Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
в присутствии представителей:
от заказчика - в отсутствие представителей,
от ООО "Архитектор" - Голованова Е. В.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Управления по делам территорий
Администрации Благодарненскуого ГО СК поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки ООО "Архитектор" по факту осуществления N 0121600015923000009 "Ремонт памятника "Воинской славы" и благоустройство прилегающей к нему территории, по улице Манкаева, 80 б в ауле Эдельбай Благодарненского городского округа Ставропольского края".
Заказчик указывает, что исполнитель не исполнил обязательства по контракту.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Архитектор" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
Комиссия, проанализировав представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, установила следующее:
06.03.2023 г. между Управлением по делам территорий администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края (далее - Заказчик) и ООО "Архитектор" (далее - Подрядчик) заключен муниципальный контракт N 9 на ремонт памятника "Воинской славы" и благоустройство прилегающей к нему территории, по улице Манкаева, 80 б в ауле Эдельбай Благодарненского городского округа Ставропольского края.
Согласно п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту памятника "Воинской славы" и благоустройство прилегающей к нему территории, по улице Манкаева, 80 б в ауле Эдельбай Благодарненского городского округа Ставропольского края (далее - Работы) в соответствии с Локальным сметным расчетом (Приложение N1 к контракту), а Заказчик принять и оплатить выполненные работы в порядке, сроки и на условиях, определенных контрактом и приложениями к нему, являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта.
Пунктом 3.1.5 Контракта установлено, если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работы таким образом, что их окончание становится явно невозможным в предусмотренный Контрактом срок, а также в случае отступления от Графика выполнения строительно - монтажных работ (Приложение 2), являющегося неотъемлемой частью настоящего Контракта, более чем на 10 дней в сторону увеличения сроков, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в установленном законодательством порядке и потребовать возмещения убытков.
Заказчик указывает, что по состоянию на 13.04.2023 г. Подрядчик не приступил к выполнению работ.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.п.15.1,15.2 Контракта:
15.1. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15.2. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков (ч. 2 ст. 715 ГК РФ);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения контракта (ч. 3 ст. 715 ГК РФ);
- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст.723 ГК РФ).
Так, Заказчиком 13.04.2023 принято решение о расторжении МК N N 9 на ремонт памятника "Воинской славы" и благоустройство прилегающей к нему территории, по улице Манкаева, 80 б в ауле Эдельбай Благодарненского городского округа Ставропольского края в одностороннем порядке
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение о расторжении муниципального контракта в одностороннем порядке принято и сформировано с использованием единой информационной системы 14.04.2023года
Согласно п. 13 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Далее, согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Из документов, представленных ООО "Архитектор" в материалы дела, установлено следующее:
Согласно ЛСР предусмотрены подготовительные работы, в том числе валка деревьев с корня без корчевки пня мягколиственных и твердолиственных пород (кроме породы тополь) при диаметре ствола: до 48 см.
Согласно п. 4.2.1 заключенного контракта, Подрядчик праве требовать у Заказчика разъяснений по любому вопросу, связанному с производством работ по настоящему Контракту. Разъяснения должны быть даны Заказчиком в течение 5 (пяти) рабочих срок в письменной форме.
Свои заявления по изменениям и разъяснениям Подрядчик представляет в письменном виде. Заявления Подрядчика должны регистрироваться и храниться Заказчиком на протяжении срока действия настоящего Контракта. Копии заявлений хранятся у Подрядчика.
Подрядчиком 13.03.2023 г. и 23.03.2023 г. в адрес заказчика было направлено письмо, в котором просил предоставить информацию какие именно деревья необходимо вырубить, а также предоставить документацию для исполнения контракта.
Статьей 718 ГК РФ предусмотрено, Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
На отправленные письма от Заказчика не поступило никаких разъяснений касательно подготовительных работ для исполнения условий заключенного контракта, что в свою очередь привело к неисполнению контракта в целом.
На основании ст. 719 ГК РФ, Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
Согласно ст. 715 ГК РФ
1. Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
2. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
3. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, ООО "Архитектор" приступило к исполнению контракта, при этом, Заказчиком не было оказано содействие в рамках исполнения контракта.
Представители Заказчика на заседание Комиссии не прибыли, доказательств обратного не предоставили.
При этом, согласно п. 12. 1 Контракта работы выполняются одним этапом. Сроки выполнения работ: со дня заключения контракта и до 31 июля 2023 года включительно.
Так же Заказчиком в материалы дела не представлено объективных доказательств того, что к окончанию срока выполнения работ, а именно 31.07.2023 г., Подрядчиком обязательства, предусмотренные контрактом, исполнены не будут.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся документы, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "Архитектор" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104, и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Архитектор" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии Е. В. Вишневская
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 4 мая 2023 г. N 026/10/104-930/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2023