Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Главного специалиста эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "АЛМА-МЕД" (далее - Заявитель) на действия МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Заказчик) при проведении КОМИТЕТОМ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0103200008423001254 "Поставка медицинского оборудования (БССЗ)_Комплекс диагностический для ультразвуковых исследований высокого класса." (далее - Аукцион),
в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
07.04.2023 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе указывается на несоответствие извещения об осуществлении закупки требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
27.03.2023 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе было размещено извещение (в ред. от 05.04.2023 г.) о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 645 890 рублей.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам закупаемого товара, которым по совокупности параметров соответствует только конкретная модель единственного производителя.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
По мнению Заявителя, совокупность установленных требований к товару, указанным в Техническом задании к извещению, ограничивают количество участников закупки и указывает на закупку медицинского изделия единственного производителя, а именно - Филипс Хэлскеа, Система ультразвуковая Epiq с принадлежностями.
В качестве подтверждения доводов Заявителем представлена сравнительная таблица аналогичного оборудования разных производителей, где под требования Заказчика подходит только товар Филипс Хэлскеа, Система ультразвуковая Epiq.
Представителем Заказчика на заседание Комиссии не представлены надлежащие доказательства подтверждающие наличие не менее чем двух производителей подходящие под требования описания объекта закупки. Доводы Заявителя изложенные в жалобе не опровергнуты и доказательств наличия товара разных производителей соответствующие всем позициям описания объекта закупки, не представлены.
Таким образом, Заказчиком в описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, которым по совокупности параметров соответствует только конкретная модель единственного производителя, которые в совокупности с иными характеристиками данных товаров влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, описание объекта закупки в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
2. Заявитель указывает, что при описании объекта закупки Заказчик не применил обязательное для применения позиции КТРУ.
Согласно п. 5 ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В пункте 5 Правил N 145 указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил N 145 в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Объектом закупки является комплекс диагностический для ультразвуковых исследований высокого класса и Заказчиком установлен код ОКПД2 26.60.12.132 - Аппараты ультразвукового сканирования.
В жалобе Заявителя указывается, что КТРУ содержит позицию 26.60.12.132-00000036 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети", в соответствии с которыми Заказчик должен быть описать объект закупки.
При этом Заказчиком в извещении об осуществлении закупки не указан соответствующий объекту закупки код позиции и показатели, закупаемого товара предусмотренные КТРУ.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
3. По мнению Заявителя, в Извещении о проведении аукциона имеются разночтения относительно размера преимущества, участника закупки в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н., обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств, авансирования, объекта закупки, а также дополнительных требований к участникам закупки.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно извещению об осуществлении закупки:
"Преимущества -Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н - 15.0%;
Обеспечение исполнения контракта - Требуется обеспечение исполнения контракта, Размер обеспечения исполнения контракта - 1864589.00 Российский рубль (10% от НМЦК);
Преимущества и требования к участникам - информация об установлении дополнительного требования к участникам закупки отсутствует;
Обеспечение гарантийных обязательств - Обеспечение гарантийных обязательств не требуется;
Наименование объекта закупки - Поставка медицинского оборудования (БССЗ)_Комплекс диагностический для ультразвуковых исследований высокого класса".
При этом остальные разделы приложений к извещению об осуществлении закупки содержат следующую информацию:
"б) В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд": Подтверждением страны происхождения товаров, является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара. При проведении электронного аукциона преимущества в отношении цены контракта в размере 20 процентов предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза. (Приложение N 4 к извещению);
Поставщик до заключения Контракта предоставляет Заказчику обеспечение исполнения Контракта в соответствии с частью 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе в размере 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет ____________. (Приложение N 3 к извещению, пункт 10.1 проекта контракта);
Авансирование контракта предусмотрено в размере 30% от цены контракта. (Приложение N 3 к извещению, пункт 2.8 проекта контракта) и Оплата по Контракту осуществляется в безналичном порядке путем перечисления денежных средств со счета Заказчика на счет Поставщика после исполнения обязательств Поставщиком по поставке Оборудования и оказанию Услуг (Приложение N 3 к извещению, пункт 9.2 проекта контракта);
документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571_требования установлены; Требования установлены в соответствии c пунктом 4 ПП РФ от 29.12.2021 N2571. Если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (Приложение N 4 к извещению);
Гарантийные обязательства по Контракту обеспечиваются безотзывной независимой гарантией или внесением денежных средств на счет Заказчика. Обеспечение гарантийных обязательств предоставляется в срок до подписания последнего (итогового) акта приемки выполненных работ. Способ обеспечения гарантийных обязательств Поставщик определяет самостоятельно. Сумма обеспечения составляет 1 % от начальной (максимальной) цены Контракта (Приложение N 3 к извещению, пункт 10.15 проекта контракта);
Класс - Экспертный (Приложение N 2 к извещению)".
Таким образом, Заказчиком установлены противоречивые требования относительно размера преимущества, участника закупки в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н., обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств, авансирования, объекта закупки, а также дополнительных требований к участникам закупки.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, указавшего недостоверные сведения в различных частях извещения об осуществлении закупки, нарушают ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
4. По мнению Заявителя, проект контракта содержит сноски, которые не содержат расшифровок, что нарушает права участников закупки.
Так, в пункте 9.3 проекта контракта указано:
"Оплата по Контракту за поставленное Оборудование и оказанные Услуги осуществляется Заказчиком после представления Поставщиком следующих документов или копий документов:
а) счета;
б) счета-фактуры;
в) товарной накладной (товарных накладных, подписанных Получателями);
г) Актов приема-передачи Оборудования (приложение N 4 к Контракту), подписанных Поставщиком и Получателями18;
д) Актов ввода Оборудования в эксплуатацию, оказания Услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение N 5 к Контракту), подписанных Поставщиком и Получателями18;
е) гарантии производителя (изготовителя) на Оборудование (копии)18;
ж) гарантии Поставщика на Оборудование (копии)18;
з) копии документа о соответствии 25 Оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями)18;
и) Акта об исполнении обязательств по Контракту (приложение N 8 к Контракту), подписанного Сторонами".
При этом проект контракт не содержит расшифровок сносок.
По мнению Комиссии, отсутствие расшифровок сносок не возлагает на участника закупки исполнение дополнительных, не предусмотренных контрактом обязательств, в связи с чем, не нарушает права и законные интересы Заявителя.
Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении указанными действиями Заказчика требований Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. Согласно доводу Заявителя, описание объекта закупки проведено не по соответствующему ГОСТ, так в ГОСТе Р 56327-2014 указано, что он не применим для описания специализированных ультразвуковых аппаратов.
Комиссией установлено, что согласно введения ГОСТа Р 56327-2014 "Ультразвуковые аппараты экспертного класса. Технические требования для государственных закупок" указано, что настоящий стандарт устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок ультразвуковых аппаратов экспертного класса.
В пункте 2 описания объекта закупки (Приложение N 2 к извещению) установлено требование к закупаемому аппарату: Класс - Экспертный.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Заявителем на заседание Комиссии не представлены доводы и доказательства, свидетельствующие об обоснованности данного довода жалобы и несоответствия действий Заказчика положениям Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
6. Заявитель указывает, что инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не содержит толкования применения символов и знаков, используемых при описании требований к поставляемому товару.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией установлено, что Приложения N 4 к извещению содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Закон о контрактной системе не предъявляет требований к содержанию инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Доводов и доказательств, свидетельствующих об установлении требований, влекущих ограничение количества участников закупки и не позволяющих объективно заполнить первую часть заявки на участие в Аукционе, жалоба Заявителя не содержит.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в случае неясности положений извещения об осуществлении закупки Заявитель имел право направить запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
По мнению Комиссии, неясность для участника закупки положений извещения об осуществлении закупки, не свидетельствует о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 7, п. 5 ч. 1 ст. 42 и п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, его комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
А.Ш. Магомедов
Исп. Магомедов К.Г. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 13 апреля 2023 г. N 005/06/106-906/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2023