Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФБУН НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера (далее - Заказчик):;
ООО "МедЛаб" (далее - Участник, Поставщик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10990-ЭП/23 от 03.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на приобретение расходных материалов для выполнения научных исследований (извещение N 0372100003723000058),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 16.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение расходных материалов для выполнения научных исследований (извещение N 0372100003723000058) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 994 742,61 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.03.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МедЛаб".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N 0372100003723000058 от 07.04.2023 на сумму 681 398,25 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался осуществить поставку расходных материалов для выполнения научных исследований (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.2. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 20.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с п. 3.1. Контракта поставка осуществляется партиями с момента заключения Контракта до 20.12.2023 г. Товар поставляется в течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления заявки от Заказчика, направленной любыми доступными видами связи.
Обязательства по поставке товара не исполнены Поставщиком.
10.04.2023 Заказчиком посредством электронной почты была направлена заявка на поставку Товара. Поставщик получил заявку 11.04.2023 и подтвердил получение заявки, но Товар не поставил.
14.04.2023 Заказчиком посредством размещения в системе ЕИС повторно была направлена заявка на поставку товара, но до настоящего момента Поставщик товар не поставил.
Таким образом, Поставщик неоднократно нарушил сроки поставки и до настоящего момента не исполнены в полном объеме.
Указанные нарушения подтверждаются претензией N410-23 от 14.04.2023.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 20.04.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 03.05.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
В силу того, что Товар, предусмотренный Контрактом, является востребованным. Поставщик, действуя добросовестным образом, заблаговременно, до признания его победителем закупки, заказал и оплатил медицинские изделия, предусмотренные аукционной документацией.
Однако Товар, предусмотренный Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), приобретенный для исполнения Контракта на склад Поставщика в установленные сроки не поступил.
Медицинские изделия, предусмотренные Контрактом в адрес ООО "МедЛаб" не поступили в связи с предельно-максимальной перегруженностью международных Российско-Китайских границ, возникла существенная задержка ввоза заказанного Товара на территорию Российской Федерации, и соответственно нарушение сроков исполнения обязательств по Контракту N 0372100003723000058, о чем свидетельствует письмо транспортной компании (ООО "ТРАСКО"), осуществляющей доставку Товара Поставщику.
Более того, в связи с возникшей сложной внешнеполитической ситуацией и введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц импорт Товара европейского (финского) производства приостановлен до неопределенного времени.
11 апреля 2023 года в адрес Поставщика поступила заявка на поставку Товара от Заказчика на полный объем Контракта.
В этот же день, во исполнение п. 4.1.6. Контракта, Поставщиком Заказчику было направлено письмо N 8 от 20 апреля 2023 года об обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта в установленные сроки, а именно о задержке Товара на Российско-Китайской границе с изложением просьбы согласовать поставку наконечников без градуировки, подходящие по всем техническим характеристикам, для предотвращения срыва сроков поставки. Однако Поставщику был направлен отрицательный ответ.
Учитывая сложившуюся ситуацию, ООО "МедЛаб" изыскал дополнительные источники и организовал отгрузку Товара следующим образом:
- 12 апреля 2023 года, транспортной компанией ПЭК организована отгрузка двух позиций Спецификации (6-7) на сумму 39 295 рублей 00 копеек.
Заказчику на электронную почту была направлена информация по поставке Товара, в том числе дата и трек-номер для отслеживания труда.
17 апреля 2023 года Поставщиком повторно был направлен трек-номер ранее отгруженного Товара с ориентировочным сроком прибытия груза, а также запрошена информация о готовности принять его.
27 апреля 2023 года Заказчик разместил отказ от приемки первой партии Товара, мотивировав не соответствием цвета наконечника, отсутствием сертификата на отсутствие человеческой ДНК.
Заказчику был представлен сертификат на отсутствие ДНКаз. РНКаз и прирогенов. При этом, поставщик изделий заверил, что указанного документа, достаточно для подтверждения легитимности производства Товара.
Запрошенный Заказчиком сертификат незамедлительно был запрошен у производителя.
Позднее, сертификат об отсутствии ДНК был направлен Заказчику, однако, последний его не принял, в связи с тем, что он не имеет перевода и соответствующего заверения.
Представитель Участника обращает внимание, что сделать нотариальный перевод и заверение данного документа не представилось возможным, так как нотариусы выразили отказ на совершение нотариальных действий в связи с отсутствием оригинала исходного документа. Оригинал Поставщику ни один из производителей не представит т.к. выдается держателю документа в единственном экземпляре.
- 21 апреля 2023 года транспортной компанией СДЭК организована отгрузка еще двух позиций Спецификации (4 и 14) на сумму 39 5.35.07 (Тридцать девять тысяч пятьсот тридцать пять) рублей 07 копеек.
Той же датой, 21 апреля 2023 года Заказчику на электронную почту была направлена информация по поставке Товара, в том числе дата и трек-номер для отслеживания груза.
28 апреля 2023 года был размещен в L11C отказ от приемки второй партии товара мотивировав отсутствием сертификата на отсутствие человеческой ДНК.
Данный сертификат был представлен Заказчику позднее (с другими поставками), который не был принят последним по указанным выше причинам.
- 25 апреля 2023 года Поставщиком была организована отгрузка 8-й позиции Спецификации транспортной компанией СДЭК па сумму 19 489 (Девятнадцать тысяч четыреста восемьдесят девять) рублей 50 копеек.
25 апреля 2023 года Заказчику на электронную почту была направлена информация по поставке Товара, в том числе дата и грек-номер для отслеживания груза.
03 мая 2023 года ФБУН "СПб НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера" разместило в ЕИС отказ от приемки Товара по причине его отсутствия, тогда как по сведениям, размещенным на официальном сайте СДЭК, медицинские изделия были вручены Заказчику 03 мая 2023 года.
Более того, доставка данной партии Товара должна была осуществиться 02 мая 2023 года, но по вине ТК СДЭК была допущена задержка на один день (соответствующая переписка с сотрудником ТК прилагаемся).
- 26 апреля 2023 года Поставщиком была организована отгрузка двух позиций Спецификации (9 и 13) ТК "Транзит Авто" на сумму 106 713 (Сто шесть тысяч семьсот тринадцать) рублей 60 копеек.
03 мая 2023 года ФБУН "СПб НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера" разместило в ЕИС отказ от приемки Товара по причине его отсутствия.
По принятым обязательствам медицинские изделия должны были быть доставлены Заказчику не позднее 02 мая 2023 года.
Однако ООО "ТранзитАвто" по технической ошибке задержало отгрузку Товара, в связи с чем доставила медицинские изделия на терминал ТК только 04 мая 2023, т.е. после вступления в силу одностороннего отказа от контракта и направления Заказчиком в наш адрес письма о расторжении Контракта.
- 27 апрели 2023 года транспортной компанией "Деловые Линии" организована срочная отгрузка пяти позиций Спецификации (1,2,5,11,12) на сумму 448 390 (Четыреста сорок восемь тысяч триста девяноста) рублей 90 копеек.
02 мая 2023 года Заказчик разместил отказ от приемки Товара, мотивировав отклонением от длины наконечника на 0.08 миллиметра и отсутствием перевода, а также надлежащего заверения сертификата на отсутствие человеческой ДНК.
Товар поставлялся Заказчику от компании ООО "АльфаТрейд", которой оформлялся заказ на наконечники с техническими и функциональными характеристиками, указанными в Спецификации к Контракту.
ООО "АльфаТрейд" заверило ООО "МедЛаб", что Товар в полном объеме соответствует заявленному. По названным обстоятельствам Поставщик находился в полной уверенности, что отправляемый Товар на 100% соответствует техническим характеристикам, указанным в Спецификации к Контракту (скриншот заказа в ООО "АльфаТрейд" прилагаем).
Одновременно, после выяснения выявленных обстоятельств, ООО "АльфаТрейд" пояснило, что производителем поставленного товара является Biofil, которые в качестве технических характеристик данных наконечников, указывают, что наконечники совместимы с дозаторами большинства марок, что 0.08 миллиметра является незначительной погрешностью.
Заказчик не представил сведений о несовместимости поставленных наконечников с имеющимся оборудованием, подойдя к приемке Товара формальным путем.
В части поставки Товара, предусмотренного позицией 15 Спецификации представитель Участника пояснил, что это своего рода, "защитная" позиция ООО "Хеликон", которое в письме на запрос поставки медицинского изделия данного вида 13 апреля 2023 года отказало в поставке Товара, указав, что Заказчиком работает самостоятельно (напрямую).
ООО "МедЛаб" обращался к различным компаниям-производителям, среди которых были: ООО "ПанОко". ООО "Группа Апекс", "Минимсд" - от указанных производителей поступал ответ, что запрашиваемый ООО "МедЛаб" Товар не производится и не продается данными компаниями.
На основе изложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "МедЛаб" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что в полном объеме Участником не были исполнены принятые на себя обязательства по Контракту.
Таким образом, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта. Нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта, носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме и надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем Аукциона, при этом не исполнив установленные Контрактом условия. Нарушения условий Контракта, в установленный Заказчиком срок, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МедЛаб", ИНН: 5904403718, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Глущенко Анна Андреевна, ИНН: 590613740654, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Рай Моторс" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
03.05.23 |
05.05.23 |
03.05.23 |
0 |
03.05.23 |
12.05.23 |
11.05.23 |
0 |
16.05.23 |
16.05.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 мая 2023 г. N РНП-78-602/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2023