Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Силичева М.В. -руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Ким Н. - гласного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
В присутствии:
От общества - Кириллов К.И.
От Заказчика - Гаврилова В.И.
От Уполномоченного органа - Ян Чон Гир.
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРАНССТРОЙ" (ИНН 6501175475) на действия заказчика - Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (ИНН 6501294521) при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение ремонтных работ по объекту "Ремонт ул. Пуркаева от ул. Комсомольской до пр. Мира"" (извещение N 0161300000123000297) (далее - запрос аукцион),
УСТАНОВИЛА:
28.04.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии, в которых допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно признание победителем участника, заявка которого не соответствует требованиям, установленным в извещении.
Уведомлением - требованием N ЕО/1027/23 от 28.04.2023 рассмотрение вышеуказанной жалобы назначено на 04.05.2023 в 11 часов 00 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителя общества, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
12.04.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение ремонтных работ по объекту "Ремонт ул. Пуркаева от ул. Комсомольской до пр. Мира"" (извещение N 0161300000123000297).
В соответствии с п. 12 ч. 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 28.06.2022 N 231-ФЗ)
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительны требования, предусмотренные ч.2 ст. 31 Закона о контрактной системе регламентируются Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с п.18 раздела 3 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N2571 при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
Таким образом, для подтверждения соответствия указанным требованиям, участником закупки в составе заявки должен быть представлен опыт на сумму не менее 20% от начальной максимальной цены закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.04.2023, победителем аукциона признан участник закупки, заявке которого присвоен идентификационный номер 1 - ООО "Интерстрой", предложивший наименьшую цену контракта.
Согласно доводу заявителя, из анализа имеющегося опыта ООО "Интерстрой" находящегося в открытом доступе в ЕИС усматривается отсутствие опыта у победителя закупки, заключенных и исполненных контрактов заключенных и исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; по капитальному ремонту автомобильной дороги; выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
По мнению заявителя единственный опыт который мог представить победитель, это договора субподряда N 27ПД-06/2020 по выполнению 1-го этапа строительно-монтажных работ по объекту "Строительство автомобильных дорог в с. Дальнее" заключенный между ним и ГУДП Экспромт.
Согласно пояснениям, полученным от Уполномоченного органа в составе заявки ООО "Интерстрой" оператором торговой площадки в целях подтверждения соответствия данного участника установленному дополнительному требованию представлены:
1) субподрядный договор от 14.06.2022 N 1 на выполнение строительно-монтажных работ от по объекту: "Капитальный ремонт ул. Авиационная от пр. Мира до ул. Ленина", заключенный с ГУДП "Эспромт" в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, цена которого с учетом дополнительного соглашения N 2 от 20.12.2022 составляет: 195 389 979,81 рублей;
2) акт законченных работ от 20.12.2022 на сумму 195 389 979,81 рублей;
3) акты выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ на указанную всю сумму договора.
Таким образом, по мнению Уполномоченного органа, договор субподряда N1 от 14.06.2022 является надлежащим опытом выполнения работ по капитальному ремонту автомобильной дороги (пункт 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" по позиции 18 раздела 3 Приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав представленные документы, установила следующее
Согласно Письму Федеральной антимонопольной службы России от 11.09.2019 N МЕ/79668/19 договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления N 99.
Представленные ООО "Интерстрой" документы не свидетельствовали о наличии у данного участника опыта по строительству линейного объекта, лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительных работ, не может быть признано имеющим опыт строительства самого линейного объекта в целом, в частности, опыт по сдаче и вводу в эксплуатацию объекта, а также исполнению гарантийных обязательств.
Отношения по договору на выполнение строительных работ регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В силу части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и части 3 статьи 706 ГК РФ, заказчик заключает договор (контракт) на работы по строительству, реконструкции, капитальный ремонт только с генеральным подрядчиком, который несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. В соответствии со статьей 755 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком гарантийные обязательства.
Таким образом, в соответствии с положениями ГК РФ договор на выполнение строительных работ - это договор, заключенный генеральным подрядчиком непосредственно с заказчиком. Именно генеральный подрядчик должен создать и передать заказчику весь объект в целом, а не выполнить отдельные работы (в отличие от субподрядчика).
ООО "Интерстрой" не несет ответственности перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнения обязательств по муниципальному контракту, в том числе, по компенсационному фонду, распространяющего свое действие, как на члена саморегулируемой организации (СРО), не отвечает перед заказчиком за гарантийные обязательства.
Ввиду указанного, Договор субподряда N 1 от 14.06.2022 представленный победителем закупки в качестве опыта, равно как и другой любой договор субподряда не является подтверждением соответствия участника аукциона требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС договор субподряда N1 от 14.06.2022 (номер реестровой записи N56501012400220000880000) находится в стадии исполнения, также согласно указанного договора ООО "Интерстрой" является субсубподрядчиком.
В то время как документом, подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному п. 18 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2571, может являться исключительно контракт (договор) строительного подряда, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, где стороной выступает участник закупки в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не в качестве субподрядчика.
В соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях аукционной комиссии имеются нарушения п.3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе. В связи, с чем выдать обязательное для исполнение предписание.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества ограниченной ответственностью "ТРАНССТРОЙ" (ИНН 6501175475) на действия заказчика - Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (ИНН 6501294521) при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение ремонтных работ по объекту "Ремонт ул. Пуркаева от ул. Комсомольской до пр. Мира"" (извещение N 0161300000123000297- обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию - Администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501026762) нарушившей положения п. 3 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному органу (аукционной комиссии) - Администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6518009370) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.В. Силичев
Члены Комиссии: Е.Э. Осташова
Н. Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 4 мая 2023 г. N 065/06/106-286/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2023