Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<_____.>
<_____.>
<_____.>
рассмотрев направленное Заказчиком - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района (ИНН 8910004474) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300000723000033 от 14.02.2023 на выполнение кадастровых работ в отношении объектов недвижимого имущества, цена контракта - 500 000,00 рублей, (извещение N 0190300000723000033), с ИП Шумков В.Н. (ИНН 451101733390) (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 12.04.2023 N 649 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта следует, что 14 февраля 2023 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района (далее - Заказчик) и индивидуальным предпринимателем Шумковым Виталием Николаевичем (далее - Исполнитель) был заключен муниципальный контракт N0190300000723000033 на выполнение кадастровых работ в отношении объектов недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1.2 срок выполнения работ: с момента заключения муниципального контракта по 30.12.2023. Выполнение работ осуществляется по заявкам Заказчика. Началом выполнения работ по заявке считается день, следующий за днем подписания заявки сторонами. Датой исполнения заявки считается дата получения Заказчиком технического плана и (или) акта обследования в формате, необходимом для подачи документов в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ЯНАО, но не позднее 30 календарных дней со дня начала выполнения работ. Письмом N417 от 20 февраля 2023 года Заказчиком была направлена заявка на проведение работ в отношении 24 объектов недвижимого имущества, согласно Техническому заданию к муниципальному контракту. Исполнителем заявка принята в работу 21 февраля 2023 года под входящим N1. Срок исполнения заявки - по 23 марта 2023 года. По состоянию на 07 апреля 2023 года выполнены работы по снятию 6 объектов недвижимого имущества с государственного кадастрового учета. Работы по внесению изменений в Единый государственный реестр недвижимости, уточнению информации о расположении объекта в границах земельного участка и постановке на государственный кадастровый учет, в рамках указанной заявки, не исполнены.
В соответствии с п.9 ст. 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также п. 9.2 муниципального контракта департамент имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района вправе в одностороннем порядке расторгнуть муниципальный контракт N0190300000723000033 от 14 февраля 2023 года на выполнение кадастровых работ в отношении объектов недвижимого имущества в связи с неисполнением Подрядчиком взятых на себя обязательств.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. 310, 450.1 ГК РФ, а также п. 13 ст. 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и п. 6.8 Договора, ставим Вас в известность, что муниципальный контракт N0190300000723000033 от 14 февраля 2023 года на выполнение кадастровых работ в отношении объектов недвижимого имущества в связи с неисполнением Подрядчиком взятых на себя обязательств считается расторгнутым через десять дней с момента получения Исполнителем уведомления об одностороннем расторжении контракта.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 28.04.2023 NАД/1284/23 объяснений по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта не представил, своих представителей на заседание комиссии не направил.
Указанное уведомление было направлено Исполнителю на адрес электронной почты 89195905555@mail.ru который указан в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте и размещен в Единой информационной системе.
При вынесении решения Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, от пояснений отказалось и принимает решение на основании представленных документов Заказчиком.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.9.2 Контракта настоящего муниципального контракта может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего муниципального контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
14.02.2023 между Заказчиком и Исполнителем заключен муниципальный контракт N 0190300000723000033 (далее - Контракт).
12.04.2023 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.04.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 12.04.2023 является датой надлежащего уведомления.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя нарушение условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 24.04.2023.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 24.04.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Проведя проверку факта расторжения контракта Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении Исполнителя, выразившимся в ненадлежащем исполнении условий Контракта.
Комиссией установлено, что контракт был заключен 14.02.2023.
Согласно п.1.1. Контракта Исполнитель обязуется выполнить кадастровые работы в отношении объектов недвижимого имущества (далее - работы) согласно техническому заданию (приложение N 1 к настоящему муниципальному контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить эти работы.
Согласно п. 1.2. Контракта срок выполнения работ: с момента заключения муниципального контракта по 30.12.2023. Выполнение работ осуществляется по заявкам Заказчика. Началом выполнения работ по заявке считается день, следующий за днем подписания заявки сторонами. Датой исполнения заявки считается дата получения Заказчиком технического плана и (или) акта обследования в формате, необходимом для подачи документов в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ЯНАО, но не позднее 30 календарных дней со дня начала выполнения работ.
Согласно п. 5.1.4. Контракта Исполнитель обязан выполнить работы надлежащим образом, своевременно, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к настоящему муниципальному контракту), а также согласно условиям настоящего муниципального контракта.
Согласно п. 5.1.4. Контракта Исполнитель обязан передать Заказчику готовую документацию в виде технических планов и актов обследования, как результат выполненных работ, в порядке и сроки, предусмотренные техническим заданием (приложение N 1 к настоящему муниципальному контракту).
Из представленных материалов следует, что начальником отдела приватизации и оформления прав на муниципальное имущество Департамента Погребняк И.Н. в режиме телефонной связи еженедельно велись переговоры с Исполнителем и его непосредственным кадастровым инженером (Огай В.И.) о сроках выполнения работ и необходимости представления в адрес Заказчика технических планов в установленные Контрактом сроки. Необходимые документы представлены только в отношении 6 объектов недвижимости (представлены в адрес Заказчика в период с 22.03.2023 по 06.04.2023), в отношении 16 объектов не представлены по настоящее время. С 06.04.2023 любые виды связи как с Исполнителем, так
и с Огай В.И. не доступны.
Поставщик на заседание Комиссии контрольного органа своих представителей не направил, не представил информацию и документы, подтверждающие, что принимаемые им меры, были направлены на надлежащее исполнение контракта, а также на взаимодействие с заказчиком.
Контрольным органом предпринимались попытки связаться с Исполнителем. Исполнитель на телефонный номер и электронную почту, указанные в контракте и ЕИС не ответил.
Действия Исполнителя, выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Комиссия отмечает, что Исполнитель, подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в аукционной документации, Контракте требованиями Заказчика.
Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем, заключения контракта и неисполнения заключенного контракта в дальнейшем.
При участии в закупке на выполнение кадастровых работ в отношении объектов недвижимого имущества согласно протоколу ценовых предложений, Победитель значительно снизил цену за единицу товара, работы, услуги. Понижение составляет на 55,56 %.
Заключая в рамках своей предпринимательской деятельности гражданско-правовые договоры, Исполнитель обязан был оценивать реально имеющую возможность своевременного исполнения принятых на себя обязательств (в том числе, исходя из установленного способа их исполнения и иных условий, применительно к которым сторонами согласованы условия обязательства и на которые Исполнитель рассчитывал для своевременного их выполнения).
Таким образом, на момент заключения контракта Исполнитель не оценил свою возможность исполнить принятые по контракту обязательства. Материалы дела не содержат доказательств, указывающих на объективную невозможность выполнить условия контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении Исполнителя при исполнении Контракта.
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Доказательств возникновения у Исполнителя каких-либо обстоятельств, возникших в следствии непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии не представлено.
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения в ходе закупочной процедуры, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются. При оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет их добросовестности необходимо принимать во внимание наличие у него возможности по соблюдению требований действующего законодательства и принятия им действия, направленные на его соблюдение.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Исполнителем, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ИП Шумков В.Н. (ИНН 451101733390), по обращению Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района (ИНН 8910004474) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300000723000033 от 14.02.2023 на выполнение кадастровых работ в отношении объектов недвижимого имущества, цена контракта - 500 000,00 рублей, (извещение N 0190300000723000033), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ИП Шумков В.Н. (ИНН 451101733390), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 3 мая 2023 г. N 089/10/104-297/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2023