Инспекция Владимирского УФАС России по проведению внеплановых проверок в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Инспекция) в составе:
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) провела внеплановую проверку соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр охраны здоровья животных" при проведении электронного аукциона на приобретение оборудования для ИВЦ (извещение N 0328100002323000019).
Основание для проведения внеплановой проверки: жалоба ООО "Ленторг" от 19.04.2023 на положения извещения указанной закупки. По мнению заявителя жалобы, извещение о проведении указанной закупки составлено с нарушениями требований статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок. В частности по позиции 1 "Информации об объекте" извещения о проведении о закупки "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных" описание объекта закупки неправомерно не осуществлено в соответствии с кодами КТРУ 26.20.14.00000190, 26.20.14.000-00000189, 26.20.14.000-00000188. По позиции 2 "Информации об объекте" извещения о проведении о закупки "Сервер" заказчиком установлены избыточные требования к поставляемому товару, совокупности которых соответствует продукция единственного производителя.
В результате проведения внеплановой проверки, предусмотренной частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Инспекция Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком - ФГБУ "Федеральный центр охраны здоровья животных" принято решение о проведении электронного аукциона на приобретение оборудования для ИВЦ (извещение N 0328100002323000019).
30.03.2023 в единой информационной системе в сфере закупок (далее-ЕИС) были опубликованы извещение о проведении электронного аукциона с приложениями.
Рассмотрев материалы дела, Инспекция установила следующее.
В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ), в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Из смысла и содержания ст. 33 Закона N44-ФЗ следует, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, поскольку в силу ч. 2 ст. 33 Закона N44-ФЗ потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В качестве кода КТРУ, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034- 2014.
В связи с чем, Заказчик выбрал код закупаемой позиции ОКПД2 26.20.14.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных", который наиболее точно отражает назначение товара, в частности предполагает закупку оборудования центров обработки данных.
Заявитель считает, что товар по позиции 1 технического задания должен быть описан с применением КТРУ для серверов - КТРУ 26.20.14.000-00000190, 26.20.14.000-00000189, 26.20.14.000-00000188. Однако, исходя из функционального назначения товара Система хранения данных (СХД) (позиция 1 технического задания) указанный товар не соответствует товарам (серверам), которые описаны в указанных КТРУ. Указанный товар технически и функционально отличается от описанных продуктов в каталоге. В данных КТРУ отсутствуют характеристики, которыми можно было бы описать архитектуру классической Системы хранения данных (СХД), что принципиально по своему функциональному назначению отличает Системы хранения данных (СХД) от серверов, а именно:
- Количество установленных контроллеров, именно данная характеристика описывает архитектуру классической системы хранения данных;
- Поддержка контроллерами работы в режиме Symmetric Active-Active, данная характеристика описывает симметричный режим работы контроллеров системы хранения данных, позволяющая полнее использовать ресурсы контроллеров и сети и не применима к серверным платформам;
- Поддержка подключения модуля расширения посредством шины SAS 12G, КТРУ для серверных платформ не позволяют описывать возможность подключения дополнительных дисковых полок расширения;
- Поддержка дисковым массивом базовой функциональности по созданию, удалению, расширению логических томов и расширенного мониторинга системы, без установки дополнительного программного обеспечения получить данный функционал на серверной платформе не представляется возможным;
- Характеристика IOPS (количество операций ввода/вьтвода - от англ. Input/Output Operations Per Second), один из ключевых параметров при измерении производительности Системы хранения данных. Например, обеспечение требуемого уровня производительности не менее 490000 IOPS на профиле нагрузки 100/0 чтение/запись, блок данных 8КБ, 100% случайный и времени отклика не более 2мс, в принципе невозможно достичь при обработке данных на серверной платформе.
Относительно довода о том, что Заказчик включил в описание товара требования, ограничивающие конкуренцию.
Подпункты 6, 16 технического задания, указанные для оборудования по пункту 1 Технического задания "Система хранения данных" удовлетворяют потребностям Заказчика.
Так, 1) Количество установленных контроллеров, шт.: > 2, Высота контроллера, RU: < 2, объясняются тем, что архитектура Системы хранения данных с двумя контроллерами, исполненными в виде отдельных шасси высотой 2U, в сравнении с архитектурой СХД с двумя контроллерами, размещёнными в одном шасси высотой 4U, обеспечит больший уровень отказоустойчивости, как по питанию (конфигурация имеет 4 блока питания суммарно на 2 шасси), так и по обслуживанию Системы хранения данных в целом - в случае отказа одного из контроллеров, второй контроллер продолжает работать в резервном режиме, а шасси с вышедшим из строя контроллером можно отключить и заменить/отремонтировать и т.д. без остановки функционирования всей Системы хранения данных, как это было бы в случае с архитектурой СХД с двумя контроллерами, размещёнными в одном шасси.
2) Количество накопителей устойчивых к одновременному выходу из строя, шт.: > 8 объясняется тем, что данная схема защиты предполагает больший уровень защиты данных в сравнении с классическим RAID6. Кроме того, упомянутый Заявителем RAID 6 в качестве стандартного для индустрии, имеет худший показатель производительности по операциям ввода-вывода (IOPS) среди всех типов RAID.
Следовательно, данные требования необходимы для обеспечения эксплуатации ФГИС "ВетйС". На СХД предполагается размещение данных Федеральной государственной; информационной системы в области ветеринарии (ФГИС "ВетйС"). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2016 г. N 1140: "О порядке создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии", ФГБУ "ВНИЙЗЖ" по заданию Россельхознадзора начиная е 2016 года выполняет работы по созданию и развитию, техническому сопровождению и эксплуатации ФГИС "ВетйС" и ее компонентов. ФГИС "ВетйС" является высоконагруженной системой - в пики оформляется более 1 млн. электронных документов в час, общее число активных пользователей составляет более 600 тыс., в сутки активных пользователей более 40 тыс. Требования к техническим характеристикам приобретаемого оборудования продиктованы необходимостью поддержания высокой доступности и надежности работы компонентов ФГИС "ВетйС". В первую очередь, это относится к системе электронной ветеринарной сертификации, которая поддерживается компонентом Меркурий, Оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде происходит в разрешительном режиме. Это означает, что производство и перемещение партий продукции животного происхождения будет невозможно без своевременно оформленных электронных документов. То есть в случае сбоя в работе сервиса Меркурий произойдет массовый простой в работе производственных и логистических объектов. Например, результаты часового простоя, выраженные в финансовой оценке прямого ущерба производственных предприятий, могут составлять в масштабах Российской Федерации в среднем 2,2 миллиардов рублей в час. В расчете использовались текущие значения объемов производства продукции животного происхождения но данным об оформленных производственных электронных сертификатах в компоненте Меркурий и средней рыночной стоимости одного килограмма основных видов; продукции. Более того, согласно ведомственной программе цифровой трансформации, утвержденной приказом Россельхознадзора (оператором системы) и согласованной с Минцифры России Заказчик должен обеспечить доступность системы (состояние ИС, при котором из неё возможно получить информацию при наличии такого права) в размере 99,9%.
Таким образом, установление таких требований и характеристик обусловлено соблюдением принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд и принципа эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные,, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Включение указанных требований к товару не ограничивает конкуренцию. Так на аукцион было подано 4 заявки, ни одна из которых не была отклонена за несоответствие техническим требованиям. В результате аукциона начальная максимальная центра контракта была снижена более чем на 40%, что привело к экономии бюджетных средств. Все это подтверждает наличие конкуренции при проведении аукциона.
Любой участник закупки может предложить к поставке товары собственного производства либо закупить такие товары у иных участников рынка. Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товары, характеристики которых соответствуют требованиям заказчика, извещением не ограничены. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми заказчику характеристиками не свидетельствует об ограничении числа участников закупки.
Относительно описания товара по позиции 2 Технического задания.
Подпункты 17, 19, 27, 29 технического задания, по которым по мнению Заявителя в описании объекта закупки установлены требования, ограничивающие конкуренцию, относятся к позиции 2 технического задания "Серверы", а не к позиции 1 "Система хранения данных", как это указано в жалобе.
Данные характеристики товара установлены в соответствии с КТРУ 26.20.14.000-00000189 (версия N 9 от 25.07.2022). В связи с этим, Заказчик не установил избыточные требования к товарам по позиции 2 технического задания, которые бы ограничивали конкуренцию.
По итогам проведения проверки, Инспекция не установила нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь частями 3,4, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Инспекция Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
При проведении электронного аукциона на приобретение оборудования для ИВЦ (извещение N 0328100002323000019) нарушений требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не установлено.
Решение контрольного органа в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 12 мая 2023 г. N 52/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2023