Резолютивная часть решения оглашена 04 мая 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11 мая 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, при помощи видеоконференц-связи, направленные Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области (далее - Заказчик) в отношении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Техника и Технологии" (адрес: 111394, г. Москва, ул. Мартеновская, д. 5, пом. I комната 8 офис 193; ИНН 7720490009) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по изготовлению бандажей и головодержателей для обеспечения инвалидов в 2022 году (номер извещения: 0257100001421000147),
УСТАНОВИЛА:
26 апреля 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Техника и Технологии" (адрес: 111394, г. Москва, ул. Мартеновская, д. 5, пом. I комната 8 офис 193; ИНН 7720490009) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по изготовлению бандажей и головодержателей для обеспечения инвалидов в 2022 году (номер извещения: 0257100001421000147).
Рассмотрение сведений в режиме видеоконференц-связи состоялось 04 мая 2023 года в 09 часов 30 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0257100001422000045 о проведении электронного аукциона - 17.11.2021 12:03.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 600 000,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ" (http://www.sberbank-ast.ru).
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.12.2021 N 0257100001421000147-3, на участие в аукционе подано 3 (три) заявки. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 88, который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта.
5) 14.12.2021 между Заказчиком и ООО "Техника и Технологии" (далее - Исполнитель) заключен государственный контракт N 02571000014210001470001 на выполнение работ по изготовлению бандажей и головодержателей для обеспечения инвалидов в 2022 году (ИКЗ 211602700129960270100100610403250323).
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 2.1. Контракта в соответствии с настоящим Контрактом исполнитель обязуется в течение срока действия настоящего Контракта выполнить работы по изготовлению и выдаче (доставке) Получателю Изделий, предусмотренных Описанием объекта закупки, а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пункту 4.1.5. Контракта Исполнитель обязан выполнить работы по настоящему Контракту и передать их результат непосредственно Получателю, при предъявлении им паспорта и Направления, выдаваемого Заказчиком, не позднее 16 сентября 2022 года включительно.
Начало срока выполнения работ - день предоставления Получателем Исполнителю Направления или получения Исполнителем Реестра получателей.
Выполнение работ осуществляется по индивидуальным заказам Получателей по месту изготовления изделий.
Выдача изделий осуществляется на территории Псковской области, по месту нахождения и/или жительства Получателя либо по месту нахождения пункта выдачи.
Согласно пункту 4.1.6. Контракта обязана обеспечить инструктаж и консультативную помощь Получателей правильному пользованию Изделиями.
18.01.2022 Заказчик направил Обществу реестр N687713 для обеспечения получателей.
14.02.2022 Заказчик направил Обществу дополнение к реестру N687713 для обеспечения получателей
14.02.2022 (исх.N01-08/09-358) Заказчик сообщает Обществу об отсутствии информации о начале исполнения контракта.
01.03.2022 (исх.N01-08/09-489) Заказчик уведомляет Общество о необходимости исполнения обязательств.
29.06.2022 (исх.N01-08/09-1626) Заказчик уведомляет Общество о необходимости исполнения обязательств.
04.10.2022 (исх.N01-08/12-2307) Заказчик уведомляет Общество о необходимости исполнения обязательств.
10.10.2022 (исх.N1684) Общество гарантирует исполнение обязательств в ближайшее время.
18.10.2022 (исх.N01-08/12-2505) Заказчик направляет Обществу претензию об уплате неустоек (штрафов, пеней).
21.10.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
26.04.2023 Заказчик размещает сведения о расторжении контракта в ЕИС.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.1. Контракта настоящий Контракт может быть расторгнут: по соглашению сторон, по решению суда, в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта, в соответствии с гражданским законодательством, при нарушении одной из сторон условий Контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 12.5. Контракта Заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
Согласно пункту 12.6. Контракта решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
21.10.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
26.04.2023 Заказчик размещает сведения о расторжении контракта в ЕИС.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Заранее спланированный порядок выполнения работ дает возможность участнику закупки на стадии определения подрядчика принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно участвуя в электронном аукционе, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски.
Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (часть 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу названных статей Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечение получения корреспонденции по адресу своей государственной регистрации является обязанностью юридического лица, и все риски и последствия ненадлежащего обеспечения получения почтовой корреспонденции, входят в зону ответственности самого юридического лица.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательства о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства дела, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Техника и Технологии" не исполнило обязательства по контракту, что свидетельствует о недобросовестных действиях.
По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1).
В рассматриваемом случае обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами свидетельствуют о том, что ООО "Техника и Технологии" халатно отнеслось к своим обязательствам по контракту, им не доказано принятие всех необходимых мер для надлежащего исполнения контракта, при имеющейся у него той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства.
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "Техника и Технологии" не осознает последствия срыва исполнения контрактов для государственных и муниципальных заказчиков и действует неосмотрительно при участии в торгах.
Комиссия Псковского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (08.11.2024) следующие сведения о поставщике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: Общество с ограниченной ответственностью "Техника и Технологии";
- место нахождения: 111394, г. Москва, ул. Мартеновская, д. 5, пом. I комната 8 офис 193;
- ИНН: 7720490009;
- КПП: 772001001;
-сведение об единственном учредителе: Синявский Дмитрий Алексеевич;
- ИНН: 332711793950;
- дата проведения электронного аукциона: 30.11.2021;
- объект закупки: выполнение работ по изготовлению бандажей и головодержателей для обеспечения инвалидов в 2022 году (номер извещения: 0257100001421000147);
- цена контракта - 600 000,00 рублей;
- срок выполнения работ: до 16 сентября 2022 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 11 мая 2023 г. N РНП 060/06/95-158/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2023