Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "УТП ГРУПП" на действия Заказчика ГУЗ Саратовской области "Балаковская городская клиническая больница" и Уполномоченного учреждения ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении аукциона в электронной форме N 0860200000823002851 "Поставка аппарата искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии",
УСТАНОВИЛА:
03.05.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "УТП ГРУПП" на действия Заказчика ГУЗ Саратовской области "Балаковская городская клиническая больница" и Уполномоченного учреждения ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении аукциона в электронной форме N 0860200000823002851 "Поставка аппарата искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что по совокупности параметров, установленных Заказчиком в описании объекта закупки, подходит только оборудование конкретной модели производителя - Hamilton C3.
Представитель Заявителя, присутствующий при рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
13.04.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является ГУЗ Саратовской области "Балаковская городская клиническая больница".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 263 333,33 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка аппарата искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии.
В приложении N1 "Описание объекта закупки" к Извещению установлены функциональные, технические характеристики к поставляемому товару (далееОписание объекта закупки).
Из жалобы Заявителя следует, что описанию объекта закупки не соответствует такое оборудование как Servo Ventilator в исполнении Servo -air, Zisline в исполнениии MV300, "Авента М" по ТУ 9444-004-07509215-2010, Servo Ventilator в исполнении Servo-i.
Согласно пояснению представителя Уполномоченного учреждения, описанию объекта закупки соответствует товар не менее чем двух производителей: Аппарат искусственной вентиляции легких передвижной Hamilton-С, вариант исполнения: Hamilton-C3 с принадлежностями "Гамильтон Медикал АГ", Швейцария; Аппарат искусственной вентиляции легких Servo Ventilator в исполнении Servo-i MAQUET Critical Care AB, Швеция, что подтверждает отсутствие ограничения количества участников закупки.
В описании объекта закупки установлена характеристика "Функциональные клавиши для прямого доступа к часто используемым функциям: -для активации функции маневра аспирации: наличие".
Согласно пояснениям Заказчика, данная характеристика установлена согласно п.5.3 ГОСТ Р 55954-2018 для возможности быстрого запуска функции маневра аспирации с целью предотвращения гипоксии пациента.
В оспариваемом Заявителем аппарате искусственной вентиляции легких Servo Ventilator в исполнении Servo-i MAQUET Critical Care AB данная функция присутствует, что подтверждается стр.274 инструкции по эксплуатации Servo Ventilator в исполнении Servo-i MAQUET Critical Care AB v.5.0: "п.14.3 "Кнопка быстрого доступа: поддержка аспирацией".
Согласно возражениям Заявителя, данная функция не является кнопкой прямого доступа, так как называется "кнопкой быстрого доступа" и активируется сначала нажатием на кнопку быстрого доступа, а после нажатием на сенсорный экран монитора, что исключает значение "прямого" доступа.
Согласно возражением заказчика, для активации данной функции требуется нажатие одной кнопки. В связи с чем данная характеристика подходит под описание объекта закупки.
В описании объекта закупки установлена характеристика "Функциональные клавиши для прямого доступа к часто используемым функциям: -для блокировки сенсорного экрана: наличие".
Согласно пояснениям Заказчика, данная характеристика установлена согласно п.5.3 ГОСТ Р 55954-2018 для возможности быстрой блокировки экрана с целью защиты от непреднамеренных изменений параметров.
В оспариваемом Заявителем аппарате искусственной вентиляции легких Servo Ventilator в исполнении Servo-i MAQUET Critical Care AB данная функция присутствует, что подтверждается стр.277 инструкции по эксплуатации Servo Ventilator в исполнении Servo-i MAQUET Critical Care AB v.5.0: "п.14.5 "Кнопка меню: блокировка панели".
В описании объекта закупки установлена характеристика "Активация функции маневра аспирации нажатием одной кнопки: наличие".
Согласно пояснениям Заказчика, данная характеристика установлена для предотвращения гипоксии пациента.
В оспариваемом Заявителем аппарате искусственной вентиляции легких Servo Ventilator в исполнении Servo-i MAQUET Critical Care AB данная функция присутствует, что подтверждается стр.274 инструкции по эксплуатации Servo Ventilator в исполнении Servo-i MAQUET Critical Care AB v.5.0: "п.14.3 "Кнопка быстрого доступа: поддержка аспирацией".
В описании объекта закупки установлена характеристика "Функция поддержки санации дыхательных путей трахеобронхиального дерева с автоматической пре- и постоксигенацией пациента: наличие".
Согласно пояснениям Заказчика, данная характеристика установлена согласно приложению А6 ГОСТ Р 55954-2018, санация и аспирация являются тождественными понятиями. Аспирация делается в санационных целях, в связи с чем стр.274 инструкции по эксплуатации Servo Ventilator в исполнении Servo-i MAQUET Critical Care AB v.5.0: "п.14.3 "Кнопка быстрого доступа: поддержка аспирацией" также применима к данной характеристике.
Заявитель данные пояснения не опроверг.
В описании объекта закупки установлена характеристика "Пиковый поток на вдохе: наличие".
Согласно пояснениям Заказчика, данная характеристика установлена для оценки спонтанных дыхательных усилий пациента.
В оспариваемом Заявителем аппарате искусственной вентиляции легких Servo Ventilator в исполнении Servo-i MAQUET Critical Care AB данная функция присутствует, что подтверждается стр.88 инструкции по эксплуатации Servo Ventilator в исполнении Servo-i MAQUET Critical Care AB v.5.0: "п.6.2 "7.Пиковый инспираторный поток", а также стр. 69: "п.5.1.3.: Инспираторный дыхательный, Экспираторный дыхательный объем".
В описании объекта закупки установлены характеристики:
"Вес и габаритные размеры:
Габаритные размеры:
- высота, мм Не более 460
- ширина, мм Не более 310
- длина, мм Не более 250 - Масса, кг Не более 20".
Согласно пояснениям Заказчика, данная характеристика установлена согласно п.5.1.13 ГОСТ Р 55954-2018, п.5.1.14 ГОСТ Р 55954-2018. Заказчик при установлении данных характеристик руководствовался габаритными размерами блока пациента.
В оспариваемом Заявителем аппарате искусственной вентиляции легких Servo Ventilator в исполнении Servo-i MAQUET Critical Care AB данная функция присутствует, что подтверждается стр.242 инструкции по эксплуатации Servo Ventilator в исполнении Servo-i MAQUET Critical Care AB v.5.0: "п.12.2 "Габаритные размеры (мм) Блок пациента: Ш 300 x Г 205 x В 415; Вес, приблизительно (кг) Всего: 20, Интерфейс пользователя: 5, Блок пациента: 15".
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Заявителем не предоставлено каких-либо доказательств, относительно невозможности закупить товар необходимый заказчику.
Отсутствие у Заявителя возможности поставить товар, соответствующий потребности Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав данного участника закупки.
Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "УТП ГРУПП" на действия Заказчика ГУЗ Саратовской области "Балаковская городская клиническая больница" и Уполномоченного учреждения ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении аукциона в электронной форме N 0860200000823002851 "Поставка аппарата искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 12 мая 2023 г. N 064/06/33-596/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2023