Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУЗ "Городская больница Святого Великомученика Георгия" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - Заявитель), при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 11135-ЭП/23 от 04.05.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (расходного материала для бариатрии (лот 1) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 27.04.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200258523000365. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 999 900, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащий требований к закупаемому товару, в части установления требований к характеристикам закупаемого оборудования, совокупность которых указывает на оборудование единственного производителя.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В своей жалобе Заявитель утверждает, что при описании объекта закупки Заказчик установил уникальные характеристики, показатели и значения которых свойственны только товару производителя Fengh Medical Co. Ltd.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что в техническом задании Заказчиком установлены следующие требования к закупаемым товарам:
Наименование товара |
Товарный знак "или эквивалент" либо товарный знак (при условии несовместимости товаров) |
N показателя |
Показатель (характеристика) товара |
Единица измерения показателя (характеристики) (при наличии) |
Требования к значениям показателя товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или показатели эквивалентности товара, том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. |
||||
Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя |
Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений |
Показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значений |
Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться |
||||||
Нижняя граница диапазона |
Верхняя граница диапазона |
||||||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Скоба хирургическая, нерассасывающаяся, тип 1 |
х |
1 |
Описание КТРУ |
х |
х |
х |
х |
х |
Имплантируемый отрезок нерассасывающейся проволоки, В-образной формы, разработанный для механического скрепления внутренних тканей ( для соединения краев кишки) с целью ускорения процесса их заживления, в абдоминальных, торакальных, гинекологических, пластических и реконструктивных операциях. Изделие накладывается в количестве нескольких штук ( ряд скоб) при помощи хирургического степлера, скобы выпускаются в одноразовом загрузочном блоке; изделие изготавливается из металла, пригодного для имплантации |
2 |
Описание* |
х |
х |
х |
х |
х |
Стерильно. Предназначена для механического скрепления внутренних тканей с целью ускорения их заживления. Наличие механизма блокировки лезвия при использованной кассете в два тройных ряда в шахматном порядке. Наличие канала для лезвия между тройными рядами скоб. Предохранительная пластина на рабочей поверхности, препятствующая выпадению скобок при транспортировке в введении в аппарат. Поверхность кассеты- рельефная с высокими карманами для формирования стабильной линии механического шва. Скоба- МРТ-совместимый титановый сплав с содержанием ванадия и алюминия. |
||
3 |
Количество скоб в кассете* |
штук |
не менее 88 и не более 89 |
х |
х |
х |
х |
||
4 |
Длина ножки открытой скобы* |
мм |
не менее 2,9 и не более 3,7 |
х |
х |
х |
х |
||
5 |
Высота закрытой скобы* |
мм |
не менее 1,45 и не более 1,53 |
х |
х |
х |
х |
||
6 |
Длина скобочного шва* |
мм |
Не менее 59,53 и не более 60,63 |
х |
х |
х |
х |
||
Скоба хирургическая, нерассасывающаяся, тип 2 |
х |
1 |
Описание КТРУ |
х |
х |
х |
х |
х |
Имплантируемый отрезок нерассасывающейся проволоки, В-образной формы, разработанный для механического скрепления внутренних тканей ( для соединения краев кишки) с целью ускорения процесса их заживления, в абдоминальных, торакальных, гинекологических, пластических и реконструктивных операциях. Изделие накладывается в количестве нескольких штук ( ряд скоб) при помощи хирургического степлера, скобы выпускаются в одноразовом загрузочном блоке; изделие изготавливается из металла, пригодного для имплантации |
2 |
Описание* |
х |
х |
х |
х |
х |
Стерильно. Предназначена для механического скрепления внутренних тканей с целью ускорения их заживления Наличие механизма блокировки лезвия при использованной кассете. Расположение скоб в кассете в два тройных ряда в шахматном порядке. Наличие канала для лезвия между тройными рядами скоб. Предохранительная пластина на рабочей поверхности, препятствующая выпадению скобок при транспортировке в введении в аппарат. Поверхность кассеты- рельефная с высокими карманами для формирования стабильной линии механического шва Скоба- МРТ-совместимый титановый сплав с содержанием ванадия и алюминия. |
||
3 |
Количество скоб в кассете* |
штук |
не менее 88 но не более 89 |
х |
х |
х |
х |
||
4 |
Длина ножки открытой скобы* |
мм |
не менее 4,05 но не более 4,15 |
х |
х |
х |
х |
||
5 |
Высота закрытой скобы* |
мм |
не менее 1,97 но не более 2,05 |
х |
х |
х |
х |
||
6 |
Длина скобочного шва* |
мм |
Не менее 59,53 не более 60,63 |
х |
х |
х |
х |
||
Скоба хирургическая, нерассасывающаяся, тип 3 |
х |
1 |
Описание КТРУ |
х |
х |
х |
х |
х |
Имплантируемый отрезок нерассасывающейся проволоки, В-образной формы, разработанный для механического скрепления внутренних тканей ( для соединения краев кишки) с целью ускорения процесса их заживления, в абдоминальных, торакальных, гинекологических, пластических и реконструктивных операциях. Изделие накладывается в количестве нескольких штук ( ряд скоб) при помощи хирургического степлера, скобы выпускаются в одноразовом загрузочном блоке; изделие изготавливается из металла, пригодного для имплантации. |
2 |
Описание* |
х |
х |
х |
х |
х |
Стерильно. Заряжено. Для сверхплотной ткани Расположение скобок в кассете в два тройных ряда в шахматном порядке. Линия механического шва превышает линию разреза минимум на 1,5 скобки в зависимости от толщины ткани. Поверхность кассеты- Рельефная с высокими карманами для формирования стабильной линии механического шва Канал для лезвия между тройными рядами скобок. Механизм блокировки лезвия при использованной кассете. Скоба- МРТ-совместимый титановый сплав с содержанием ванадия и алюминия. Предохранительная пластина на рабочей поверхности. |
||
3 |
Длина скобочного шва* |
мм |
Не менее 59 и не более 62 |
х |
х |
х |
х |
||
4 |
Высота закрытой скобки* |
мм |
не менее 2,1 и не более 2,5 |
х |
х |
х |
х |
||
5 |
Количество скобок в кассете* |
штук |
не менее 83 и не более 88 |
х |
х |
х |
х |
||
6 |
Длина ножки открытой скобки* |
мм |
не менее 4,2 и не более 4,5 |
х |
х |
х |
х |
||
Скоба хирургическая, нерассасывающаяся, тип 4 |
х |
1 |
Описание КТРУ |
х |
х |
х |
х |
х |
Имплантируемый отрезок нерассасывающейся проволоки, В-образной формы, разработанный для механического скрепления внутренних тканей ( для соединения краев кишки) с целью ускорения процесса их заживления, в абдоминальных, торакальных, гинекологических, пластических и реконструктивных операциях. Изделие накладывается в количестве нескольких штук ( ряд скоб) при помощи хирургического степлера, скобы выпускаются в одноразовом загрузочном блоке; изделие изготавливается из металла, пригодного для имплантации |
2 |
Описание* |
х |
х |
х |
х |
х |
Стерильно. Предназначена для механического скрепления внутренних тканей с целью ускорения их заживления Механизм блокировки лезвия при использованной кассете в два тройных ряда в шахматном порядке. Канал для лезвия между тройными рядами скоб. Предохранительная пластина на рабочей поверхности, препятствующая выпадению скобок при транспортировке в введении в аппарат. Поверхность кассеты- Рельефная с высокими карманами для формирования стабильной линии механического шва. Скоба- МРТ-совместимый титановый сплав с содержанием ванадия и алюминия.
|
||
3 |
Количество скоб в кассете* |
штук |
не менее 86 и не более 88 |
х |
х |
х |
х |
||
4 |
Длина ножки открытой скобы* |
мм |
не менее 3,0 и не более 3,6 |
х |
х |
х |
х |
||
5 |
Длина скобочного шва* |
мм |
Не менее 60,53 и не более 61,63 |
х |
х |
х |
х |
||
6 |
Совместимость* |
х |
х |
х |
х |
х |
Аппарат сшивающе-режущий линейный эндоскопический артикуляционный Фенх Медикал Ко. Лтд |
||
Скоба хирургическая, нерассасывающаяся, тип 5 |
х |
1 |
Описание КТРУ |
х |
х |
х |
х |
х |
Имплантируемый отрезок нерассасывающейся проволоки, В-образной формы, разработанный для механического скрепления внутренних тканей ( для соединения краев кишки) с целью ускорения процесса их заживления, в абдоминальных, торакальных, гинекологических, пластических и реконструктивных операциях. Изделие накладывается в количестве нескольких штук ( ряд скоб) при помощи хирургического степлера, скобы выпускаются в одноразовом загрузочном блоке; изделие изготавливается из металла, пригодного для имплантации |
2 |
Описание* |
х |
х |
х |
х |
х |
Стерильно. Предназначена для механического скрепления внутренних тканей с целью ускорения их заживления Механизм блокировки лезвия при использованной кассете Расположение скоб в кассете в два тройных ряда в шахматном порядке Канал для лезвия между тройными рядами скоб. Предохранительная пластина на рабочей поверхности, препятствующая выпадению скобок при транспортировке в введении в аппарат. Поверхность кассеты- Рельефная с высокими карманами для формирования стабильной линии механического шва Скоба- МРТ-совместимый титановый сплав с содержанием ванадия и алюминия. |
||
3 |
Количество скоб в кассете* |
штук |
не менее 88 но не более 89 |
х |
х |
х |
х |
||
4 |
Длина ножки открытой скобы* |
мм |
не менее 4,1 но не более 4,25 |
х |
х |
х |
х |
||
5 |
Длина скобочного шва* |
мм |
Не менее 60,53 не более 61,63 |
х |
х |
х |
х |
||
6 |
Совместимость* |
х |
х |
х |
х |
х |
Аппарат сшивающе-режущий линейный эндоскопический артикуляционный Фенх Медикал Ко. Лтд |
||
Скоба хирургическая, нерассасывающаяся, тип 6 |
х |
1 |
Описание КТРУ |
х |
х |
х |
х |
х |
Имплантируемый отрезок нерассасывающейся проволоки, В-образной формы, разработанный для механического скрепления внутренних тканей ( для соединения краев кишки) с целью ускорения процесса их заживления, в абдоминальных, торакальных, гинекологических, пластических и реконструктивных операциях. Изделие накладывается в количестве нескольких штук ( ряд скоб) при помощи хирургического степлера, скобы выпускаются в одноразовом загрузочном блоке; изделие изготавливается из металла, пригодного для имплантации. |
2 |
Описание* |
х |
х |
х |
х |
х |
Заряжен. Стерильно. Для сверхплотной ткани Расположение скобок в кассете в два тройных ряда в шахматном порядке Линия механического шва превышает линию разреза минимум на 1,5 скобки в зависимости от толщины ткани Поверхность кассеты- Рельефная с высокими карманами для формирования стабильной линии механического шва Канал для лезвия между тройными рядами скобок Механизм блокировки лезвия при использованной кассете Предохранительная пластина на рабочей поверхности Скоба- МРТ-совместимый титановый сплав с содержанием ванадия и алюминия. |
||
3 |
Длина скобочного шва* |
мм |
Не менее 60 и не более 63 |
х |
х |
х |
х |
||
4 |
Количество скобок в кассете* |
штук |
не менее 83 и не более 88 |
х |
х |
х |
х |
||
5 |
Длина ножки открытой скобки* |
мм |
не менее 4,4 и не более 4,6 |
х |
х |
х |
х |
||
6 |
Совместимость* |
х |
х |
х |
х |
х |
Аппарат сшивающе-режущий линейный эндоскопический артикуляционный Фенх Медикал Ко. Лтд |
Также Заказчиком приведено обоснование использования дополнительных характеристик в соответствии с Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые обусловлены потребностями Заказчика в части технических и качественных характеристик объекта закупки, являющихся значимыми в целях оказания квалифицированной медицинской помощи, необходимостью обеспечения получения достоверного результата при оптимальных условиях.
Учитывая, что целями закупки является обеспечение условий оказания медицинской помощи при описании объекта закупки использованы не только показатели, требования и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее по тексту - Стандарты), но и иные показатели, требования и терминология, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям Заказчика. Применение иных показателей обусловлено необходимостью отражения потребностей Заказчика в части технических и качественных характеристик объекта закупки, в том числе функциональных и иных параметров, не регламентированных соответствующими Стандартами, но являющихся значимыми относительно потребности Заказчика.
В свою очередь, в качестве подтверждения доводов Заявителем представлена сравнительная таблица основных производителей.
Из приведенной Заявителем сравнительной таблицы видно, что установленные Заказчиком требования к закупаемому товару исключают возможность поставки товара ряда производителей. При этом, из представленных Заявителем документов и сведений не следует, что проведенный анализ является полным и всесторонним и содержит полный перечень производителей, выпускающих закупаемые Заказчиком товары.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что требования к закупаемому товару установлены Заказчиком, исходя из необходимости закупки товара, удовлетворяющего потребностям Заказчика.
Комиссия УФАС отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования установленного на объекте Заказчика с оборудованием иных производителей, а также определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары. При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением такой несовместимости или обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями, в то же время такое обоснование должно содержаться в документации о закупке. На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст. 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик представил информацию, опровергающую довод Заявителя о том, что описанное им оборудование содержит характеристики, характерные для медицинского оборудования, производимого единственным производителем. В частности, Заказчиком приведены характеристики оборудования производства Фенх Медикал Ко. Лтд, Китай и Этикон Эндо-Серджери, Эл-Эл-Си, США.
Кроме того, наличие в составе описания объекта закупки указания на средства индивидуализации товара обусловлены необходимостью обеспечения совместимости закупаемого товара с уже имеющимся у Заказчика оборудованием.
Кроме того, Заказчиком представлено письмо ООО "Тамань" от 13.04.2023 исх. N 053/23-08-Т, из содержания которого следует, что ООО "Тамань", являясь уполномоченным представителем "Фенх Медикал Ко. Лтд" (Китайская Народная Республика) на территории Российской Федерации, сообщает следующее: на основании произведенных производителем испытаний кассеты со скобами к аппаратам сшивающе-режущим ECHELON Flex Plus производства "Этикон Эндо-Серджери, Эл-Эл-Си" (Соединенные Штаты Америки) полностью совместимы с аппаратами сшивающе-режущими линейными эндоскопическими одноразового использования производства "Фенх Медикал Ко. Лтд" (Китайская Народная Республика).
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающие довод Заявителя об ограничении количества участников рассматриваемой закупки, в связи с чем Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика признаков нарушения ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 мая 2023 г. N 44-1703/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2023