Резолютивная часть решения оглашена 03.05.2023
В полном объеме решение изготовлено 10.05.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившего обращения ООО "Медиа-Форум", содержащего признаки нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по размещению в радиоэфире информационных сообщений и анонсов акций, направленных на профилактику ВИЧ/СПИД в Челябинске и Челябинской области, через музыкально-развлекательные средства массовой информации, осуществляющее радиовещание в FM-диапазоне в Челябинске и Челябинской области (извещение N 0869200000223002312) (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме (после перерыва):
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области Султановой Э.М., действующего на основании доверенности от 19.01.2023,
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области Деревянко Е.В., действующего на основании доверенности от 13.02.2023,
- представителя ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" Паровик А.А., действующего на основании доверенности N 05 от 11.04.2023,
- представителя ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" Пичуговой Т.В., действующего на основании доверенности N 04 от 11.04.2023,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени проведения внеплановой проверки,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 04.04.2023 поступило обращение ООО "Медиа-Форум" на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно представленным документам 28.03.2023 Государственное казенное учреждение "Центр организации закупок Челябинской области" объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Министерство здравоохранения Челябинской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 273 200, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 05.04.2023.
На момент рассмотрения обращения ООО "Медиа-Форум" контракт N 2312-ИнфЗ/2023 от 19.04.2023 заключен с ООО "Выбери радио".
В обращении указано, что заказчиком неправомерно указаны требования к возрастному цензу аудитории и охвату аудитории, предъявляемые к радиостанции, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Представители заказчика с доводами обращения и не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали, что требования к возрасту населения и охвату аудитории установлены с учетом эпидемиологических данных за 2022 год для разных возрастных групп, а также в целях достижения целевого показателя, установленного в государственной программе Челябинской области "Развитие здравоохранения Челябинской области".
При этом, представители заказчика указали, что ежемесячный охват аудитории, определенный в извещении о закупке, может обеспечить несколько радиостанций по данным сайта Mediascope.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, должно содержать объективную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства и позволяющую определить соответствие товаров, работ, услуг потребности заказчика.
Как следует из извещения о закупке и описания объекта закупки, являющегося приложением N 1 к извещению о закупке, предметом контракта определен как оказание услуг по размещению в радиоэфире информационных сообщений и анонсов акций, направленных на профилактику ВИЧ/СПИД в Челябинске и Челябинской области, через музыкально-развлекательные средства массовой информации, осуществляющее радиовещание в FM-диапазоне в Челябинске и Челябинской области.
При этом, в объем услуг входят следующие мероприятия:
- размещение в эфире информационных сообщений, связанных с темой ВИЧ/СПИДа, внутри локальных выпусков новостей;
- производство аудиороликов с анонсами акций;
- размещение в радиоэфире аудиороликов с анонсами акций.
При этом, в пунктах 2.3, 2.5 описания объекта закупки указаны требования к радиоканалу: возраст аудитории: 25-55 лет, ежемесячный охват аудитории одного СМИ в обозначенной аудитории: не менее 222 000 человек.
В письменных пояснениях заказчик указал, что возраст и ежемесячный охват аудитории обусловлены необходимостью достижения целевых показателей, указанных в разделе X подпрограммы "Противодействие распространению ВИЧ-инфекции на территории Челябинской области" (показатели непосредственного результата), утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 11.12.2020 N 675-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие здравоохранения Челябинской области" (далее - государственная программа).
Так, согласно паспорту подпрограммы "Противодействие распространению ВИЧ-инфекции на территории Челябинской области" (приложение N 11 к государственной программе), сроки и этапы реализации подпрограммы - 2021-2025 годы:
- целевой показатель (индикатор) непосредственного результата (показатели проекта) -уровень информированности населения в возрасте 18 - 49 лет по вопросам ВИЧ-инфекции;
- ожидаемый результат реализации подпрограммы - уровень информированности населения в возрасте 18 - 49 лет по вопросам ВИЧ-инфекции должен составить 93 процента на 2024 год.
При этом в пункте 131 раздела X подпрограммы указано, что уровень информированности населения в возрасте 18 - 49 лет по вопросам ВИЧ-инфекции в 2023 году должен составить 93 %.
Следует отметить, что в примечаниях к указанному пункту предусмотрено, что данны й показатель (возрастная группа) предусмотрен соглашением между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Челябинской области.
Таким образом, из нормативного документа, в целях реализации которого осуществлена закупка, следует, что возраст аудитории, в рамках которого необходимо достичь определенного уровеня информированности по вопросам ВИЧ-инфекции составляет 18-49 лет, тогда как в описании объекта закупки предусмотрен иной возрастной диапазон - 25-55 лет.
При этом, в пояснениях заказчик указал, что изменение возрастной категории обусловлено изменением статистических данных по уровню заболеваемости среди различных возрастных групп населения по сравнению с 2020 годом, вместе с тем доказательства изменения динамики заболеваемости в категориях: с 18-49 лет до 25-55 лет на заседание Комиссии не представлены.
Сведения о возможности размещения закупки без учета целевых показателей государственной программы, в том числе сведения об изменении условий соглашения между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Челябинской области, заказчиком также не представлены.
Таким образом, возрастная категория слушателей, указанная в описании объекта закупки, не соответствует условиям реализации подпрограммы "Противодействие распространению ВИЧ-инфекции на территории Челябинской области", предусматривающей иные показатели информированности населения вопросам ВИЧ-инфекции, что не позволяет сделать вывод о соответствии указанного условия потребности заказчика в нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом, указание требований к возрастной аудитории радиоканала в соответствии с подпрограммой "Противодействие распространению ВИЧ-инфекции на территории Челябинской области" может изменить перечень средств массовой информации, которые имеют охват аудитории, указанный в извещении о закупке.
Доводы обращения, согласно которым заказчик необоснованно указан охват аудитории - не менее 222 000 человек, является недоказанным, так как по условиям реализации подпрограммы уровень информированности в 2023 году должен достигнуть 93%.
При этом, на заседании Комиссии заказчик указал, что такой уровень может быть достигнут с учетом необходимости информирования 93% от численности населения Челябинской области (2 814 147 человек), только при условии, что ежемесячно количество таких прослушиваний должно быть не менее 222 000 человек с учетом 12 выпусков (2 664 000 человек), что составляет 94,7% населения.
Доводы заявителя, согласно которым условиям технического задания в части возраста и охвата аудитории соответствует только один холдинг "Выбери Радио", включающий три радиоканала: "Европа Плюс", "Русское Радио", "Радио Дача", документально не подтверждены.
При этом, на заседании Комиссии заказчик направил сведения, представленные Mediascope, (https://mediascope.net/), осуществляющего в том числе мониторинг рейтинга СМИ, из которого следует, что для аудитории 25-55 лет ежемесячный охват составляет помимо радиостанций "Европа Плюс", "Русское Радио", "Радио Дача" также "All radio" и "Ретро FM".
При этом, результаты закупки также показали, что на участие в аукционе вышло два участника закупки, общее снижение составило 0,5%, что также не позволяет сделать вывод об отграничении количества участников закупки.
Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что действия заказчика при осуществлении закупки, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, могут быть обжалованы в рамках Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
При этом заявление о нарушении антимонопольного законодательства подается в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции. В заявлении должны быть указаны сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица, наименование и место нахождения для юридического лица), имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства, существо требований, с которыми заявитель обращается, перечень прилагаемых документов. В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как на день проведения внеплановой проверки контракт заключен.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 мая 2023 г. N 074/06/99-857/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2023