Резолютивная часть решения оглашена 18 мая 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 18 мая 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
Рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
индивидуального предпринимателя;
представителей индивидуального предпринимателя - (на основании доверенности);
представителей Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Елховская основная общеобразовательная школа" Бузулукского района Оренбургской области - (на основании доверенности);
директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Елховская основная общеобразовательная школа" Бузулукского района Оренбургской области -.,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Тарураева Эдуарда Валерьевича на действия Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Елховская основная общеобразовательная школа" Бузулукского района Оренбургской области при проведении электронного аукциона на приобретение ноутбуков в рамках реализации регионального проекта "Модернизация школьной системы образования Оренбургской области" (номер извещения N 0853600003423000007),
УСТАНОВИЛА:
12.05.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступила индивидуального предпринимателя Тарураева Эдуарда Валерьевича (далее - Заявитель, ИП Тарураев Э.В.) на действия Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Елховская основная общеобразовательная школа" Бузулукского района Оренбургской области (Заказчик) при проведении электронного аукциона на приобретение ноутбуков в рамках реализации регионального проекта "Модернизация школьной системы образования Оренбургской области" (номер извещения N 0853600003423000007) (далее - Закупка, Аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу, выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе при формировании извещения о проведении закупки N 0853600003423000007. Присутствующие на рассмотрении дела индивидуальный предприниматель Тарураев Эдуард Валерьевич и его представители поддержали доводы, указанные в жалобе.
В письменных пояснениях Заказчик согласился практически со всеми доводами жалобы, возразив лишь в отношении довода по объединению в один лот поставки компьютерного оборудования и установки требуемого заказчиком программного обеспечения. Данный довод по мнению Заказчика является необоснованным, поскольку согласно Приказу Министерства просвещения РФ от 6 сентября 2022 г. N 804 в рамках регионального проекта по модернизации школьной системы образования Оренбургской области заказчик обязан осуществить закупку персональных компьютеров с периферией/ноутбуков для кабинета информатики, которые должны быть оснащены лицензионным программным обеспечением, образовательным контентом, системой защиты от вредоносной информации. Присутствующие на рассмотрении дела представители Заказчика поддержали указанные в письменных пояснениях доводы.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
06.05.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение об электронном аукционе на приобретение ноутбуков в рамках реализации регионального проекта "Модернизация школьной системы образования Оренбургской области" (номер извещения N 0853600003423000007).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 063 164,48 рублей.
1. Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводу Заявителя, в описании объекта закупки в разделе "Характеристика" Заказчиком указаны конкретные фирменные наименования, следовательно, Заказчик необоснованно установил требование в описании объекта закупки без возможности предоставления эквивалента, чем существенно ограничил круг потенциальных участников, а также нарушил требования ст.8 и ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что техническим заданием определены следующие требования к поставляемому товару:
N |
Наименование |
Характеристика |
Кол-во |
1 |
Ноутбук учителя
26.20.11.110 - 00000165 |
Диагональ экрана: от 15.6 " Разрешение экрана: от 1920х1080 Оперативная память: от 8 ГБ Устройства хранения данных: SSD Объем SSD: от 256 ГБ Тип графического процессора: интегрированный Базовая частота процессора: от 2.5 ГГц Количество ядер процессора: от 4-ядерный Максимальное число потоков: от 8 Объем кэша L2: не менее 5 МБ Объем кэша L3: не менее 8 МБ Поддержка технологии Wi-Fi 802.11 a/b/g/n/ac Порты USB 3.2 (Type-C): от 1 Разъем HDMI: от 1 Веб-камера: встроенная Разрешение веб-камеры: от 2 Мп Разъем наушники/микрофон: комбинированный разъем Акустическая система: стереодинамики Клавиатура: Язык клавиатуры русский/английский Цифровой блок клавиатуры: есть Емкость батареи: от 4000 mAh Производство: Россия Операционная система Альт.Образование 10 Антивирусное программное обеспечение Dr.Web / Kaspersky (1 год) Офисное программное обеспечение Р7 Офис / Мой офис |
7 |
2 |
Ноутбук ученика
26.20.11.110 - 00000165 |
Диагональ экрана: от 15.6 " Разрешение экрана: от 1920х1080 Оперативная память: от 8 ГБ Устройства хранения данных: SSD Объем SSD: от 256 ГБ Тип графического процессора интегрированный Базовая частота процессора: от 2.1 ГГц Количество ядер процессора: от 4-ядерный Максимальное число потоков: от 8 Объем кэша L2: от 2 МБ Объем кэша L3: от 4 МБ Поддержка технологии Wi-Fi 802.11 a/b/g/n/ac Порты USB 3.2: от 1 Разъем HDMI: от 1 Веб-камера: встроенная Разрешение веб-камеры: 1 Мп Разъем для наушников: есть Акустическая система: стереодинамики Язык клавиатуры: русский/английский Емкость батареи: от 4500 mAh Производство: Россия Операционная система Альт.Образование 10 Антивирусное программное обеспечение Dr.Web / Kaspersky (1 год) Офисное программное обеспечение Р7 Офис / Мой офис |
10 |
Инспекция Оренбургского УФАС России отмечает, что в нарушение требований ч. 1 ст. 8, п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в Техническом задании содержится указание на конкретный товарный знак антивирусного программного обеспечения Dr.Web / Kaspersky, офисного программного обеспечения Р7 Офис / Мой офис и операционной системы Альт.Образование 10 без установления эквивалентности, в связи с чем, описание объекта закупки, изложенное вышеуказанным способом, влечет за собой ограничение конкуренции, в частности необоснованное ограничение числа участников закупок.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с доводом Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены дополнительные характеристики товара при условии установления требований по Постановлению N 878.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0853600003423000007 установлены следующие ограничения и условия допуска в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений |
Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска |
Примечание |
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
|
|
|
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В развитие требований части 3 статьи 14 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") (далее - Постановление N 878)
Постановлением N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД2).
Позиция классификатора определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
Выбор кода из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть, в случае указания неверного кода (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 13.03.2019 N ИА/19176/19).
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX |
класс |
XX.X |
подкласс |
XX.XX |
группа |
XX.XX.X |
подгруппа |
XX.XX.XX |
вид |
Согласно извещению объектом закупки является поставка следующих товаров:
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции |
Ноутбук |
26.20.11.110-00000165 |
Ноутбук |
26.20.11.110-00000165 |
Данные код КТРУ соответствует коду ОКПД2: 26.20.11:
5. |
26.20.11 |
Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника |
Таким образом, объектом электронного аукциона N 0853600003423000007 является поставка товара с кодом ОКПД2 26.20.11, который включен в перечень радиоэлектронной продукции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 878.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Согласно пп. "а" п. 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
- осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Вместе с тем, требованиями технического задания заказчика установлены дополнительные требования к поставляемому товару в части поставки установленных на ноутбуки антивирусного программного обеспечения Dr.Web / Kaspersky, офисного программного обеспечения Р7 Офис / Мой офис и операционной системы Альт.Образование 10.
Таким образом, в случае применения ограничений, установленных Постановлением N 878, заказчик не вправе указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Следовательно, Заказчиком нарушены положения пп. "а" п. 5 Правил использования КТРУ.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Согласно доводу Заявителя, исходя из установленного требования следует, что Заказчик закупает ноутбуки с предустановленной операционной системой "Альт Образование 10", а также антивирусным программным обеспечением "Dr.Web/Kaspersky" и офисным программным обеспечением "Р7-Офис/Мой офис". При этом, в данном случае Заказчик закупает не только предустановленную на ноутбуки операционную систему, но и антивирусное и офисное программное обеспечение, которое в свою очередь не влияет напрямую на работу и функционирование закупаемых ноутбуков.
Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что не всякое ПО можно приобрести вместе с компьютером на правах предустановленного. Как указал Верховный Суд РФ, является правомерным объединение в единый объект закупки компьютерного оборудования и ПО, без которого начало использования компьютерной техники невозможно. Под ПО, без которого начало использования компьютерной техники невозможно, обычно понимается операционная система. Закупка компьютеров, на которых, помимо операционной системы, должно быть установлено и иное ПО, необходимое заказчику для работы, может быть квалифицирована как неправомерное объединение в один лот товаров, не связанных друг с другом.
В рассматриваемом случае антивирусное программное обеспечение Dr.Web/ Kaspersky и офисное программное обеспечение Р7 Офис / Мой офис, требуемое заказчику, не относится к операционным системам, "без которых начало использования компьютерной техники невозможно". Наличие у заказчика потребности как в компьютерном оборудовании, так и в ПО не означает, что поставка этого компьютерного оборудования и установка этого ПО находятся между собой в такой технологической и функциональной взаимосвязи, при которой они неизбежно должны закупаться только вместе, в едином объекте закупки.
Необходимость осуществлять действия на данном компьютерном оборудовании с использованием требуемого заказчиком ПО не исключает раздельной закупки компьютерного оборудования и установки необходимого ПО, не относящегося к операционным системам, "без которых начало использования компьютерной техники невозможно".
Поставка компьютерного оборудования и установка требуемого заказчиком ПО не имеют технологической и функциональной взаимосвязи, предопределяющей их закупку только совместно (единым объектом закупки). При этом они объединены заказчиком в единый объект рассматриваемого аукциона. Поскольку участники закупки лишены возможности предложить частичное исполнение контракта, объединение поставки компьютеров с установкой ПО в один лот привело к ограничению количества участников закупки, поскольку исключило из числа участников лиц, способных исполнить контракт лишь в части поставки компьютерного оборудования, но не в части установки ПО.
Проанализировав требования извещения и условия принятия участия в электронном аукционе, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено наличие в действиях заказчика нарушений п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе в части объединения в один лот поставки компьютерного оборудования и установки требуемого заказчиком ПО.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Пунктом 1 Постановления N 1236 утвержден порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 (далее Порядок), обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Вместе с тем, Заказчиком в извещении запрет, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не установлен, равно как не размещено обоснование невозможности соблюдения указанного запрета.
Таким образом, действия Заказчика нарушают положения ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что в рамках данной закупки реализовать одновременное применение запрета, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") не представляется возможным, поскольку заказчику требуется, помимо предустановленного программного обеспечения, офисное и антивирусное программное обеспечение, которое не является предустановленным. Вместе с тем, согласно доводу заявителя, он намеревается поставить ноутбук именно с предустановленным программным обеспечением, в то время как поставка иного программного обеспечения ограничивает круг потенциальных участников закупки и нарушает его права.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тарураева Эдуарда Валерьевича на действия Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Елховская основная общеобразовательная школа" Бузулукского района Оренбургской области при проведении электронного аукциона на приобретение ноутбуков в рамках реализации регионального проекта "Модернизация школьной системы образования Оренбургской области" (номер извещения N 0853600003423000007) обоснованной.
2. Признать Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Елховская основная общеобразовательная школа" Бузулукского района Оренбургской области нарушившим , пп. "а" п. 5 Правил использования КТРУ, ч. 1 ст. 8, ч. 3 ст. 14, п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Елховская основная общеобразовательная школа" Бузулукского района Оренбургской области предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 18 мая 2023 г. N 056/06/106-517/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2023