Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Информационно-методический центр" (далее - Заказчик);
ООО "РНСВеб" (далее - Участник, Подрядчик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10989-ЭП/23 от 03.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по развитию подсистемы "закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (портал 223)", а именно модернизации специального программного обеспечения, в соответствии с требованиями технического задания, в 2022-2023 годах (извещение N 0372200286921000013),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 24.12.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по развитию подсистемы "закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (портал 223)", а именно модернизации специального программного обеспечения, в соответствии с требованиями технического задания, в 2022-2023 годах (извещение N 0372200286921000013) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 32 680 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 26.01.2022 NППИ1 победителем Конкурса признано ООО "РНСВеб".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N 0372200286921000013-000 от 09.02.2022 на сумму 31 863 000,00 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался выполнить работы по развитию подсистемы "закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (портал 223)", а именно модернизации специального программного обеспечения, в соответствии с требованиями технического задания, в 2022-2023 годах (далее - Работы).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.3. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Согласно этапу 3.1 Таблицы N2 пункта 4.2.2 Технического задания, содержащегося в Приложении N1 к Контракту на выполнение Работ в соответствии с требованиями Технического задания, в 2022-2023 годах (далее - Техническое задание), результатом выполнения Работ является "Разработка и модернизация программных средств Портала 223" и предоставление Подрядчиком отчета о выполненных Работах со сроком исполнения 01.03.2023.
Однако по состоянию на 01.03.2023 Подрядчик Работы не сдал, 01.03.2023 в адрес Заказчика было направлено только уведомление о завершении выполнения работ Подрядчиком (вх-152/23-0-0 от 01.03.2023) без представления результатов работ, указанных в пункте 4.2.2 Технического задания.
Письмом от 02.03.2023 N Исх-4344/23-0-0 Подрядчику была направлена Претензия по Контракту о невыполнении и нарушении сроков Работ, с требованием незамедлительно предоставить результаты выполненных Работ по этапу 3 Контракта.
В рамках подтверждения выполнения работ по этапу 3.1 "Разработка и модернизация программных средств Портала 223" Подрядчиком письмом от 02.03.2023 Исх N06-01/2023-091 направлен Заказчику Отчет о выполненных работах по разработке и модернизации программных средств Портала 223 (далее - Отчет о выполненных работах).
При рассмотрении Отчета о выполненных работах было установлено, что отчет носит декларативный характер о выполнении работ и не содержит результата работ, фактически подтверждающих выполнение Подрядчиком работ по отдельному этапу 3.1 "Разработка и модернизация программных средств Портала 223", а именно наличие разработанного и модернизированного программного средства Портала 223, в виде программы для ЭВМ (исходного кода, модернизируемого СПО).
Исходя из части 2 статьи 94 Закона о контрактной системе Подрядчик в соответствии с условиями Контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств.
В соответствии с требованиями пунктами 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.7 Контракта Заказчик вправе:
- требовать надлежащего исполнения обязательств в соответствии с контрактом;
- требовать представления надлежащим образом оформленных отчетных и финансовых документов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с контрактом;
- запрашивать информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств по контракту;
- иметь иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации и Контрактом:
- осуществлять контроль за порядком и сроками выполнения работ.
Подрядчик в свою очередь в соответствии с требованиями пунктов 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.5 Контракта обязан:
- выполнить работы, обеспечив надлежащее качество, в сроки, установленные контрактом;
- обеспечить представителям Заказчика возможность осуществлять контроль за ходом выполнения работ, качеством применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования;
- исполнять, полученные в ходе исполнения обязательств по контракту указания заказчика, в том числе в срок, установленный заказчиком, безвозмездно устранять обнаруженные им недостатки в выполненных работах;
- передать надлежащим образом оформленные отчетные и финансовые документы в порядке и срок, установленные контрактом;
- представить по запросу заказчика в сроки, указанные в таком запросе, информацию о ходе исполнения обязательств по контракту.
Письмом от 15.03.2023 N Исх-4355/23-0-0 Подрядчику было направлено требование с запросом о предоставлении, доступе и просмотре дополнительных материалов и результата работ, относящимся к условиям исполнения Контракта и отдельному этапу 3.1 исполнения Контракта в срок до 17.03.2023 года включительно:
- о предоставлении доступа к средствам разработчика и субподрядчика, включая среды разработки и верификации СПО, для проверки разработанных программных средств и выполненных работ, требуемых в соответствии с исполнением этапа 3.1 "Разработка и модернизация программных средств Портала 223" Контракта;
- об организации просмотра и верификации разработанных программных средств и выполненных работ в соответствии с представленным Отчетом о выполненных работах по разработке и модернизация программных средств Портала 223 в рамках этапа JV°3 выполнения работ по развитию подсистемы "Закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (Портал 223) и требуемых в соответствии с исполнением этапа 3.1 "Разработка и модернизация программных средств Портала 223" Контракта;
- о предоставлении исходного кода, модернизируемого СПО, в соответствии с пунктами 4.2.3 и 4.5.1. Технического задания Контракта.
Подрядчиком письмом от 17.03.2023 г. Исх. N 06-01/2023-123 было отказано в выполнении предъявленных требований Заказчика.
Письмом от 24.03.2023 N Исх-4364,23-0-0 Подрядчику было направлено повторное требование с запросом о предоставлении, доступе и просмотре дополнительных материалов и результата работ, относящимся к условиям исполнения контракта и отдельному этапу 3.1 исполнения контракта в срок до 29.03.2023 года включительно:
- о предоставлении доступа к средствам разработчика и субподрядчика, включая среды разработки и верификации СПО, для проверки разработанных программных средств и выполненных работ, требуемых в соответствии с исполнением этапа 3.1 "Разработка и модернизация программных средств Портала 223" Контракта и их наличия;
- об организации просмотра и верификации разработанных программных средств и выполненных работ в соответствии с представленным Отчетом о выполненных работах по разработке и модернизация программных средств Портала 223 в рамках этапа N3 выполнения работ по развитию подсистемы "Закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (Портал 223) и требуемых в соответствии с исполнением этапа 3.1 "Разработка и модернизация программных средств Портала 223" Контракта;
- о предоставлении разработанного и модернизированного программного средства Портал 223, в виде программы для ЭВМ (исходного кода, модернизируемого СПО).
В письме Подрядчику также было указано, что в нарушение пункта 4.2.4 Технического задания по этапу 3.1 "Разработка и модернизация программных средств Портала 223", Подрядчиком не производилась Отладка разработанных групп функций с привлечением в рабочую группу представителей Заказчика.
Подрядчиком письмом от 29.03.2023 Исх. N06-01/2023-148 было отказано в выполнении предъявленных требований Заказчика. Рабочая группа с привлечением представителей Заказчика для Отладки разработанных групп функций в соответствии с пунктом 4.2.4 Технического задания по этапу 3.1 "Разработка и модернизация программных средств Портала 223" создана не была, представители Заказчика в указанную группу не привлекались.
Письмом Подрядчика от 30.03.2023 Исх. N06-01/202-151 направленным в ответ на Заключение экспертизы Заказчика по 3 этапу Контракта от 16.03.2023 г, также было отказано в выполнении предъявленных требований Заказчика.
По состоянию на 18.04.2023 15:00 мск. Подрядчиком предъявленные требования не выполнены.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 18.04.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 02.05.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Порядок и сроки приемки выполненной Работ (ее результатов) установлены разделом 5 Контракта. В соответствии с требованиями п. 5.1.1. Контракта "По завершении выполнения работ по каждому этапу, Подрядчик извещает об этом Заказчика, в течение 3 (трех) рабочих дней направляет Заказчику акт о выполненных работах в двух экземплярах, счет на оплату выполненных работ". В соответствии с требованиями п. 5.2. Контракта "Передача оформленных в установленном порядке отчетных и финансовых документов и материалов по контракту осуществляется сопроводительным письмом Подрядчика".
В Контракте отсутствует указание на установленные сроки передачи отчетных документов по каждому этапу. Также отсутствует требование к передаче отчетной документации вместе с уведомлением о завершении выполнения работ.
В соответствии с требованиями п. 4.2.2. Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) (далее - ТЗ) сроки выполнения Работ 3 этапа 01.03.2023. Таким образом, 01.03.2023 включительно является днем выполнения Работ по 3 этапу Контракта. В соответствии с требованиями Контракта и установленными в Контракте сроками, все отчетные документы, подтверждающих исполнение Подрядчиком обязательств по 3 этапу Контракта, направлены Заказчику 02.03.2023 сопроводительным письмом Исх. N 06-01/2023-091 (входящий номер Заказчика N Вх-158/23-0-0 от 02.03.2023) без нарушения требований Контракта.
В ответ на Претензию Заказчика о невыполнении и нарушении сроков работ N Исх 4344/23-0-0 от 02.03.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо Исх. N 06 01/2023-149 от 29.03.2023 с разъяснением положений Контракта.
В соответствии с требованиями п. 2.4.5. Контракта Подрядчик обязан "Представить по запросу заказчика в сроки, указанные в таком запросе, информацию о ходе исполнения обязательств по контракту".
Информация о ходе выполнения Работ в соответствии с требованиями п 2.4.2 и п 2.4.5. Контракта предоставлена Заказчику в отчетном документе "Отчет о выполненных работах по разработке эксплуатационной документации", направленном в составе комплекта отчетных документов по 3 этапу работ.
В целях реализации указанных требований Подрядчик осуществлял своевременное информирование Заказчика о ходе выполнения работ по запросу Заказчика. Для обеспечения контроля качества применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования в рамках 2 этапа работ были определены и зафиксированы в отчетных материалах, а также согласованы с Заказчиком применяемые материалы, изделия, конструкции и оборудование. Также Подрядчик неоднократно уведомлял Заказчика что при выполнении работ не использовались материалы, изделия, конструкции и оборудование, не предусмотренное в документации 2 этапа.
Актуальная информация о ходе выполнения работ представлена в Отчете о выполненных работах по разработке и модернизации программных средств Портала 223, предоставленном Заказчику 02.03.2023. В ходе приемки работ по 3 этапу Заказчиком не были выявлены недостатки в Отчете о выполненных работах по разработке и модернизации программных средств Портала 223.
В Претензии N Исх-4344/23-0-0 от 02.03.2023 Заказчик указал перечень результатов работ, необходимые для предоставления Подрядчиком по результатам выполнения работ 3 этапа в соответствии с требованиями п. 4.2.2 ТЗ, а именно:
1. Отчет о выполненных работах по разработке и модернизации программных средств Портала 223;
2. Отчет о выполненных работах по разработке эксплуатационной документации;
3. Руководство пользователя для модернизируемого СПО;
4. Руководство администратора для модернизируемого СПО;
5. Руководство администратора Системы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
6. Программа и методика приемочных испытаний.
Дополнительные требования к Подрядчику не предъявлялись.
В соответствии с требованиями Контракта и ТЗ все результаты работ и отчетные материалы по 3 этапу Контракта переданы Заказчику в полном объеме 02.03.2023.
В ответ на письмо Подрядчика Исх. N 06-01/2023-091 от 02.03.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика Претензию N Исх-4355/23 от 15.03.2023 с указанием дополнительных требований:
- предоставить доступ к средствам разработчика и субподрядчика, включая среды разработки и верификации СПО, для проверки разработанных программных средств и выполненных работ, требуемых в соответствии с исполнением этапа 3.1 "Разработка и модернизация программных средств Портала 223" Контракта и их наличия;
- организовать просмотр и верификацию разработанных программных средств и выполненных работ в соответствии с представленным Отчетом о выполненных работах по разработке и модернизация программных средств Портала 223 в рамках этапа N3 выполнения работ по развитию подсистемы "Закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (Портал 223) и требуемых в соответствии с исполнением этапа 3.1 "Разработка и модернизация программных средств Портала 223" Контракта;
- предоставить разработанное и модернизированное программное средство Портала 223, в виде программы для ЭВМ (исходного кода модернизируемого СПО).
В соответствии с требованиями п. 4.2.2 ТЗ исходный код разработанного СПО предоставляется Заказчику по результатам выполнения работ этапа 4.1. Срок выполнения работ по этапу 4.1. - 31.08.2023.
Соответственно, предоставление исходного кода модернизируемого СПО в рамках 3 этапа прямо противоречит требованиям Контракта и ТЗ, что в свою очередь, согласно положениям ст. 431 ГК РФ прямо противоречит буквальному значению Контракта, воле сторон при заключении Контракта, а также требованиям Заказчика, указанным в Решении Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09.02.2022 N 0372200286921000013_000 (далее - Решении Заказчика об одностороннем отказе), а также в Претензиях (письмах) Заказчика N Исх-4355/23-0-0 от 15.03.2023 и N Исх-4364/23 0-0 от 24.03.2023, и не является правомерным.
Подрядчик направил в адрес Заказчика повторные разъяснения в части предъявления требований о предоставления иных, не предусмотренных Контрактом и ТЗ, отчетных материалов (Письмо Исх. N 06-01/2023-123 от 17.03.2023).
24.03.2023 Заказчик направил Подрядчику Претензию N Исх-4364/23-0-0 от 24.03.2023, повторно содержащую требования о необходимости предоставления иных, не предусмотренных Контрактом и ТЗ, отчетных материалов. Также Претензия Заказчика от 24.03.2023 содержит еще одно дополнительное требование: "Что в нарушение пункта 4.2.4 Технического задания по этапу 3.1 "Разработка и модернизация программных средств Портала 223", Подрядчиком не производилась Отладка разработанных групп функций с привлечением в рабочую группу представителей Заказчика".
Подрядчик направил Заказчику письмо Исх. N 06-01/2023-148 от 29.03.2023 со следующими разъяснениями.
Создание Рабочей группы не имеет привязки к этапам Контракта, а входит в состав работ. Понятие "отладка разработанных групп функций", являющееся к функции Рабочей группы, требованиями Контракта не описано, не раскрыто.
В рамках выполнения работ 1, 2 и 3 этапов Контракта Заказчик не уведомлял Подрядчика о необходимости создания Рабочей группы и не запрашивал у Подрядчика перечень специалистов Подрядчика для включения в указанную Рабочую группу.
В соответствии с требованиями п. 4.2.2 ТЗ 3 этап включает в себя этапы 3.1 "Разработка и модернизация программных средств Портала 223" и 3.2 "Разработка эксплуатационной документации". Согласно Приказу Минтруда России от 14.09.2022 N 525н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по защите информации в автоматизированных системах" (далее - Специалист) (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2022 N 70543), к необходимым умениям Специалиста относится навык: "Проводить комплексное тестирование и отладку аппаратных и программных систем защиты информации". Таким образом "отладка" возможна только на этапе тестирования исходного кода, модернизируемого СПО, что может быть реализовано только в рамках проведения опытной эксплуатации СПО. Опытная эксплуатация исходного кода, модернизируемого ПО требованиями Контракта и ТЗ не предусмотрена.
Письмо Заказчика N Исх 4344/23-0-0 от 02.03.2023 также не содержит требований о предоставлении доступа к средствам разработчика и субподрядчика, включая среды разработки и верификации СПО, для проверки разработанных программных средств и выполненных работ. Указанное требование не основывается на положениях Контракта и ТЗ и, следовательно, нелегитимно.
Требованиями п. 4.5.1. ТЗ закреплена обязанность Подрядчика предоставить по итогам исполнения Контракта исходный код разработанного СПО в GIT Заказчика. Данные положения не содержат и не подразумевают предоставления исходного кода разработанного СПО в рамках отчетной документации по результатам выполнения работ 3 этапа Контракта.
В ответ на требование Заказчика об организации просмотра и верификации программных средств был организован видеопоказ. Посредством рабочей переписки в ответ на рабочий запрос от представителя Заказчика Подрядчик письмом N б/н от 03.04.2023 предоставил Заказчику видео в целях просмотра программных средств Портала 223.
18 апреля 2023 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09.02.2022 N 0372200286921000013_000.
Заказчик в Решении Заказчика об одностороннем отказе не указал основание для расторжения Контракта в одностороннем порядке, при этом ссылается на положения п. 2 ст. 715 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 715 ГК РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
Подрядчик не нарушил указанные положения, приступил к исполнению Контракта вовремя, а также выполнил и сдал работы по 1 и 2 этапам Контракта.
Также Подрядчик выполнил работы по 3 этапа Контракта, направил предусмотренные Контрактом и ТЗ отчетные материалы, разработанные в рамках 3 этапа Контракта, в том числе устранил замечания, предъявленные Заказчиком к отчетным материалам, разработанным в рамках 3 этапа, и направил их Заказчику письмом Исх. N 06-01/202-212 от 19.04.2023.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон - 44-ФЗ) и п. 9.3. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с 9.4. Контракта "Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии оплаты Подрядчику фактически понесенных им расходов, подтвержденных документально."
Заказчик, руководствуясь пунктом 9.3 Контракта, положениями части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, без указания на основание для расторжения Контракта в одностороннем порядке, ссылаясь на положения п. 2 ст. 715 ГК РФ, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, выразившееся в Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
В обосновании Решения Заказчика об одностороннем отказе указано, что по состоянию на 18.04.2023 г. 15.00 мск Подрядчиком предъявленные требования не выполнен, а именно не выполнил требования Заказчика, указанные в Претензиях N Исх-4355/23-0-0 от 15.03.2023 и N Исх-4364/23 0-0 от 24.03.2023:
- предоставить доступ к средствам разработчика и субподрядчика, включая среды разработки и верификации СПО, для проверки разработанных программных средств и выполненных работ, требуемых в соответствии с исполнением этапа 3.1 "Разработка и модернизация программных средств Портала 223" Контракта и их наличия;
- организовать просмотр и верификацию разработанных программных средств и выполненных работ в соответствии с представленным Отчетом о выполненных работах по разработке и модернизация программных средств Портала 223 в рамках этапа N3 выполнения работ по развитию подсистемы "Закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (Портал 223) и требуемых в соответствии с исполнением этапа 3.1 "Разработка и модернизация программных средств Портала 223" Контракта;
- предоставить разработанное и модернизированное программное средство Портала 223, в виде программы для ЭВМ (исходного кода, модернизируемого СПО).
Также с точки зрения Заказчика отчетные материалы, предусмотренные требованиями Контракта и ТЗ и представленные в соответствии с требованиями Контракта и ТЗ носят декларативный характер, поскольку не содержат в себе "результата работ, фактически подтверждающих выполнение Подрядчиком работ по отдельному этапу 3.1 "Разработка и модернизация программных средств Портала 223", а именно наличие разработанного и модернизированного программного средства Портала 223, в виде программы для ЭВМ (исходного кода модернизируемого СПО)."
В ходе выполнения Подрядчиком 1, 2 и 3 этапов работ от Заказчика не поступало требований или предложений об устранении неоднозначности условий и требований Контракта и ТЗ, также как не поступало и разъяснений в части имеющихся у Заказчика дополнительных, не учтенных в Контракте и ТЗ, требований в части предоставления иных, не предусмотренных Контрактом и ТЗ, отчетных материалов.
Представитель Участника повторно обращает внимание, что требования, указанные в Претензиях Заказчика N Исх-4355/23-0-0 от 15.03.2023 и N Исх-4364/23 0-0 от 24.03.2023 не отражены в Претензии Заказчика N Исх-4344/23-0-0 от 02.03.2023.
На основании вышеизложенного представитель Участника сообщает, что предоставление исходного кода модернизируемого СПО в рамках 3 этапа прямо противоречит требованиям Контракта и ТЗ, что в свою очередь, согласно положениям ст. 431 ГК РФ прямо противоречит буквальному значению Контракта, воле сторон при заключении Контракта, а также требованиям Заказчика, указанным в Решении Заказчика об одностороннем отказе, а также в письмах Заказчика N Исх-4355/23-0-0 от 15.03.2023 и N Исх-4364/23-0-0 от 24.03.2023, и не является правомерным.
Иных обстоятельств, которые могли бы побудить Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке, Решение Заказчика об одностороннем отказе не содержит.
Таким образом, все требования Заказчика, указанные в Решении Заказчика об одностороннем отказе были либо противоречащими требованиям Контракта, либо были выполнены Подрядчиком в соответствии с положениями Контракта.
В ответ на Решение Заказчика об одностороннем отказе Подрядчик направлял мотивированные возражения (письмо Исх. N 06-01/2023-239 от 27.04.2023) с изложением вышеуказанных доводов с целью отмены Решения Заказчика об одностороннем отказе в соответствии с действующим законодательством.
Подрядчиком было получено письмо Заказчика Исх-4402/23-D-D от 28.04.2023, содержащее информацию о невозможности отмены Решения Заказчика об одностороннем отказе на основании повторного нарушения Подрядчиком условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта в связи с нарушением Подрядчиком условий Контракта.
На основе изложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "РНСВеб" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что в полном объеме Участником не были исполнены принятые на себя обязательства по Контракту.
Таким образом, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта. Нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта, носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Участник, подавая заявку на участие в Конкурсе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме и надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого конкурса, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем Аукциона, при этом не исполнив установленные Контрактом условия. Нарушения условий Контракта, в установленный Заказчиком срок, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "РНСВеб", ИНН: 7806469418, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Погодина Анна Михайловна, ИНН: 781406207720, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "РНСВеб" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
02.05.23 |
04.05.23 |
03.05.23 |
0 |
03.05.23 |
12.05.23 |
11.05.23 |
0 |
16.05.23 |
16.05.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 мая 2023 г. N РНП-78-601/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2023