В соответствии с приказом Омского УФАС России от 27.04.2023 N 130/23, подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) и Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании сообщения юридического лица о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения казенным учреждением Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссией по осуществлению закупок (далее - КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения", уполномоченное учреждение, комиссия по осуществлению закупок) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме совместного электронного аукциона на поставку кислородного ингалятора (Реестровый номер 230937) (извещение N 0852500000123000845) (далее - совместный электронный аукцион, электронный аукцион, аукцион) для нужд бюджетных учреждений здравоохранения Омской области (далее при совместном упоминании - заказчики)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 31.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении совместного электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 1046500 руб.
06.04.2023 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки N РИ1.
Протокол подачи ценовых предложений от 11.04.2023 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы пятью участниками закупки, лучшее ценовое предложение в размере 591272,50 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 113969104 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.04.2023 следует, что заявки двух участников были отклонены, победителем электронного аукциона признан участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил наиболее низкую цену контракта (индивидуальный предприниматель Есин Сергей Валентинович (далее - победитель)).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, на момент проведения проверки каждым из заказчиков заключен контракт с победителем.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В адрес Омского УФАС России поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "Пневмоприбор" (далее - ООО "Пневмоприбор", общество, участник закупки) (вх. N 3586-ЭП/23 от 18.04.2023), в содержании которого указано, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка участника закупки по причине установления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
27.04.2023 Омским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии или отсутствия в действиях уполномоченного учреждения нарушений Федерального закона о контрактной системе, правомерности отклонения заявки участника закупки был направлен (исх. N ТШ/2688/23) запрос о предоставлении:
- КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" письменных пояснений по факту отклонения заявки на участие в закупке ООО "Пневмоприбор" с приложением документальных доказательств недостоверности информации, указанной в такой заявке;
- ООО "РТС-тендер" заявок всех участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в указанном аукционе в реестре участников, получивших аккредитацию на электронной площадке.
28.04.2023 обществом направлено (вх. N 4006-ЭП/23) ходатайство о приобщении документов при проведении внеплановой проверки.
На запрос Омского УФАС России уполномоченным учреждением представлены (вх. N 4027-ЭП/23 от 02.05.2023) пояснения по вышеизложенным фактам, согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки общества отсутствуют.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
На основании пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с таким законом и инструкцию по ее заполнению.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки выступала поставка кислородного ингалятора.
Характеристики закупаемого товара для нужд заказчиков были конкретизированы в документе "Описание объекта закупки" и сформулированы следующим образом:
N п/п |
Наименование товара |
N п/п |
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
Количество в единицах измерения |
||
Наименование показателя |
Единица измерения показателя |
Значения показателей |
|||||
1 |
Кислородный ингалятор
|
1. |
Предназначен (укомплектован соответствующими принадлежностями) для терапии: |
|
Соответствует |
шт. |
26 |
2. |
Работоспособность ингалятора при давлении кислорода в баллоне |
МПа |
Не шире 0 - 20*** |
||||
3. |
Диапазон подачи кислорода |
л/мин |
Не уже 5 - 15** |
||||
4. |
Емкость баллона |
л |
Не менее 2* |
||||
5. |
Комплект поставки: |
|
|
||||
5.1. |
Баллон для медицинского кислорода |
|
Наличие |
||||
5.2. |
Укладочная сумка |
|
Наличие |
||||
5.3. |
Ингалятор аэрозольный |
|
Наличие |
||||
5.4. |
Лицевая маска анестезиологическая для взрослых |
|
Наличие |
||||
5.5. |
Лицевая маска анестезиологическая для детей |
|
Наличие |
||||
5.6. |
Фиксированный клапан Вентури |
|
Наличие |
||||
5.7. |
Небулайзер |
|
Наличие |
||||
5.8. |
Мундштук |
|
Наличие |
Согласно подпунктам "а" и "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
- с учетом положений части 2 данной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 данного закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака),
- документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Аналогичная информация была предусмотрена подпунктами "а" и "в" пункта 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (далее - закупка, аукцион) и инструкция по ее заполнению (далее - инструкция, требования)", прилагавшегося к извещению об осуществлению закупки.
В частности, документом, подтверждающим соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, являлась:
"копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выданного в соответствии с ч. 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с приложениями на всех листах) на предложенный участником в его заявке Товар".
В вышеприведенном документе также содержалась инструкция по заполнению заявки, пункт 8 которой закреплял положения следующего содержания:
"В случае, если к поставке предлагаются медицинские изделия, представляющие собой укладки, наборы, комплекты и аптечки, состоящие из зарегистрированных медицинских изделий, участник закупки должен указать наименование в соответствии с регистрационным удостоверением на каждое медицинское изделие, входящее в состав, а также их количество в каждом наборе, комплекте и т.д.".
В части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых заявка на участие в закупке подлежит отклонению.
Так, пунктом 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе:
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из представленной оператором электронной площадки (вх. N 4211-ЭП/23 от 10.05.2023) заявки участника закупки с идентификационным номером 113969104 (ООО "Пневмоприбор") следовало, что к поставке был предложен товар с наименованием "Редуктор-ингалятор кислородный КРИ-3 по ППТД.2955.013ТУ", производителем которого является само общество, страной происхождения товара выступает Россия.
Кроме того, в интерактивной части заявки участника закупки страной происхождения товара указана также Российская Федерация.
В качестве документа, подтверждающего соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к заявке заявителя прилагалась копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие от 24.03.2023 N РЗН 2018/7049, выданное ООО "Пневмоприбор".
При этом согласно заявке у предлагаемого к поставке товара наличествует характеристика, установленная подпунктом 5.5 описания объекта закупки, - лицевая маска анестезиологическая для детей.
Дополнительно заявка общества содержала копию регистрационного удостоверения на медицинское изделие "Устройства и дыхательные системы для наркозно-дыхательных аппаратов, аэрозольной и кислородной терапии" от 08.06.2021 N ФСЗ 2009/03551, выданного "Интерседжикал Лтд.", Великобритания, Intersurgical Ltd., Crane House, Molly Millars Lane, Wokingham, Berkshire, RG41 2RZ, UK.
Именно приложением к составу заявки копии вышеприведенного регистрационного удостоверения общество обуславливает выводы о неправомерности действий комиссии по осуществлению закупок. Как отмечено участником закупки, в пункт 24 приложения к данному регистрационному удостоверению включены "маски для вентиляции легких для взрослых, для детей, для новорожденных, размерами XS (экстрамалый), S (малый), М (средний), М/L (средний/большой), L (большой), XL (экстрабольшой): маски для неинвазивной вентиляции; маски для CPAP", требование о наличии которых содержится в описании объекта закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0852500000123000845 от 13.04.2023 заявка общества отклонена со следующим обоснованием принятого решения: "На основании п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ отклонить заявку участника закупки в связи с установлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. По позиции N 1 "Редуктор-ингалятор кислородный КРИ-3 по ППТД.2955.013ТУ" указано недостоверное значения показателя "Лицевая маска анестезиологическая для детей - наличие". В соответствии с регистрационным удостоверением N РЗН 2018/7049 от 24 марта 2023 года на медицинское изделие "Редуктор-ингалятор кислородный КРИ-3 по ППТД.2955.013ТУ" (страна происхождения Россия) лицевая маска анестезиологическая для детей в составе отсутствует".
Оценивая доводы заявителя, правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения, Комиссия исходила из следующего.
Комиссии по осуществлению закупок заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
Таким образом, в силу возложенной Федеральным законом о контрактной системе обязанности по проверке достоверности сведений, представленных в заявках участников закупок, уполномоченному учреждению необходимо было осуществить совокупность действий, направленных на такую проверку.
Установлено, что место производства медицинского изделия согласно регистрационному удостоверению 08.06.2021 N ФСЗ 2009/03551 указано в приложении к нему.
В свою очередь, из приложения к регистрационному удостоверению следует, что местом производства медицинского изделия выступают такие страны, как UK, India, China, Taiwan, USA, Lithuania.
Уполномоченным учреждением при соотнесении наименования предлагаемого к поставке товара, стране его происхождения было выявлено, что в заявке участника закупки отсутствует предложение о поставке товара, соответствующего медицинскому изделию "Устройства и дыхательные системы для наркозно-дыхательных аппаратов, аэрозольной и кислородной терапии" (регистрационное удостоверение 08.06.2021 N ФСЗ 2009/03551).
Вместе с тем одновременно в регистрационном удостоверении на медицинское изделие "Редуктор-ингалятор кислородный КРИ-3 по ППТД.2955.013ТУ" от 24.03.2023 N РЗН 2018/7049, соответствующее наименованию и стране происхождения предлагаемого обществом к поставке товара, отсутствует лицевая маска анестезиологическая для детей.
Указанные обстоятельства явились основанием принятия комиссией по осущесвлению закупок решения об отклонении заявки ООО "Пневмоприбор" как содержащей недостоверную информацию о наличии лицевой маски анестезиологической для детей.
Следует учитывать, что возможность комплектования предлагаемого к поставке медицинского изделия медицинскими изделиями иных производителей при условии их совместимости, на которую ссылается общество как на обоснование доводов своего обращения, не свидетельствует о достоверности информации, содержащейся в его заявке на участие в закупке, поскольку такая заявка не содержала предложения о поставке нескольких медицинских изделий (комплектности), что противоречит пункту 8 Инструкции по заполнению заявки на участие в закупке, исполнение требований которой является обязательным для участника закупки.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
При применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу, закрепленному в пункте 5 статьи 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Кроме того, Комиссия особо обращает внимание на то, что в силу части 5 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если таким законом предусмотрена документация о закупке).
Необходимо учитывать, что, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, участник закупки несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям извещения об осуществлении закупки или законодательства.
Участник закупки, не реализовавший своего права на подачу запроса на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки (часть 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе), а равно не обжаловавший положения извещения об осуществлении закупки в контрольный орган, несет риск наступления негативных последствий, в том числе связанных с отклонением его заявки.
Таким образом, участник закупки был ознакомлен с обозначенными выше требованиями и выразил безусловное согласие на их соблюдение.
Принимая во внимание указанное, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований у уполномоченного учреждения для отклонения заявки ООО "Пневмоприбор", в связи с чем в действиях субъекта контроля отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
В действиях казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме совместного электронного аукциона на поставку кислородного ингалятора (Реестровый номер 230937) (извещение N 0852500000123000845) для нужд бюджетных учреждений здравоохранения Омской области нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 12 мая 2023 г. N 055/10/99-513/2023 (ключевые темы: участники закупок - изделия медицинского назначения - комиссия по осуществлению закупок - регистрационное удостоверение - ценовые предложения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2023