Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "РНЦРХТ им. ак. А.М. Гранова" Минздрава России (далее - Заказчик);
ООО "Востокстроймонтаж" (далее - Участник, Подрядчик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 11277-ЭП/23 от 05.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на проведение комплексного технического обследования строительных конструкций, инженерных систем и сетей объекта: "Реконструкция комплекса зданий ФГУ "РНЦРХТ Росмедтехнологий" 2-й этап реконструкции. Реконструкция здания литер Б: корпус 3 (блок "А"). Этап 2.2", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Песочный, ул. Ленинградская, д. 70 (извещение N 0372100049222000254),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 03.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на проведение комплексного технического обследования строительных конструкций, инженерных систем и сетей объекта: "Реконструкция комплекса зданий ФГУ "РНЦРХТ Росмедтехнологий" 2-й этап реконструкции. Реконструкция здания литер Б: корпус 3 (блок "А"). Этап 2.2", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Песочный, ул. Ленинградская, д. 70 (извещение N 0372100049222000254) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 996 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.11.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Востокстроймонтаж".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N 0372100049222000254 от 29.11.2022 на сумму 1 230 240,00 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался провести комплексное техническое обследование строительных конструкций, инженерных систем и сетей объекта Заказчика (далее - Работы).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.3. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 19.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Подрядчик представил к приемке Работы 25.12.2022.
Работы Заказчиком не приняты, поскольку были выявлены существенные замечания, что подтверждается Актом рекламации N 1 от 28.12.2022. Вследствие Заказчиком была выставлена Претензия N 1 от 29.12.2022 и был установлен срок устранения нарушений до 31.12.2022.
Подрядчик направил откорректированную документацию в редакции от 06.02.2023. Работы Заказчиком не приняты, поскольку выявлены существенные замечания, что подтверждается Актом рекламации N 2 от 10.02.2023, согласно которому также зафиксированы недостатки и направлена Претензия N 2 от 14.02.2023 и установлен срок устранения нарушений до 09.03.2023.
Подрядчик направил откорректированную документацию в редакции от 14.03.2023.
Работы Заказчиком не приняты, поскольку выявлены существенные замечания Актом рекламации N 3 от 21.03.2023, согласно которому также зафиксированы недостатки и направлена Претензия N3 от 28.03.2023 и установлен срок устранения нарушений до 17.03.2023.
Подрядчик откорректированную документацию не предоставил к 17.03.2023.
Подрядчик не устранил недостатки в установленный Заказчиком срок.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 19.04.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 03.05.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Согласно проекту Контракта, размещенному вместе с документацией об Аукционе, срок исполнения Контракта составлял 40 рабочих дней с момента подписания Контракта. Однако, после того, как Подрядчик направил в адрес Заказчика протокол разногласий, Заказчиком в адрес Подрядчика направлен Контракт со сроками исполнения 30 рабочих дней, но не позднее 15.12.2023, то есть с измененными сроками исполнения с сокращением более чем в 2 раза, уже на указанном этапе лишая возможности Подрядчика исполнить Контракт в указанные Заказчиком сроки.
Ввиду того, что протокол разногласий направляется в адрес Заказчика единожды и для того, чтобы иметь возможность исполнить Контракт, ООО "Востокстроймонтаж" 29.11.2022 подписан Контракт и уже с 02.12.2022 Подрядчик приступил к исполнению Работ на объекте, а именно провел полное комплексное обследование здания, выполнил откопку шурфов и 26.12.2022 направил в адрес Заказчика через электронный кабинет ЕИС результаты исполнения. 28.12.2022 Заказчику на руки вручен подшитый результат обследования.
29.12.2022 в 18:39, после окончания рабочего дня, перед праздничными днями, Заказчиком на электронную почту Подрядчика направлена претензия об исправлении выявленных недостатков сроком до 31.12.2022. При этом документ в ЕИС заказчиком не отклонен, возможность для направления исполненного исправленного документа Подрядчиком Заказчику не предоставлена. При этом замечания в претензии носят общий характер со словами "не в полном объеме" без указания конкретных недостатков.
03.02.2023 в адрес Заказчика направлено письмо с просьбой отказа в приемке результатов исполнения Контракта и направлением замечаний в адрес Подрядчика.
При этом с 09.01.2023 по 06.02.2023 в адрес Заказчика по электронной почте направлялись варианты исправленной сметной документации, так как заказчик не принимал результаты обследования в виду низкой сметной стоимости производства Работ для завершения реконструкции, требовав от Подрядчика увеличения сметной стоимости, толкая фактически Подрядчика на преступление.
14.02.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика направлена претензия с выявленными замечаниями по результатам проведенного обследования.
15.02.2023 указанная претензия размещена в ЕИС.
При этом в ходе исправления выявленных Заказчиком замечаний возникли вопросы, по которым появилась необходимость в комментариях со стороны ответственного лица Заказчика. При этом ответственное лицо - Гончаров В.М. на звонки не отвечал, а на сообщения ответил, что не собирается общаться с Подрядчиком и сослался на контрактную службу по всем вопросам. Контрактная служба направила Подрядчика с возникшими вопросами к Гончарову В.М. Только 10.03.2023, после официального письма в адрес руководства Заказчика, Гончаров В.М. прокомментировал возникший вопрос и 14.03.2022 в адрес Заказчика направлен посредством ЕИС результат исправленного отчета по обследованию объекта.
23.03.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении Контракта с указанием новых замечаний, указанием текстовых технических мелких ошибок, замечаний, которые уже устранены ранее, а также замечаний, которые Подрядчик не должен исполнять, а именно - подготовка спецификации к материалам.
И только после пояснения контрактной службе о нарушении со стороны Заказчика Закона о контрактной системе решение об одностороннем расторжении отменено, в адрес подрядчика на адрес электронной почты направлен акт рекламации с замечаниями.
07.04.2023 Подрядчик вновь приехал на объект Заказчика, выполнил все Работы для устранения выявленных замечаний и подготовил отчет о проведенном обследовании с устраненными новыми замечаниями, но в связи с тем, что Заказчик не отклонил документ от 14.03.2023 в ЕИС о приемке с результатами обследования, Подрядчик не смог разместить документ о приемке, чего требует Закон о контрактной системе. Документ о приемке составляет 800 листов, на адрес электронной почты такой документ направить невозможно.
18.04.2023 Заказчиком направлено решение об одностороннем расторжении Контракта. На письмо Подрядчика с просьбой отклонить в ЕИС документ для направления результатов исполнения Контракта в адрес Заказчика, Заказчик ответил тем, что направлял рекламацию с замечаниями, не дав пояснения по поводу отклонения документов в ЕИС.
28.04.2023 Заказчиком отклонен документ в ЕИС, то есть по истечении возможности Подрядчика исполнить Контракт.
Таким образом, на основании хронологии событий и учитывая, что отчет Подрядчика об исполнении Контракта составляет 800 страниц, Заказчик с самого момента подписания Контракта создавал условия для невозможности его исполнения Подрядчиком. Конкретные замечания по результатам исполнения направлялись 2 раза в адрес Подрядчика, все были устранены. Кроме того, при наличии желания Заказчика на исполнение Контракта у Заказчика имелась возможность применения в адрес Подрядчика санкций в виде пеней. Но в связи с тем, что у Заказчика изначально имелись намерения не принимать результат исполнения муниципального контракта, им принято решение об одностороннем расторжении.
На основе изложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Востокстроймонтаж" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссия УФАС в результате осуществления внеплановой проверки установила следующее.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с п. п. "а" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать: а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроках исполнения Контракта.
Согласно п. 2.2 проекта Контракта "Срок выполнения работ - 40 (сорок) рабочих дней с момента подписания Контракта. Фактические сроки выполнения работ указываются в Акте выполненных работ".
При этом в размещенном Контракта в п. 2.2 указан "Срок выполнения работ - не более 30 рабочих дней, но не позднее 15.12.2022 г. Фактические сроки выполнения работ указываются в Акте выполненных работ", что свидетельствует о нарушении Заказчиком п. п. "а" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Однако в силу п. 4 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные при заключении контракта после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), может быть подана участником закупки, с которым заключается контракт, или участником закупки, признанным уклонившимся от заключения контракта, не позднее даты заключения контракта.
Участник данным правом не воспользовался, жалоб на действия Заказчика не направлял. Таким образом ООО "Востокстроймонтаж", подписав проект Контракта, выразило свое согласие на исполнение обязательств по контракту на его условиях.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что в полном объеме Участником не были исполнены принятые на себя обязательства по Контракту.
Таким образом, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта. Нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта, носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем Аукциона, при этом не исполнив установленные Контрактом условия. Нарушения условий Контракта, в установленный Заказчиком срок, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Востокстроймонтаж", ИНН: 0274926065, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Кузьмина Надежда Ивановна, ИНН: 027612259005, сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Кузьмин Дмитрий Алексеевич, ИНН: 027612259319 включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Востокстроймонтаж" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения п. п. "а" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
03.05.23 |
05.05.23 |
05.05.23 |
0 |
05.05.23 |
16.05.23 |
15.05.23 |
0 |
18.05.23 |
18.05.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 мая 2023 г. N РНП-78-616/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2023