Резолютивная часть решения оглашена 05 мая 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 мая 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N 9 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
Заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики, представителей по доверенности,
Участника закупки - ООО "Элмас", представителя по доверенности,
рассмотрев обращение, представленное Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Элмас" (юридический адрес: 420006, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Рахимова, д. 21) (ИНН 1658033159, ОГРН 1021603268070),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 28.04.2023 поступило обращение Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о включении в Реестр сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Элмас" (далее - ООО "Элмас", Исполнитель) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуще
ствляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 5 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
28.12.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000522011523 о проведении электронного аукциона на Поставку изделий медицинских хирургических (шовный материал), с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 311 453,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 16.01.2023 N ИЭА1 заявка участника с идентификационным номером 1 (ООО "Элмас") признана победителем электронного аукциона с предложением о цене контракта в размере 838 000,00 рублей.
18.01.2023 На электронную площадку http://www.tektorg.ru/ передан документ "Проект контракта" от 18.01.2023
18.01.2023 Размещен документ "Проект контракта" от 18.01.2023
23.01.2023 От электронной площадки http://www.tektorg.ru/ получен документ "Подписанный победителем проект контракта" от 23.01.2023
27.01.2023 На электронную площадку http://www.tektorg.ru/ передан документ "Подписанный контракт" от 27.01.2023
27.01.2023 Размещен документ "Подписанный контракт" от 27.01.2023
27.01.2023 между Бюджетным учреждением Чувашской Республики "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (Заказчик) и ООО "Элмас" (Поставщик), ИКЗ 222213003189221300100104260022120244, заключен контракт N 34-ЭА от 27.01.2023 на Поставку изделий медицинских хирургических (шовный материал) (далее - Контракт).
Цена контракта составляет 838 000 (Восемьсот тридцать восемь) руб. 00 коп., в том в том числе НДС 10% - 76 181,83 руб.
Пунктом 8,5, контракта предусматривается, что Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке в случаях:
8.5.1. Поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок.
8.5.2. Нарушения Поставщиком сроков поставки товара свыше, чем на 15 дней,
8.5.3. Неоднократного (2 и более раза) ненадлежащего исполнения Поставщиком принятых на себя обязательств по настоящему Контракту.
8.5.4. В иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством,
В соответствии с пунктом 4.7. контракта поставка товара производится: В 2023 г. - с момента заключения контракта по заявкам Заказчика в течение 15 дней с момента поступления заявки до 15.11.2023 г. (не чаще 1 раза в квартал), в случае экстренной необходимости возможна дополнительная поставка по заявке Заказчика.
В 2024 г. - с 01.01.2024 г. по заявкам Заказчика в течение 15 дней с момента поступления заявки до 15.06.2024 г. (не чаще 1 раза в квартал), в случае экстренной необходимости возможна дополнительная поставка по заявке Заказчика.
В адрес Поставщика было направлено письмо с запросом образцов ( заявка), на общую сумму 12 469 (Двенадцать тысяч четыреста шестьдесят девять) рублей 84 копейки.
Заявка содержала 4 позиции по одной упаковке, 3 позиции производства Республика Беларусь ООО "Футберг", ООО "Волоть" Россия, ООО "ПТО Медтехника" бли исполнены в полном объеме. Общая сумма поставки 10 721 (Десять тысяч семьсот двадцать один) рубль 80 копеек, которую заказчик принял и оплатил.
По состоянию на 13.04.2023 г. не был поставлен товар по позиции N4:
- Нейлон антимикробный, Материалы хирургические шовные антимикробные "Оптикум", с иглами атравматическими или без игл, стерильные и нестерильные, по ТУ 9393-005-93420730-2012 Нить полиамидная плетеная антимикробная с фторполимерным покрытием и нитроксолином "Оптикум" в количестве 1 упаковка.
Сумма исполнения контракта составляет 3756 (Три тысячи семьсот пятьдесят тесть) рублей 60 копеек Нарушение Поставщиком сроков поставки товара свыше, чем на 15 дней - на 27 дней,
Данный товар заявлен к поставке Заказчиком в целях проверки соответствия качества товара условиям контракта в качестве образцов, У Заказчика имеется потребность в дальнейшей поставке большого количества шовного материала в кратчайшие сроки после проверки образцов.
Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании ст 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с ч. 2, ст. 523 ГК РФ, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 4, ст. 523 ГК РФ, Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.
По состояния на 13.04.2023 поставщик товар не поставил.
Согласно ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 8.5. контракта, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 34-ЭА от 27.01.2023 г., заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью "Элмас" ИНН 1658033159.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта (ов).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика вступило в законную силу 28.04.2023, и с этой даты Контракт считается расторгнутым.
Представителем поставщика были даны следующие пояснения.
В адрес Поставщика было направлено письмо с запросом образцов ( заявка) , на общую сумму 12 469 рублей 84 коп.( Двенадцать тысяч четыреста шестьдесят девять рублей ) 84 копейки.
Заявка содержала 4 позиции по одной упаковки , 3 позиции производства Республика Беларусь ООО "Футберг" , ООО "Волоть" Россия, ООО "ПТО Медтехника" были исполнены в полном объеме. Общая сумма поставки 10 721 , 80 коп.( Десять тысяч семьсот двадцать один рубль) 80 копеек., которую заказчик принял и оплатил.
Продукция производства ООО "Оптикум" в количестве 1 паковки не поставлен, на сумму 1 748 рублей 04 коп ( Одна тысяча семьсот сорок восемь рублей) 04 коп. Сумма исполненных обязательств составила 86%.
ООО "Элмас" направило в адрес заказчика письмо Исх N 54 от 15.02.2023 года, N 147 от 05.04.2023 года, N 149 от 20.04.2023 г , N 163 от 28.04 2023 г. о предложении замены данной позиции на аналогичные, в том числе увеличить количество поставляемой продукции в два раза , без изменения цены контракта.
На 04.05.2023 г. производитель ООО "Оптикум" не ответил на запрос о возобновлении производства продукции после замены РУ РЗН 2013/927 от 22.07.2013 на РУ РЗН 2013/927 от 03.02.2023.
В связи с тем, что ООО "Оптикум" является единственным производителем сырья для производства шовного хирургического материала , в том числе нитей полиамидных плетеных антимикробных с фторполимерным покрытием и нитроксолином , ООО "Оптикум" направил всем заинтересованным лицам письмо. Утверждение заказчика о том, что ООО "Оптикум" не сотрудничает с ООО "Элмас", по мнению общества не находит своего подтверждения.
Согласно пояснению заказчика, Товар заявлен к поставке Заказчиком в целях проверки соответствия качества товара условиям контракта в качестве образцов. У Заказчика имеется потребность в дальнейшей поставке большого количества шовного материала в кратчайшие сроки после проверки образцов.
ООО "Элмас" направило в адрес закзачика письмо Исх N 147 от 05.04.2023 г , в котором просит сделать заявку на уже полученную продукцию, так как данная продукция в полном объеме имеется на складе Поставщика.
Ответа от заказчика не поступило, заявок, кроме предоставления образцов, в адрес ООО "Элмас" не поступало.
Мотивированного отказа от поставленной продукции, в том числе претензий по качеству, не было. Новых заявок на поставку продукции от заказчика не поступало.
ООО "Элмас" после решения заказчика об одностороннем расторжении контракта , без заявки заказчика осуществило отгрузку товара в соответствии с поставками на 2023 года на сумму 1 176 936 , 60 коп.(Один миллион сто семьдесят шесть тысяч девятьсот тридцать шесть рублей) 60 копеек. Заказчик отказался принимать данный товар , в связи с отсутствием заявок.
Согласно отгрузочным накладным товар был получен Заказчиком 19 апреля 2023 года.
Умышленного уклонения от исполнения условий контракта со стороны "Элмас" не имело места быть.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия Чувашского УФАС России установила, что действия Поставщика были направлены на фактическое исполнение контракта.
Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта.
Кроме того, учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Исполнителя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - Бюджетным учреждением Чувашской Республики "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Элмас" (юридический адрес: 420006, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Рахимова, д. 21) (ИНН 1658033159, ОГРН 1021603268070), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 12 мая 2023 г. N 021/10/104-351/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2023