рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное ФКУ "Ространсмодернизация" (далее - Заказчик) о включении информации об ООО "Нордтрансстрой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Обращение, Реестр),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с правилами ведения Реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), информацию об ООО "Нордтрансстрой" для включения в Реестр.
Комиссия в результате проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
В ходе рассмотрения Обращения 10.05.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 12.05.2023.
Заказчиком 14.06.2019 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция аэропорта Олекминск, Республика Саха (Якутия)" (номер извещения в ЕИС - 0516100000119000006) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 719 389 841,63 руб.
Между Федеральным агентством воздушного транспорта и ООО "Нордтрансстрой" (далее - Подрядчик) заключен государственный контракт от 24.07.2019 N 0516100000119000006 (далее - Контракт) на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция аэропорта Олёкминск, Республика Саха (Якутия)" (далее - Объект), цена которого составила 2 719 389 841,63 руб.
Дополнительным соглашением к Контракту от 23.03.2022 N 18 цена Контракта изменилась и составила 3 050 319 241,03 руб.
Дополнительным соглашением к Контракту от 26.07.2022 N 21 цена Контракта изменилась и составила 2 995 229 241,63 руб.
Соглашением от 02.12.2022 о замене лиц в Контракте произведена замена лиц с Федерального агентства воздушного транспорта на ФКУ "Ространсмодернизация" (далее - Заказчик).
Пунктом 2.1. Контракта установлено, что заказчик поручает, а подрядчик обязуется в соответствии с проектной документацией приобрести оборудование и материалы, выполнить работы по разработке рабочей и иной технической документации, строительные, монтажные и другие работы, связанные с Объектом, ввод в эксплуатацию построенных/реконструируемых объектов согласно объёму и в сроки которые определяются в графике выполнения работ (приложение N 1 к Контракту) (далее - График выполнения работ), и передать их заказчику в установленном Контрактом порядке.
Согласно пункту 2.3 Контракта подрядчик обязуется в соответствии с Контрактом завершить все работы и сдать в установленном порядке Объект пригодный к эксплуатации, в сроки, установленные в Графике выполнения работ.
В соответствии с пунктом 2.4 Контракта существенными условиями Контракта для сторон являются условия, установленные частью 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в том числе: цена, сроки, качество работ, гарантии качества работ, надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Контракту в период действия Контракта.
Исходя из условий Контракта, срок окончания работ не позднее 26.09.2021.
Согласно пункту 12.1. Контракта начальный и конечный сроки выполнения Работ по Контракту, а также промежуточные сроки выполнения этапов работ определяются Графиком выполнения работ.
Пунктом 12.2 Контракта определено, что нарушение подрядчиком сроков выполнения Работ, промежуточных сроков этапов работ, предусмотренных Контрактом, является существенным нарушением Контракта и является основанием для начисления и взыскания неустойки по требованию Заказчика, при этом на момент подписания Контракта дата окончания работ, а также даты окончания отдельных видов работ, определенные Графиком выполнения работ, являются исходными для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков окончания работ, этапов работ по строительству.
Протоколом совещания у заместителя Министра транспорта Российской Федерации В.Н. Десяткова по вопросу передачи функций государственного заказчика от ФКП "Аэропорты Севера" ФКУ "Ространсмодернизация" в рамках реализации Объекта от 05.07.2022 N ВД-50 срок реализации Контракта продлен до 31.12.2023.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 716 ГК РФ если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, в разумный срок не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
Представитель Подрядчика на заседании Комиссии пояснил, что в июле 2021 года при выполнении свайных работ на Объекте под зданиями аварийно-спасательной службы и склада горюче-смазочных материалов обнаружены растепления грунтов, что явилось препятствием для реализации Контракта в установленные сроки, поскольку для дальнейшего выполнения работ по Контракту требовалось изменить проектные решения в том числе откорректировать глубину заложения свай и их количество, провести повторные статистические испытания.
Таким образом в проектной документации обнаружено наличие существенных недостатков, а именно неверно определена глубина залегания многолетнемерзлых грунтов.
Указанные обстоятельства изложены в письмах от 22.06.2022 N 22/06/01, от 24.11.2022 N 24/11/2022 направленных в адрес Заказчика, согласно которым Подрядчик уведомляет Заказчика о приостановлении исполнении Контракта до устранения выявленных недостатков проектной документации.
Согласно пункту 30.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Подрядчиком 20.04.2023 в соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
Пунктом 1 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием в единой информационной системе в сфере закупок формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 2 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с пунктом 1 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием в единой информационной системе в сфере закупок направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в сфере закупок.
На заседании Комиссии представитель Подрядчика пояснил, что Решение от 20.04.2023 N 038-О/МСК передано Заказчику нарочно на бумажном носителе через экспедицию ФКУ "Ространсмодернизация" (вх. от 20.04.2023 N 9840), поскольку у Подрядчика отсутствовала техническая возможность размещения Решения в ЕИС.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии подтвердил, что Решение получено Заказчиком нарочно 20.04.2023.
Также Комиссией установлено, что Решение размещено Заказчиком в ЕИС 21.04.2023.
В силу пункта 3 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая изложенное, датой надлежащего уведомления Заказчика о принятом Решении является 21.04.2023.
Согласно части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Заказчика события, предусмотренные частью 22 статьи 95 Закона о контрактной системе, не наступили, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 02.05.2023.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссией установлено, что объем работ, выполняемых в здании аварийно-спасательной службы и склада горюче-смазочных материалов согласно графику выполнения строительно-монтажных работ, составляет 7,01% от общего объема работ, предусмотренного Контрактом, вследствие чего Комиссия приходит к выводу, что наличие обстоятельств, а именно факт обнаружения недостатков в проектной документации в части неверно определенной глубины залегания многолетнемерзлых грунтов, не может свидетельствовать о невозможности реализации Контракта в объеме, за исключением выполнения строительно-монтажных работ в здании аварийно-спасательной службы и склада горюче-смазочных материалов.
Комиссией установлено, что работы, предусмотренные Контрактом в период с 2019 по 2022 выполнены Подрядчиком не в полном объеме, а также с нарушением сроков, установленных графиком выполнения работ, что подтверждается в том числе письмом от 21.09.2021 N 6-СМР, направленным Федеральным агентством воздушного транспорта в адрес Подрядчика.
Кроме того, Комиссией установлено, что сумма аванса, перечисленная Подрядчику в период действия Контракта, составила 77,90% от цены Контракта.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Подрядчиком неоднократно нарушались сроки, предусмотренные Графиком выполнения работ, в связи с чем Заказчиком в адрес Подрядчика направлена претензия от 28.04.2023 N ИГ-82/8111 о выплате штрафа в размере 7 488 073, 10 руб. за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных Контрактом.
Вместе с тем на заседании Комиссии представитель Подрядчика не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом исполнены принятые на себя обязательства по Контракту, что в свою очередь не позволило Подрядчику выполнить работы в срок, установленный Контрактом, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что информация о Подрядчике подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Нордтрансстрой" (685000, г. Магадан, Кольцевая ул., д. 9, оф. 410, ИНН: 4909105960, директор Савенкова Виктория Александровна, ИНН: 490915431096, участник/учредитель юридического лица Михайлов Роман Вячеславович, ИНН: 490903531515, участник/учредитель юридического лица Краснов Игорь Анатольевич, ИНН: 490910339192), в связи с неисполнением контракта включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об ООО "Нордтрансстрой" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в ЕИС.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 мая 2023 г. N 23/44/104/163
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2023