Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге (далее - Заказчик):
ООО "Турэксперт" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 10684-ЭП/23 от 28.04.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению молодежного форума "Санкт-Петербург - территория национального согласия" (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 13.04.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200010223000007. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 952 100, 00 рублей.
В жалобе ООО "Турэксперт" обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п. 4 ч. 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения, "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу подпункта "г" пункта 3 Приложения, для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки - квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 8 Положения, в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным, в том числе подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В силу подпункта "в" пункта 24 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, следующий показатель оценки - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Согласно пункту 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Комиссия УФАС констатирует, что в отношении критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком установлено, в том числе, следующее условие: к оценке принимаются контракты/договоры, предметом которых является Оказание услуг по организации и проведению мероприятий по тематике "Гармонизация межнациональных отношений": форумов, конференций, культурно-массовых мероприятий или культурно-массовых мероприятий этнической направленности.
В свою очередь, Комиссия УФАС отмечает, что при описании объекта закупки Заказчиком определено, что в рамках организационно-технического обеспечения проведения Мероприятия Исполнитель обязан организовать и провести в день проведения Мероприятия:
- Официальную церемонию торжественного открытия Мероприятия с выступлениями почетных гостей;
- Деловую программу (не менее 20 (двадцати) тренингов и мастер-классов);
- Интерактивное выступления молодежного лидера общественного мнения (например, фронтмэна популярного музыкального коллектива, популярного блогера) в формате PublicTalk;
- Концерт национальных творческих коллективов;
- Флэш-моб "Флаг России";
- Церемонию закрытия Мероприятия.
Как верно указано Заявителем в жалобе, в состав Технического задания Заказчиком включены стандартные требования для подобных мероприятий: обеспечения питанием, обеспечение проживанием, организация программы мероприятия, организация\ стилистического оформления мероприятия, организация фотосъемки, встреча, сопровождение и трансфер к месту проживания и к месту проведения Мероприятия и т.д.
Привлечение спикеров, почетных гостей и других участников мероприятия, организация концерта, мастер-классов не отличается от организации концертной программы, мастер-классов, привлечения организатором мероприятия иных категорий выступающих лиц при проведении иных деловых и культурно-массовых мероприятий.
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что описание объекта закупки, содержащееся в составе извещения, не содержит указаний на особенности проведения мероприятий, связанных с тематикой "Гармонизация межнациональных отношений", требующих специальных знаний, навыков и опыта.
Вместе с тем, Положением не предусмотрена возможность предъявлять условия о тематике услуг по организации мероприятий, являющихся предметом закупки. Таким образом, требование о предоставлении контрактов (договоров), предметом которых является оказание услуг по организации и проведению мероприятий по тематике "Гармонизация межнациональных отношений" не соответствует пункту 28 Положения. Более того, Комиссия УФАС отмечает, что установленное Заказчиком подобным образом требование в значительной степени необоснованно создает преимущества отдельным участникам закупки, имеющим опыт оказания услуг по организации мероприятий определенной тематики.
Учитывая изложенное, вышеуказанное действие Заказчика нарушает пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Таким образом, в указанной части довод Заявителя Комиссия УФАС находит обоснованным.
2. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Турэксперт" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 мая 2023 г. N 44-1626/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2023