Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N245 имени Героя Советского Союза Ю.В. Пасторова Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
АО "ААА Инжиниринг" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 11428-ЭП/23 от 10.05.2023) на действия Уполномоченного органа, Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг (совершение действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) на цели освещения (извещение N 0172200003623000061) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 20.04.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172200003623000061. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 432 748,73 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), согласно приложению N 1.
Постановлением N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно Положению, "критерии оценки" - предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки);
Согласно п. 16 Положения Для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Пункт 23 Положения устанавливает, что если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Извещение содержит, в том числе следующие положения оценки заявок:
1. Первая часть заявки на участие в закупке должна содержать следующую информацию и документы:
1.1. Предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
- предложение по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
характеристика N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
Для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Заказчик, руководствуясь пунктом 19 Положения установил следующий перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: 1. Описание последовательности и порядка оказания услуг на объекте закупки - подробное описание последовательности и порядка оказания услуг на объекте в составе заявки участника, с учетом требований конкурсной документации, Проекта энергосервисного Контракта, Технического задания, параметрам и свойствам устанавливаемого оборудования. 2.Информация о выполнении требований к сроку и объему оказываемых услуг на объекте закупки- подробное описание мероприятий по оказанию услуг в сроки, указанные в конкурсной документации, а также наличие обоснования необходимой численности работников имеющих необходимую квалификацию и допуски в составе заявки участника конкурса с учетом требований конкурсной документации, Проекта энергосервисного Контракта, Технического задания, параметрам и свойствам устанавливаемого оборудования 3.Методы и способы оказания услуг на объекте закупки- наличие в составе заявки участника конкурса подробного описания методов и способов оказания услуг на объекте, обеспечивающих их применение, с учетом требований конкурсной документации, Проекта энергосервисного Контракта, Технического задания, параметрам и свойствам устанавливаемого оборудования 4.Информация по технике безопасности и охране труда при оказании услуг на объекте закупки-Наличие в составе заявки участника конкурса информации, включающей подробные сведения о мероприятиях по технике безопасности и охране труда в ходе оказания услуг, методами и способами предложенных участником конкурса с учетом требований конкурсной документации, Проекта энергосервисного Контракта, Технического задания, параметрам и свойствам устанавливаемого оборудования. Под мероприятиями по повышению безопасности при выполнении работ, являющихся предметом конкурса, для целей предмета оценки понимается описание мероприятий: 1) по повышению пожарной безопасности 2) по повышению безопасности объекта; 3) по повышению безопасности при складировании и погрузо-разгрузочных работах материалов, изделий, конструкций и оборудования; 4) по повышению безопасности при эксплуатации оборудования и инструмента; 5) по улучшению защиты работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, так же защиты от респираторных заболеваний (далее - все мероприятия по повышению безопасности). Мероприятия по повышению пожарной безопасности должны быть описаны, в том числе с указанием порядка проведения противопожарного инструктажа, перечня должностных лиц (работников) участника конкурса, уполномоченных на проведение противопожарного инструктажа, перечня специалистов (по специальностям), прошедших противопожарный инструктаж с указанием года и месяца прохождения противопожарного инструктажа; порядка проведения пожарно-технического минимума; перечня руководителей участника конкурса и специалистов (по специальностям), прошедших пожарно-технический минимум с указанием года и месяца прохождения минимума; порядка проверки знаний требований пожарной безопасности; порядка осуществления мер пожарной безопасности при проведении работ. Мероприятия по повышению безопасности при складировании и погрузо-разгрузочных работах материалов, изделий, конструкций и оборудования должны быть описаны, в том числе с указанием должностных лиц (работников) участника конкурса, уполномоченных на обеспечение безопасности при складировании материалов, изделий, конструкций и оборудования, описание порядка инструктажа специалистов по безопасному складированию материалов, изделий, конструкций и оборудования, описание порядка инструктажа специалистов по безопасному проведению погрузочно-разгрузочных работ материалов, изделий, конструкций и оборудования, перечня должностных лиц (работников) участника конкурса, уполномоченных на проведение инструктажей по безопасному проведению погрузочно-разгрузочных работ и безопасному складированию материалов, изделий, конструкций и оборудования, перечня специалистов участника конкурса (по должностям), привлекаемых к проведению погрузочно-разгрузочных работ материалов, изделий, конструкций и оборудования, прошедших инструктаж по безопасному проведению погрузочно-разгрузочных работ с указанием года и месяца проведения такого инструктажа, перечня складских работников участника конкурса (по должностям), прошедших инструктаж по безопасному складированию материалов, изделий, конструкций и оборудования с указанием года и месяца проведения такого инструктажа. 5.Расчет потребности трудовых ресурсов-Наличие в составе заявки участника конкурса информации, включающей подробные сведения о расчете обоснование потребности в специалистах надлежащего уровня квалификации необходимых для выполнения работ, с обоснованием необходимого количества привлекаемых специалистов для оказания данных услуг, с приложением списка персонала (без указания ФИО), копии диплома о высшем образовании, занимаемой должности в организации с предоставлением копии документов, квалификации (копия диплома о профессиональной переподготовке или копия квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности), границы ответственности за участки производственного процесса. График выездов и нахождения на объекте (проверок) всех специалистов, конкретизирующий порядок выполнения работ по указанному перечню. 6. Описание методов и способов контроля качества продукции, используемой при оказании услуг: контроль количественных и (или) качественных характеристик свойств продукции; Наличие в составе заявки информации, включающей подробные сведения о видах и методах контроля качества используемой продукции. При описании методов и способов контроля качества продукции, а так же контроля проводимых мероприятий на объекте Заказчика во время выполнения или после завершения энергосберегающих мероприятий участник закупки должен предоставить информацию о специалистах, осуществляющих контроль указанием должности, стаж работы по направлению профессиональной деятельности, указать специальность и квалификацию в соответствии с диплом о высшем профессиональном образовании и (или) дипломом о профессиональной переподготовке по направлению профессиональной деятельности. Участник закупки при описании порядка проведения контроля должен прописать методы контроля в отношении каждого вида работ отдельно, включая описание основных этапов выполнения работ (отдельно), применяемых основных методов контроля (отдельно), наименований контрольно-измерительных инструментов, при помощи которых будет проводится контроль с указанием стандарта, которому должен соответствовать заявленный инструмент (отдельно). При указании в описании свойств объекта закупки контроля за устранением недостатков при выполнении работ, указанных заказчиком, необходимо указать в том числе функции и порядок осуществления такого контроля, а так же минимальные и максимальные сроки устранения недостатков, и порядок возмещения ущерба Заказчику, причиненного при выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс.Мероприятия по проведению участником конкурса входного контроля материалов и оборудования должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, порядка проведения внешнего осмотра поступающих материалов, изделий, конструкций и оборудования, порядка проверки наличия, комплектности и правильности оформления сопроводительных документов поставщика (производителя), подтверждающих качество и комплектность материалов, изделий, конструкций и оборудования, информации о специалистах, осуществляющих входной контроль (отдельно), порядка проведения при осуществлении входного контроля измерений и испытаний материалов и оборудования, порядка документирования результатов входного контроля, порядка действий подрядчика при обнаружении дефектов или брака материалов, изделий, конструкций и оборудования. При формировании участником открытого конкурса своего предложения в отношении соответствующего показателя, участнику необходимо внимательно ознакомиться с требованиями к описанию объекта закупки, изложенным в Приложении N 1 к Извещению о проведении открытого конкурса. Все сведения, указываемые участником конкурса, должны быть с использованием терминологии и определений, установленных техническими регламентами, стандартами и требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Несоблюдение настоящих требований к порядку описания и содержания предложения участника конкурса в отношении показателя будет являться нарушением требований приложения N 4 к Извещению о проведении открытого конкурса. При формировании описания свойств объекта закупки участник закупки должен не повторить требования описания объекта закупки со всеми его приложениями и/или положения нормативной документации, а представить описание свойств объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств. Описание свойств объекта закупки должно разрабатываться участником на основе описания объекта закупки и приложений к нему, являющимся его неотъемлемой частью, а также с учетом требований нормативно-правовых актов. Описание свойств объекта закупки должно отвечать всем требованиям, указанным в описании объекта закупки и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в описании объекта закупки. В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставления в составе заявки формы "Качественные характеристики объекта закупки", содержащей описание свойств объекта закупки, в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), в противном случае предоставляемое описание признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". Описание свойств объекта закупки должно быть однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований, содержать слов "должен", "будет", "обязан", "возможно", "вероятно" и их производные. Непредставление описания свойств объекта закупки или предоставление описания свойств объекта закупки, несоответствующего требованиям настоящего пункта Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, и/или требованиям описания объекта закупки, и/или приложений к нему, трактуется как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". В случае, если участником закупки указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в описании объекта закупки, и/или в соответствии с нормативными документами, и им не предлагается описание свойств объекта закупки, то такое предложение также трактуется, как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". Предоставление описания свойств объекта закупки не в соответствии с формой "Качественные характеристики объекта закупки", или предоставление описания свойств объекта закупки не в соответствии с инструкцией по заполнению формы "Качественные характеристики объекта закупки" трактуется, как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям Заказчика, установленным в настоящем порядке оценки, вне зависимости от степени детализации таких сведений. Оценка заявки участника по детализирующей характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки определяется согласно представленной форме "Качественные характеристики объекта закупки", установленной в настоящем пункте, содержащей описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте, и заполненной в соответствии с инструкцией по ее заполнению: Инструкция по заполнению столбца 1 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указывается номер свойства объекта закупки из перечня, предусмотренного настоящим подпунктом, в формате N1:, N2:, N3:, N4:, N5; N6:. Инструкция по заполнению столбца 2 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указывается наименование объекта настоящей закупки. Инструкция по заполнению столбца 3 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указывается наименование свойства объекта закупки, по которому участником закупки предполагается сделать описание. Инструкция по заполнению столбца 4 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указываются сведения по соответствующему свойству объекта закупки, указанному в столбце 3 этой же строки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте. Инструкция по заполнению формы "Качественные характеристики объекта закупки" (общие положения): в рамках одной строки участникам необходимо описывать только одно свойство объекта закупки, при этом все столбцы должны быть заполнены строго в соответствии с настоящей инструкцией. Форма "Качественные характеристики объекта закупки": Наименование конкурса: _____________________________
Значение количества баллов по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", по шкале оценки:
|
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Комиссия УФАС отмечает, Заказчиком установлено, что предоставление описания свойств объекта закупки не в соответствии с формой "Качественные характеристики объекта закупки", или предоставление описания свойств объекта закупки не в соответствии с инструкцией по заполнению формы трактуется, как предложение об отсутствии характеристики объекта закупки.
Таким образом, для подтверждения соответствия критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", участникам закупки надлежит представить обязательную форму.
При установленных обстоятельствах, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а довод жалоб является обоснованными.
В части довода о неправомерности установления критерия, Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105-106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе. Комиссия УФАС отмечает, что Постановление N 2604 не содержит прямого запрета на использование вышеуказанного критерия.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания всех доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ААА Инжиниринг" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Измайловский пр., 10,
Санкт-Петербург, 190005
тел.: 7-812-5769753
ООО "РТС-тендер"
наб. Тараса Шевченко, д. 23А,
Москва, 121151
факс: (495) 733-95-19
АО "ААА Инжиниринг"
Колодезный пер., д. 3, стр. 25,
Москва, 107076
тел.: 7(495)7552227
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-1760/23
16.05.2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-1760/23 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Уполномоченному органу - Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Заказчику - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N245 имени Героя Советского Союза Ю.В. Пасторова Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, комиссии по осуществлению закупок устранить нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0172200003623000061;
- внести изменения в извещение о конкурсе, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе с номером извещения 0172200003623000061 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0172200003623000061 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, конкурсной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 25.06.2023.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 мая 2023 г. N 44-1760/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2023