Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская стоматологическая поликлиника N 3" (далее - Заказчик):
ООО "БЭСТ" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 11404-ЭП/23 от 10.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений для нужд СПб ГБУЗ "ГСП N3" в 2023 году (извещение N 0372200082622000082),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений для нужд СПб ГБУЗ "ГСП N3" в 2023 году (извещение N 0372200082622000082) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 945 228,04 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.12.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "БЭСТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "БЭСТ" заключен государственный контракт N 0372200082622000082 от 09.01.2023 на сумму 1 163 363,89 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался оказать услуги по ежедневной комплексной уборке помещений для нужд СПб ГБУЗ "ГСП N3" (далее - Услуги) в период с 01.01.2023 по 31.12.2023 (включительно) (п. 2.2.4 Технического задания - Приложение N Контракту).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, пр.и условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.12 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в следующих случаях:
8.12.1. Неоднократного нарушения Участником обязательств по Контракту.
8.12.2. Существенного нарушения требований к качеству оказываемых услуг (обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 08.02.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного с ООО "БЭСТ" в связи с ненадлежащим исполнением своих обязательств по Контракту.
В связи с устранением Участником нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия указанного решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик, руководствуясь ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, 20.02.2023 отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Однако 24.04.2023 Заказчик повторно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение).
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в ходе исполнения Контракта Участником неоднократно были нарушены следующие условия Контракта:
- выявлены и зафиксированы случаи отсутствия уборки медицинских кабинетов к утренней смене;
- неоднократно выявлены и зафиксированы нарушения в части использования одних и тех же МОПов в медицинских кабинетах и коридорах;
- выявлены и зафиксированы случаи отсутствия уборки раковин;
- выявлены и зафиксированы неоднократные нарушения в части сушки инвентаря на оборудовании, не предназначенном для этого;
- выявлена и зафиксирована несвоевременная доставка мусора из медицинских кабинетов в зону накопления (контейнерная площадка во дворе).
Вышеуказанные требования установлены разделом 5.4 Приложения N 1 к Техническому заданию:
ГОСТ Р 58393-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Уборка в медицинских организациях. Общие требования."
- СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней";
- СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- Федеральным законом N52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
- Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги".
Заказчик неоднократно направлял Участнику претензии, содержащие требования по устранению недостатков качества оказываемых Услуг, а также предупреждения о возможном расторжении Контракта в одностороннем порядке в случае, если указанные недостатки не будут устранены. Однако, Участник указанные недостатки не устранил.
На основании вышеизложенного Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 24.04.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 05.05.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с расторжением контракта в одностороннем порядке со стороны Заказчика, а также ООО "БЭСТ" предпринимались все возможные и разумные действия по исполнению своих обязательств по заключенному Контракту.
Так, претензии, ранее направляемые Участнику, не содержали подтверждающих документов, о ненадлежащем исполнении условий Контракта, а журнал уборки, предоставленный Участником для указания замечаний, Заказчиком не заполнялся.
Согласно п. 2.2. Контракта при обнаружении в ходе оказания услуг отступлений от условий Контракта, которые могут ухудшить качество оказанных услуг, или иных недостатков, Заказчик обязан немедленно заявить об этом Исполнителю в письменной форме, назначив срок их устранения.
Согласно п. 1 ст. 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
В соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии с ч. 3. ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно разделу 5 Контракта Заказчик, в случае ненадлежащего исполнения контракта со стороны Исполнителя, не только вправе полностью или частично отказаться от принятия оказанных услуг, но и вправе проводить экспертизу оказанных услуг своими силами.
Вместе с тем, экспертиза оказанных услуг Заказчиком не проводилась, мотивированный отказ от приемки оказанных Услуг Участнику не направлялся.
Кроме того, при проведении контроля качества оказанных Услуг необходимо соблюдать требования Межгосударственный стандарт ГОСТ 58393-2019 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Уборка в медицинских организациях. Общие требования".
В соответствии с разделом 8 ГОСТ Качество уборки помещений медицинских организаций проверяют визуальным осмотром поверхностей, подвергнутых уборке. Допускается оценка качества уборки биолюминисцентным методом по методике ГОСТ Р 51870-2014.
Визуальный контроль качества уборки и дезинфекции проводит медицинский персонал совместно с персоналом клининговой компании в соответствии с планом производственного контроля.
Недостатки, выявленные в результате ежедневного контроля качества оказываемых услуг, оформляют отдельным документом (актом).
Контроль качества услуг профессиональной уборки осуществляют с учетом требований ГОСТ Р 57582 и ГОСТ Р ИСО 14644-5.
По состоянию на 24.04.2023 акты проверок качества работы отсутствуют, факт ненадлежащего исполнения обязательств со стороны Участника не установлен.
Согласно данным с Официального сайта, Услуги, оказанные Участником, были приняты и оплачены Заказчиком в полном объеме (документы о приемке от 02.02.2023, от 06.03.2023, от 03.04.2023).
Согласно доводам Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик ссылается на ряд нарушений, которые ничем не подтверждены.
Помимо изложенного, в виду неоднократной просьбы ООО "БЭСТ" согласовать и подписать график уборки помещений, предусмотренный п. 2.2.2 Технического задания, представитель Участника считает, что со стороны Заказчика чинились препятствия по исполнению контракта Участником.
Статья 783 ГК РФ предусматривает, что общие положения о подряде (ст.ст. 702-729 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст.ст. 779-782 ГК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 94 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
Согласно ст. 719 ГК РФ Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
Согласно п. 2.1. Технического задания, площадь убираемых помещений составляет 1 495,20 м2, что не соответствует действительности, так как площадь и количество расходных материалов (моющих средств) были посчитаны Заказчиком исходя из единоразовой уборки, а учитывая график работы кабинетов, представленный Заказчиком, Заказчик подразумевал двухразовую уборку помещений, что накладывает на Участника дополнительные расходы в связи с увеличением количества сотрудников, МОПов, инвентаря, моющих средств и других расходных материалов.
Согласно Информационному письму N 3 от 02.02.2023 Участник уведомил Заказчика о необходимости внесения в условия Контракта изменения, в связи с увеличением площади убираемых помещений, а также просил согласовать график работы кабинетов и уведомить Участника о времени начала и об окончании рабочих смен персонала Заказчика. Однако Заказчик ответил отказом.
Виду изложенного, представитель Участника считает, что Заказчик не только ввел ООО "БЭСТ" в заблуждение, указав в документации о закупке и в Техническом задании к Контракту недостоверную информацию об объемах Услуг, но и продолжал способствовать увеличению финансовой нагрузки на ООО "БЭСТ", чем негативно влиял на ход исполнения Контракта и возможность своевременной поставки расходных материалов.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "БЭСТ", поскольку ООО "БЭСТ" предпринимало все возможные действия для исполнения своих обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Заказчика и Участника, учитывая тот факт, что Участником совершались активные действия, направленные на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "БЭСТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "БЭСТ" (ИНН: 5905998088), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 мая 2023 г. N РНП-78-621/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2023