Резолютивная часть настоящего решения объявлена 03.05.2023 г.
Решение изготовлено в полном объеме 10.05.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Михин С. В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Тельпов И. А. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок;
Сороколетов М. С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок;
при участии представителей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N127"
- Хребтовой Т. М. (на основании приказа о приеме на работу от 07.02.2018 г. N150-Л)
- Артемовой А. С. (на основании доверенности от 03.04.2023 г.)
при участии учредителя Общества с ограниченной ответственностью "ЧОП АБ "Кольчуга" Клевцова А. А.
рассмотрев обращение МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N127" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЧОП АБ "Кольчуга" в связи с односторонним расторжением контракта на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) на 2023 г.
У С Т А Н О В И Л А:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) приняло к рассмотрению обращение МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N127" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЧОП АБ "Кольчуга" (далее - Исполнитель) в связи с односторонним расторжением контракта на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) на 2023 г.
В целях изучения дополнительных материалов дела в заседании Комиссии объявлялся перерыв до 03.05.2023 г.
Изучив материалы дела, заслушав представителей Заказчика и Исполнителя, оценив представленные доказательства, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
20.10.2022 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N0131300000622002571 о проведении аукциона на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) на 2023 год.
08.11.2022 г. на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1 от 28.10.2022 г., между Заказчиком и Исполнителем был заключен контракт N29 на оказание услуг частной охраны на 2023 год на сумму 803 181 руб. 11 коп. (далее - Контракт).
В соответствии со ст. 783 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к договору оказания услуг применяются положения о подряде.
Так, согласно ст. 702 ГК РФ по договору подряда подрядчик обязуется выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику, а тот обязуется принять его и оплатить.
Согласно п. 1.1 Контракта Исполнитель обязуется оказывать охранные Услуги:
- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
- охрана объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (далее-услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Срок оказания услуг: с 07-00 часов 20.01.2023 по 07-00 часов 31.12.2023. (п. 1.2 Контракта)
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств
В соответствии с п. 7.1 и п. 7.2 Контракта стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по контракту, если их неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.
Сторона, у которой возникли обстоятельства непреодолимой силы, обязана в течение 14 календарных дней письменно информировать другую Сторону о произошедших обстоятельствах и их причинах с приложением документов, удостоверяющих факт наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Согласно Претензии N1 от 29.03.2023 г. (далее - Претензия N1), от Исполнителя поступило уведомление о приостановке действия лицензии на оказание охранных услуг от 10.07.2019 г. N002073 (далее - Лицензия).
В той же Претензии N1, Заказчик просил указать обстоятельства приостановки Лицензии, а также приложить документы, подтверждающие возникновение обстоятельств непреодолимой силы.
Так, Исполнителем направлено письмо от 31.03.2023 г., в котором указано, что один из учредителей привлечен к уголовной ответственности, в связи с чем на его долю в уставном капитале в размере 50% наложен арест, а действие Лицензии приостановлено.
В ответ, Заказчиком направлена Претензия N2 от 04.04.2023 г., согласно которой арест уставного капитала и приостановление действия Лицензии не были расценены как форс-мажор.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 г. N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об охранной деятельности) предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
Согласно ч. 1 ст. 11.5 Закона об охранной деятельности лицензирующий орган, предоставивший лицензию, вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании в отношении соответствующего вида деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Так, подп. "б" п. 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 г. N498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", установлено такое лицензионное требование как соответствие соискателя лицензии (лицензиата) и его учредителей (участников) требованиям ст. 15.1 Закона об охранной деятельности.
В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 15.1 Закона об охранной деятельности учредителями (участниками) частной охранной организации не могут являться граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные лица.
Как следует из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что такой юридический факт, как приостановление Лицензии, полностью зависит от действий Исполнителя и не является обстоятельством непреодолимой силы.
Также, в ходе рассмотрения обращения установлено, что обвинительный приговор в отношении учредителя вынесен в 2021 году, в то время как Контракт заключен в 2022 году.
Следовательно, при заключении Контракта, Исполнителем не было предвидено такое последствие привлечения одного из учредителей к уголовной ответственности, как приостановление действия Лицензии на оказание частных охранных услуг, и, как следствие, невозможность оказания данных услуг, что дает основание для формирования Комиссией Воронежского УФАС России вывода о наличии в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 715 ГК РФ заказчик вправе в любое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ).
В соответствии с п. 10.4 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ.
Так, Заказчиком направлена Претензия N3 от 11.04.2023 г., в которой указано, что Исполнитель не оказывает услуги с 11.04.2023 г. с 07:00.
На основании вышеизложенного, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, Заказчиком, во исполнение вышеуказанных требований Закона о контрактной системе, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано в ЕИС 11.04.2023 года в 18:00 (МСК) (получено Поставщиком посредством функционала ЕИС 11.04.2023 года в 18:01 (МСК)).
В соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе - 11.04.2023 г. признаётся датой надлежащего уведомления поставщика.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом, согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
С учетом того, что существенные нарушения условий Контракта устранены не были, основания для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта у Заказчика отсутствовали.
При таких обстоятельствах, Контракт считается расторгнутым 24.04.2023 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N1078).
Как установлено подп. "а" п. 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подп. "е" п. 9 и подп. "г" п. 10 Правил), рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
В силу п. 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подп. "а" п. 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При рассмотрении обращения, Комиссией Воронежского УФАС России обстоятельств, предусмотренных п. 15 Правил не выявлено, доказательств наличия таких обстоятельств со стороны Исполнителя не предоставлено.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Воронежского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "ЧОП АБ Кольчуга" (Юридический адрес: 394033, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. МОПРа д. 15, кв. 77; ОГРН: 1163668113113, ИНН: 3663123700, КПП: 366301001, дата присвоения ОГРН: 28.10.2016 г., учредители: Замятин Сергей Дмитриевич (ИНН: 366216632401), Клевцов Алексей Анатольевич (ИНН: 366307031616); генеральный директор: Паринов Михаил Витальевич, (ИНН: 366400521661).
Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "ЧОП АБ "Кольчуга" считать дату, следующей за датой размещения реестровой записи в реестре согласно п. 17 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением N1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля (часовой пояс г. Воронежа - UTC + 03:00; MSK + 00:00).
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С. В. Михин
Члены Комиссии И. А. Тельпов
М. С. Сороколетов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 3 мая 2023 г. N 036/06/104-732/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2023