Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
в присутствии представителей по доверенности
от Заказчика - Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Центр безопасности дорожного движения":
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области:
в отсутствие представителей от Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Инспекции надлежащим образом,
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 463 от 26.11.2021 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним Уведомление о проведении внеплановой камеральной проверки решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию электронного и оптического оборудования (стационарных комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации) для обеспечения государственных нужд.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
17.04.2023 на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении закупки N 0145200000423000491.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно доводу обращения Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части ненадлежащего описания объекта закупки.
Инспекция установила, что разделом 3.7 описания объекта закупки предусмотрены следующие требования:
"3.7. Требования к качеству и безопасности услуг:
3.7.1. Исполнитель самостоятельно обеспечивает своих сотрудников всеми необходимыми для оказания услуг инструментами, измерительными приборами, спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Доставка специалистов и необходимых инструментов и товаров до места оказания услуг осуществляется силами и средствами Исполнителя.
Обучение и (или) повышение квалификации персонала Исполнителя, в том числе согласно требованиям заводов-изготовителей Оборудования, проверка всех необходимых знаний персонала Исполнителя, необходимых для оказания услуг, осуществляется силами и средствами Исполнителя (с предоставлением Заказчику информации о подтверждении квалификации сотрудников Исполнителя).
В случае привлечения к исполнению Контракта соисполнителей Исполнитель обеспечивает соблюдение Соисполнителем требований первого и второго абзаца настоящего пункта по отношению к сотрудникам Соисполнителя.
Исполнитель предоставляет указанную выше информацию по сотрудникам Исполнителя/Соисполнителя с обязательным соблюдением требований по защите персональных данных, в том числе наличия согласия на обработку таких данных от таких сотрудников. За не предоставление указанной информации, просрочку предоставление информации или допуск сотрудников к оказанию услуг без должной квалификации, обучения, допусков Исполнитель несет ответственность в соответствии с Контрактом.
Количество персонала, имеющего необходимые знания, квалификацию, допуски, необходимого для оказания всего объема услуг, рассчитывает Исполнитель самостоятельно.
3.7.2. В процессе оказания услуг не должны ухудшаться характеристики Комплексов и параметры совместимости Оборудования.
3.7.3. Исполнитель несет полную материальную ответственность за ущерб, причиненный Оборудованию, возникший по вине сотрудников Исполнителя в следствии неправильных действий при оказании услуг.
3.7.4. Исполнитель должен стремиться к использованию минимально необходимого количества технических средств и механизмов при оказании услуг для сокращения шума и загрязнения воздуха на объектах. Исполнитель обязан производить уборку объектов от мусора, образовавшегося в результате оказания услуг.
3.7.5. Исполнитель обязан возмещать в полном объеме материальный ущерб, нанесенный имуществу Заказчика или имуществу третьих лиц, возникший в ходе оказания услуг Исполнителем.
3.7.6. При возникновении несчастных случаев по вине сотрудников Исполнителя вся полнота ответственности ложится на Исполнителя, в том числе по уплате сумм по всем претензиям, требованиям и судебным искам, всякого рода расходов, связанных с несчастными случаями, в том числе при несчастных случаях со смертельным исходом. Исполнитель гарантирует освобождение Заказчика от любой ответственности в связи с несчастными случаями, возникшими по вине Исполнителя и его сотрудников, произошедшими в процессе оказания услуг, как в отношении сотрудников Исполнителя, так и сторонних лиц.
3.7.7. Вышедшее из строя по вине Исполнителя обслуживаемое Оборудование, ремонтируется и (или) приобретается, а в последствии устанавливается за счет сил и средств Исполнителя в течение разумного срока, согласованного с Заказчиком.
3.7.8. Исполнитель при плановом ТО, неплановом ТО, составляет фотоотчет и предъявляет его по требованию Заказчика.
3.7.9. В период оказания услуг Исполнитель не должен разглашать и использовать конфиденциальную информацию, принадлежащую Заказчику, которая может стать ему известной в ходе оказания услуг. Исполнитель несет ответственность за соблюдение этого требования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.7.10. Исполнитель обязан оказывать услуги должного качества и уровня безопасности с соблюдением требований следующих нормативных правовых актов, нормативно-технической и методической документации:
- "ГОСТ 12.1.030-81. Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 15.05.1981 N 2404) (ред. от 01.03.1987).
- "ГОСТ 12.4.009-83. Межгосударственный стандарт. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 10.10.1983 N 4882) (ред. от 01.06.1989).
- "ГОСТ 12.4.011-89. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация" (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 27.10.1989 N 3222).
- "ГОСТ Р 50571.4.41-2022 Электроустановки низковольтные. Часть 4-41. Защита для обеспечения безопасности. Защита от поражения электрическим током", утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 08.09.2022 г. N 897-ст.
- "ГОСТ Р 50571.16-2019/МЭК 60364-6:2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Электроустановки низковольтные. Часть 6. Испытания" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 09.04.2019 N 127-ст).
- "ГОСТ Р 54101-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 768-ст).
- "ГОСТ 18322-2016. Межгосударственный стандарт. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения" (введен в действие Приказом Росстандарта 28.03.2017 N 186-ст).
- "ГОСТ 12.1.019-2017. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты" (введен в действие Приказом Росстандарта от 07.11.2018 N 941-ст).
- "СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 N 80).
- "СП 76.13330.2016. Свод правил. Электротехнические устройства. Актуализированная редакция СНиП 3.05.06-85" (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 955/пр).
- "Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Седьмое издание. Раздел 1. Общие правила. Глава 1.8", утв. Приказом Минэнерго России от 09.04.2003 N 150.
- Приказ Министерства энергетики РФ от 12 августа 2022 г. N 811 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии".
- Исполнитель обязан также руководствоваться иными нормативно-правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации и регулирующими порядок оказания услуг, а также технической и эксплуатационной документацией Комплексов.
3.7.11. При оказании Услуг сотрудники также должны иметь соответствующие допуски на работу в электроустановках до 1 кВ и к работам на высоте.
3.7.12. Требования к качеству и безопасности товара, используемого при оказании услуг:
Все используемые при оказании услуг товары должны быть экологически безопасными, качественными, соответствовать требованиям ГОСТ для данных видов товаров и оборудования. Качество применяемых при выполнении работ товаров должно соответствовать требованиям действующего законодательства РФ, ГОСТ, в том числе: ГОСТ 11371-78, ГОСТ 6267-74, ГОСТ Р ИСО 7046-1-2013, ГОСТ 16214-86, ГОСТ Р ИСО 4014-2013, ГОСТ 5631-79, ГОСТ 6402-70, ГОСТ 7505-89.
3.7.13. В целях оказания услуг в рамках настоящего Описания объекта закупки Заказчик выдаёт Исполнителю доверенность для предоставления интересов Заказчика.
3.7.14. Исполнитель обязан гарантировать Заказчику надежную и безотказную работу всех Комплексов, качество всех оказанных услуг в соответствии с требованиями технической документации, действующими нормами и техническими условиями, а также своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных в период оказания услуг.
3.7.15. Исполнитель несет ответственность за соответствие используемых при оказании услуг товаров государственным стандартам, техническим условиям и совместимость с действующими элементами Комплексов.
3.7.16. В случае обнаружения в течение срока оказания услуг недостатков, допущенных при оказании услуг, Заказчик вправе по своему выбору:
- потребовать от Исполнителя безвозмездно устранить выявленные недостатки в разумный срок, установленный Заказчиком и согласованный с Исполнителем;
- самостоятельно устранить выявленные недостатки, потребовав от Исполнителя возмещения причиненных убытков".
Из вышеуказанных положений следует, что Заказчиком, среди прочего, определено требование о необходимости руководствоваться "ГОСТ 6267-74. Государственный стандарт Союза ССР. Смазка ЦИАТИМ-201. Технические условия" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 25.07.1974 N 1770) (ред. от 01.04.1990)" (далее - ГОСТ 6267-74).
При этом Инспекция установила, что ГОСТ 6267-74 является недействующим.
ГОСТ 6267-74 утратил силу с 01.07.2022 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 09.11.2021 N 1472-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 6267-2021.
Таким образом, размещая извещение 17.04.2023, Заказчик включил требование стандарта, утратившего силу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Поскольку ГОСТ 6267-74 утратил силу, Инспекция выявляет, что Заказчик нарушил положения пункта 2 части 1 статьи 33, установив в описании объекта закупки требование о соответствии характеристик несуществующему государственному стандарту.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Относительно доводов Заказчика о том, что "указание стандарта достаточно для соблюдения Заказчиком положений статьи 33 Закона о контрактной системе, а профессиональный участник рынка сам может найти актуальный ГОСТ" явно свидетельствует о том, что объективных оснований, подтверждающих факт неправомерного применения норм Закона о контрактной системе с прямыми ссылками на положения Закона о контрактной системе, не имеется, а Заказчик подобной формулировкой также определяет исключительно вероятность соблюдения положений Закона о контрактной системе, а не факт их соблюдения.
Более того, возможности участников самостоятельно найти все действующие нормы права и стандартов не должен перекрывать принцип "профессионализма Заказчика", заложенный Законом о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, в нарушение Закона о контрактной системе, что по мнению Инспекции соразмерно выдаче предписания, поскольку недействующий стандарт, в дальнейшем будет использоваться в дальнейшем при заключении контракта.
Руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
2.Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов и внесением изменений в извещение об осуществлении закупки;
3.Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 3 мая 2023 г. N 047/06/99-907/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2023