Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
при участии <_> (далее - Подрядчик, <_>) и представителя Муниципального учреждения "Комитет по строительству администрации г. Улан-Удэ" (далее - Заказчик, МУ "Комитет по строительству администрации г. Улан-Удэ") <_> (доверенность N 04-0055 от 16.11.2022),
рассмотрев обращение МУ "Комитет по строительству администрации г. Улан-Удэ" (вх. N 999-ЭП/23 от 03.05.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков <_> в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам электронного аукциона в электронной форме: "Ремонт автомобильных дорог (ремонт и устройство тротуаров)", N извещения 0302300048723000411, ИКЗ 233032312728303230100100040024211244 (далее - Аукцион), и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
у с т а н о в и л а:
Из обращения Заказчика следует, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, поставщика) N 0302300048723000411 от 21.04.2023 <_> (идентификационный номер заявки 114037214) признан победителем Аукциона с предложением о цене контракта 2 861 349,10 руб. (экономия от НМЦК 40,05 %). В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком 24.04.2023 размещен проект контракта в Единой информационной системе (далее - ЕИС) и на электронной площадке. Участник закупки не выполнил требования части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе - в течение регламентированного срока не подписал контракт, не внес денежные средства для обеспечения исполнения контракта, не представил локальные сметные расчеты с учетом понижения цены как приложения к заключаемому контракту. В силу части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе <_> был признан уклонившимся от заключения контракта. Руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Заказчик направил обращение на рассмотрение в антимонопольный орган о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчик настаивает на включении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков.
Из пояснений <_> (вх. N 1053-ЭП/23 от 05.05.2023) следует, что в установленный срок (до 03.05.2023) контракт не был подписан по причине обнаружения дополнительных работ в виде снятия, выравнивания, перевозки грунта, срезки деревьев и кустарников, без выполнения которых отсутствовала возможность приступить к основному виду работ - устройство тротуара. Вышеприведенные работы не были отражены в локальном сметном расчете (Приложение N 3 от ул. Магистральная, д. 1 до ул. Пионеров, д. 5А), техническом задании. На устный вопрос о возможности продления сроков выполнения работ, в связи с дополнительными работами, от Заказчика последовал отрицательный ответ. Как указывает Подрядчик, им допускалась возможность подписания контракта с дальнейшим расторжением по соглашению сторон, либо в одностороннем порядке, но в связи с безвозвратными расходами на комиссию по выпуску банковской гарантии данный вариант был отменен.
На основании изложенного, <_> сообщает о намерении доказывать отсутствие недобросовестного поведения очно на заседании по рассмотрению обращения Заказчика.
Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
11.04.2023 Заказчиком на официальном сайте в ЕИС размещено извещение N 0302300048723000411 о проведении электронного аукциона: "Ремонт автомобильных дорог (ремонт и устройство тротуаров)". Начальная (максимальная) цена контракта - 4 773 017,42 руб.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры регламентирован статьей 51 Закона о контрактной системе.
На основании части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0302300048723000411 от 21.04.2023 победителем аукциона признается участник закупки с идентификационным N 114037214 и ценовым предложением 2 861 349,10 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, Заказчиком 24.04.2023 на электронной площадке РТС-Тендер http://www.rts-tender.ru размещен проект контракта от 24.04.2023.
В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).
На основании изложенного, регламентированной датой подписания проекта муниципального контракта является 02.05.2022 23:59 (МСК+5).
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Как следует из сведений, размещенных в ЕИС, 03.05.2023 00:07 (МСК) от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта".
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
03.05.2023 15:34 (МСК+5) Заказчиком размещен Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 03.05.2023 N ППУ20_1 для закупки N 0302300048723000411, в соответствии с которым <_> признан участником, уклонившимся от заключения контракта в виду невыполнения требований части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.
Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Подрядчик обязуется принять на себя обязательства выполнить на объекте работы по ремонту автомобильных дорог (ремонт и устройство тротуаров) в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 6). Обеспечить выполнение работ на объекте в соответствии: со сметными расчетами стоимости работ (Приложение N 1-4) по ремонту автомобильных дорог.
Цена контракта 2 861 349 рублей 10 коп. (пункт 2.1 контракта).
Пунктом 3.1 контракта установлены календарные сроки выполнения работ определены сторонами: начало работ - с даты заключения контракта, окончание работ - до 01.07.2023 включительно, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ. Место выполнения работ: г. Улан-Удэ, мкр. Энергетик, д. 42; от ул. Магистральная, д. 1 до ул. Пионеров, д. 5а; пересечение ул. Целинная-Гвардейская.
Подрядчик обязан обеспечить выполнение работ на объекте в соответствии: со сметными расчетами стоимости работ (Приложение N1-4) по ремонту автомобильных дорог (пункт 5.1.3 контракта).
Пунктом 5.1.9 контракта прописано, что по итогам проведения закупки Подрядчиком должны быть составлены локальные сметные расчеты в базе ФЕР (используемые программные комплексы должны быть сертифицированы Госстроем РФ) в соответствии с представленным на закупку локальным сметным расчетом. Кроме того, изменение содержания (видов), объемов работ, указанных в сметной документации, не допускается.
В соответствии с пунктом 10.1.1 контракта Подрядчик при заключении Контракта должен предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта в размере 30 % от начальной (максимальной) цены контракта. В случае если предложенная Подрядчиком цена Контракта снижена на 25 % и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, обеспечение исполнения Контракта предоставляется в соответствии со статьей 37 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям Заказчика (вх. N 1111-ЭП/23 от 11.05.2023) после размещения протокола подведения итогов от 21.04.2023 <_> в ходе объезда объектов (тротуаров) с представителем Заказчика устно заявил, что отказывается от заключения контракта в связи с низкой стоимостью выполнения работ. Данное обстоятельство было подтверждено <_> на заседании комиссии Бурятского УФАС. При этом, при подаче заявки на участие в Аукционе Подрядчиком была предложена цена контракта в размере 2 861 349,10 руб., т.е. на 40,05 % ниже начальной (максимальной) цены контракта в размере 4 773 017,42 руб.
Вместе с тем, из письменных пояснений Подрядчика следует, что неподписание контракта произошло в силу обнаружения дополнительных работ при посещении объекта и отказа Заказчика в продлении сроков исполнения контракта для выполнения данных работ, документальное подтверждение которых не представлено. При этом, указанные доводы на заседание Комиссии <_> не озвучил, указывая только на неровность земельного полотна на территории, подлежащей устройству тротуара, и отсутствие данных работ в локальной смете.
Приведенный на заседании Комиссии Бурятского УФАС довод не нашел подтверждения, поскольку документация к извещению закупки N 0302300048723000411, в частности, локальный сметный расчет по устройству тротуара от ул. Магистральная, д. 1 до ул. Пионеров, д. 5А, предусмотрен соответствующий ФЕР 27-04-001-02 "Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из песчано-гравийной смеси, дресвы", включает в себя следующий состав работ: 01. Планировка и прикатка земляного полотна с поливом водой; 02. Россыпь и разравнивание материалов; 03. Уплотнение россыпей с поливкой водой.
Следовательно, у Подрядчика имелась возможность ознакомиться с вышеуказанной документацией закупки до подачи заявки.
Кроме того, представленный Заказчиком проект контракта для подписания Подрядчиком соответствует размещенному в ЕИС проекту контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия усматривает недобросовестное поведение <_>, считает, что индивидуальный предприниматель, принимая участие в закупке должен был ознакомиться со всей документацией к закупке и исполнить обязательство по подписанию проекта контракта, а также представить обеспечение контракта и локальные сметные расчеты с учетом понижения цены в качестве приложения к заключенному контракту.
Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Принимая решение об участии в процедуре государственной закупки, и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.
Индивидуальный предприниматель, являясь профессиональным субъектом предпринимательской деятельности, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства, прав и интересов третьих лиц имело возможность заключать контракт.
Комиссия отмечает, что, принимая решение об участии в закупке в электронной форме и подавая соответствующую заявку, участник закупки должен учитывать специфику документооборота на электронной площадке и несет риск наступления неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта.
При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении действий, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, либо в бездействии, когда участник закупки по небрежности не принимает достаточных мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, чем создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Таким образом, в рассматриваемом случае <_> не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при участии в аукционе в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд, в связи с чем поведение победителя закупок при заключении контрактов по результатам аукционов не отвечает требованиям добросовестности и разумности.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе, пунктом "б" части 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
р е ш и л а:
1. Включить сведения об <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении <_> считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе.
Дата вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по разделу I |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения в ЕИС |
Итого просрочка в днях по разделу III |
|||
03.05.2023 |
03.05.2023 |
03.05.2023 |
- |
03.05.2023 |
12.05.2023 |
11.05.2023 |
- |
11.05.- 16.05.2023 |
16.05.2023 |
- |
- |
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
<_>
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 11 мая 2023 г. N 003/10/104-308/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2023