Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Швецова О.Ю. |
- |
заместитель председателя комиссии, ВрИО заместителя руководителя управления, |
- Ветров М.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
- Ражев С.В. |
- |
член комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля государственных и муниципальных закупок. |
При участии посредством видеоконференцсвязи: | ||
- Жмулиной Н.О. |
- |
представителя ГБУ НО "Экология Региона" (доверенность N 18 от 05.05.2023). |
осуществив проверку по факту одностороннего отказа ГБУ НО "Экология Региона" (далее также - заказчик) от исполнения контракта, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью Институт "Газэнергопроект" (далее также - ООО Институт "Газэнергопроект", общество) по результатам определения поставщика путём проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта по объекту закупки: "Выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на ликвидацию объекта накопленного вреда окружающей среде "Свалка промышленных отходов на территории бывшей нефтебазы ООО "ЭкоТехОйл, расположенной на земельном участке N15 по ул. Вокзальной в г. Павлово Павловского муниципального округа Нижегородской области"", номер извещения 0832200006622000788,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от заказчика поступили сведения о расторжении в одностороннем порядке контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения названного контракта, с целью внесения сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков (далее также - РНП).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В связи с этим, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Нижегородское УФАС России пришло к выводу о необходимости проведения проверки по изложенному в обращении факту.
Заслушав представителя заказчика и изучив представленные документы,Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
1) 30.06.2022 в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки - "Фабрикант" - размещено извещение открытого конкурса в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта - 44 939 120,00 рублей.
2) В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.07.2022 NИЭОК1 ООО Институт "Газэнергопроект" и его заявка признаны соответствующими требованиям извещения об открытом конкурсе в электронной форме и положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с названным протоколом комиссия приняла решение заключить контракт с ООО Институт "Газэнергопроект" по цене 38 940 000,00 рублей.
3) 04.08.2022 по результатам рассмотренного открытого конкурса в электронной форме между заказчиком и обществом заключен контракт, положениями которого предусмотрено,что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4) Комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее.
Разделом 1 определен предмет Контракта:
"Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной и рабочей документации на ликвидацию объекта накопленного вреда окружающей среде "Свалка промышленных отходов на территории бывшей нефтебазы ООО "ЭкоТехОйл", расположенная на земельном участке N 15 по ул. Вокзальной в г. Павлово Павловского муниципального округа Нижегородской области" (далее - работы) в соответствии с условиями Контракта, техническим заданием (Приложение N1 к Контракту) (далее - техническое задание), сметными расчётами (далее - сметная документация) (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Стороны подтверждают, что рассматривают неукоснительное соблюдение Подрядчиком требований сметной документации, правил выполнения работ, сроков выполнения работ, сроков передачи документов как существенное условие Контракта.
Место выполнения работ: в соответствии с техническим заданием.
Срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 30.11.2023 (включая сроки, установленные законодательством РФ, на прохождение требующихся экспертиз).
Результатом выполнения работ является разработанная и прошедшая необходимые экспертизы в соответствии с требованиями контракта проектная и рабочая документации на ликвидацию объекта накопленного вреда окружающей среде "Свалка промышленных отходов на территории бывшей нефтебазы ООО "ЭкоТехОйл", расположенная на земельном участке N 15 по ул. Вокзальной в г. Павлово Павловского муниципального округа Нижегородской области". Работы считаются выполненными после подписания Заказчиком в единой информационной системе структурированного документа о приемке.".
16.08.2022 между заказчиком и обществом заключено дополнительное соглашение N 1 к Контракту, в соответствии с которым был утвержден календарный план выполнения работ, являющийся Приложением N 4 к Контракту.
Из решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует:
"В адрес Заказчика частями направлялись результаты выполнения работ по первому этапу работ 29.12.2022 (Исх. N642-ГП-22), 20.02.2023 (Исх. N78-ГП2 23), 27.02.2023 (Исх. N91-ГП-23) и 17.03.2023 (Исх. N1О8-ГП-2З), при этом Заказчиком неоднократно направлялись обращения в адрес Подрядчика о необходимости корректировки программы инженерных изысканий и приведения её в соответствие требованиям технического задания на выполнения работ (Исх. от 13.01.2023 N13, от 01.02.2023 N62, от 01.03.2023 N166)
По итогам рассмотрения представленных материалов инженерных изысканий Подрядчику направлено требование от 04.04.2023 N 254 об устранении выявленных многочисленных недостатков и замечаний в срок до 15.04.2023.
14.04.2023 письмом N 120-ГП-2З в адрес Заказчика были направлены комментарии и исправления относительно выявленных Заказчиком недостатков, однако предъявленные замечания и недостатки не были устранены в полном объёме".
Таким образом, по мнению ГБУ НО "Экология Региона", по состоянию на 20.04.2023 обязанность подрядчика в части предоставления заказчику результата работ по первому этапу Контракта не была исполнена в срок, установленный календарным планом выполнения работ,а именно, до 15.04.2022.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона,при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.04.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом своих обязательств.
20.04.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы.
Дата надлежащего уведомления - 20.04.2023 (дата поступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес общества посредством Единой информационной системы).
В соответствии со статьёй 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно письму ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. В случае, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьёй 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должно было вступить в силу и контракт должен быть расторгнут заказчиком - 03.05.2023.
Вместе с тем согласно данным официального сайта Единой информационной системы (номер реестровой записи из реестра контрактов 2526209114922000017) дата расторжения контракта - 02.05.2023, то есть с нарушением установленного законом срока.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем внесение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков даже при наличии в его действиях обязательств по контракту (договору) возможно только при полном соблюдении процедуры одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (договора), в том числе, части публикации (размещения) в единой информационной системе информации, предусмотренной законом.
Нарушение заказчиком процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке исключает возможность принятия решения о включении сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП независимо от наличия иных обстоятельств.
В рассматриваемой ситуации оценке подлежат действия заказчика по соблюдению порядка публикации решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и публикации информации о расторжении контракта.
При изложенных обстоятельствах оснований для включения сведений о предприятии,в смысле понятий, используемых Законом о контрактной системе в сфере закупок в целях включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков не достаточно.
Руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правилами, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Сведения, представленные ГБУ НО "Экология Региона" в отношении
ООО Институт "Газэнергопроект", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать ГБУ НО "Экология Региона" нарушившим требования части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 КоАП РФ.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии |
|
О.Ю. Швецова |
Члены комиссии: |
|
М.В. Ветров |
|
|
С.В. Ражев |
Исп.Ветров М.В.
тел.+7(831) 431-73-87 вн. 052-707
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 10 мая 2023 г. N РНП 52-115-23-МВ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2023