Резолютивная часть решения оглашена 10 мая 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 мая 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии представителей:
муниципального бюджетного учреждения "Моршанский городской Дом культуры" -.,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области -.,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Монтажпроект" (далее - Заявитель) на действия муниципального бюджетного учреждения "Моршанский городской Дом культуры" (далее - МБУ "Моршанский городской Дом культуры") при проведении открытого конкурса в электронной форме N0164200001923001215 на благоустройство территории городского сада им. А.С. Пушкина в границах улицы Свободная и улицы Красная площадь, и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (далее Уполномоченный орган) 14.04.2023 опубликовало на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0164200001923001215 на благоустройство территории городского сада им. А.С. Пушкина в границах улицы Свободная и улицы Красная площадь (далее - Закупка).
Заказчик - МБУ "Моршанский городской Дом культуры".
Начальная (максимальная) цена контракта - 36 729 650,00 руб.
Согласно доводу жалобы ООО "Монтажпроект", заказчиком неправомерно утвержден порядок оценки по показателю "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки". Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлено, что к оценке принимается исключительно исполненный договор, предусматривающий выполнение работ на объекте: Благоустройство территории. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта: - исполненный договор; - акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора. Таким образом, заказчиком по данному детализирующему показателю установлены узкие рамки для подрядчиков, создающие приоритет участникам, имеющим опыт выполнения работ только по благоустройству территории, лишая возможности победить в закупке участников, имеющих опыт выполнения работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные пояснения по существу жалобы Заявителя.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные доводы Заявителя, пояснения Заказчика и Уполномоченного органа, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов
работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604). Абз.1 п.1 Постановления N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп. "а" п.28 Положения для оценки заявок по показателям оценки, в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п.24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров. Согласно п.25 Порядка для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Комиссией Тамбовского УФАС России определено, что согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлен, в том числе, следующий порядок оценки заявок по детализирующему показателю "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров": "К оценке принимается исключительно исполненный договор, предусматривающий выполнение работ на объекте: Благоустройство территории. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта: - исполненный договор; - акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора. Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. К оценке принимаются документы (исполненный договор; акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора) в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов."
Представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки являются исключительно работы по благоустройству территории, что однозначно следует из положений описания объекта закупки, ввиду чего Заказчиком, в соответствии с требованиями пп."в" п.24 Положения, установлены вышеуказанные положения порядка оценки в отношении характера принимаемого к учету опыта.
В свою очередь, согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком в соответствии с п.9 раздела II Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению N2571.
Согласно п.9 приложения к Постановлению N2571 при проведении закупочной процедуры, объектом которой являются работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории к участникам закупочной процедуры предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Таким образом, как следует из положений Постановления N2571, устанавливающего требования к участникам закупки, при закупке работ на благоустройство территорий, сопоставимыми с предметом рассматриваемого контракта работами также являются работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе в случае если исполнитель контракта является застройщиком), ввиду чего Заказчику надлежало включить вышеуказанные работы в перечень связанных с предметом контракта (сопоставимых) работ в порядок оценки рассматриваемого показателя.
На основании вышеизложенного Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что положения порядка оценки и рассмотрения заявок на участие в конкурсе составлены ненадлежащим образом, в нарушение п.11 ч.1 ст.42, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.05.2023 на участие в конкурсе было подано 3 заявки, все участники закупки получили максимальные баллы по нестоимостному критерию "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта". По критерию "Предложение о цене контракта" снижение составило 6,99%.
Кроме того, установлено, что Заявитель в рассмотрении жалобы участия не принял, дополнительных пояснений и доказательств не представил, в связи с чем отсутствует подтверждение, что нарушены права и законные интересы подателя жалобы, поскольку согласно данным размещенным в единой информационной системе в сфере закупок в реестре контрактов отсутствует информация об опыте исполнения контрактов в соответствии с Позицией 9 приложения к Постановлению N2571.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что выдача предписания в рассматриваемом случае нецелесообразна.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МОНТАЖПРОЕКТ" обоснованной.
2. Признать МБУ "Моршанский городской Дом культуры" нарушившим п.11 ч.1 ст.42, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 12 мая 2023 г. N 068/06/42-286/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2023