |
0 |
12.05.23 |
12.05.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 мая 2023 г. N РНП-78-577/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2023