Инспекция Владимирского УФАС России по проведению внеплановых проверок в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Инспекция) в составе:
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) провела внеплановую проверку соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Меленковская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению канала доступа к виртуальным частным сетям (VPN) (защищенный канал связи ведомственной сети передачи данных (ВСПД) для нужд ГБУЗ ВО "Меленковская центральная районная больница" (извещение N 0128200000122007742).
Основание для проведения внеплановой проверки: обращение ПАО "Мобильные ТелеСистемы". Из данного обращения следует, в действиях заказчика содержатся признаки нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которые приводят к ограничению количества участников закупки. В частности в техническом задании извещения о проведении закупки установлено требование о том, что оператор связи должен использовать только собственные (не арендованные) каналы связи, имеются противоречия относительно лицензионных требований к участникам закупки, требований к техническим параметрам оказываемых услуг, а также ссылки на соответствие услуг, являющих предметом закупки недействующим на момент размещения закупки, нормативным актам и методическим рекомендациям.
В результате проведения внеплановой проверки, предусмотренной частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Инспекция Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком - ГБУЗ ВО "Меленковская центральная районная больница" принято решение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению канала доступа к виртуальным частным сетям (VPN) (защищенный канал связи ведомственной сети передачи данных (ВСПД) для нужд ГБУЗ ВО "Меленковская центральная районная больница" (извещение N 0128200000122007742).
28.11.2022 г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее-ЕИС) было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона с приложениями.
Согласно пункта 3.5 описания объекта закупки приложения N 2 к извещению об осуществлению закупки (далее - Техническое задание) Заказчиком к исполнителю установлены дополнительные требования.
В пункте 3.5.1 Технического задания установлено, что Исполнитель должен иметь узлы доступа к ВСПД в г.Меленки и во всех муниципальных образованиях, городах и районах Владимирской области, где расположены объекты ВСПД учреждений здравоохранения Владимирской области.
В пункте 3.5.2 Технического задания установлено, что Исполнитель должен иметь возможность организации каналов передачи данных по собственной сети передачи данных на территории Центрального Федерального округа.
В пункте 3.5.3 Технического задания указано, что Исполнителю в целях обеспечения надежного и бесперебойного доступа к сети ВСПД должны принадлежать коммуникации на участках абонентского доступа Объектов ВСПД Владимирской области.
В пункте 3.5.4 Технического задания указано, что Исполнитель по требованию Заказчика обязан обеспечить техническое и организационное взаимодействие с другими операторами связи, на базе которых Заказчиком независимо созданы другие сегменты ВСПД, для передачи трафика, с обеспечением соответствия параметров передачи трафика требованиям данного ТЗ, между ГБУЗ ВО "Меленковская центральная районная больница" и объектами ВСПД.
В пункте 3.6.1 Технического задания указано, что оператор связи должен использовать только собственные (не арендованные) каналы связи.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
При этом согласно, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Также согласно частям 5, 5.1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи, собственником или иным владельцем технологических сетей связи требований настоящего Федерального закона и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусматривающих ограничение доступа к информации.
Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан обеспечивать установку в своей сети связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования (далее - технические средства противодействия угрозам) на средствах связи, обеспечивающих возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью более чем десять гигабит в секунду, представлять информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о фактическом месте установки технических средств противодействия угрозам в течение трех дней со дня установки и соблюдать предусмотренные пунктом 3 статьи 65.1 настоящего Федерального закона технические условия установки технических средств противодействия угрозам, а также требования к сетям связи.
Рассмотрев материалы дела, Инспекция приходит к выводу о том, что у операторов связи есть возможность оказывать услуги связи, в том числе услугу по предоставлению доступа к сети "Интернет", в рамках конкретной закупки без построения собственной сети связи, в том числе передав обязанности по оказанию услуг по договору субподряда либо путем аренды сетей связи, либо их части иного оператора связи.
Таким образом, действия заказчика, установившего в извещении о проведении электронного аукциона требование об оказании оператором услуг связи с использованием собственных сетей связи нарушают пункты 1 части 1, часть 3 статьи 33, часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Также согласно извещению о проведении закупки требований к гарантии качества товара, работы, услуги не установлены.
При этом пунктом 2.3 описание объекта закупки извещения установлено следующее:
Требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества услуги, к обслуживанию:
- после завершения оказания услуг Исполнитель должен гарантировать работоспособность результата оказанных услуг (включая все его составляющие) в течение срока действия государственного контракта на следующих условиях:
- доступность виртуальной сети передачи данных здравоохранения не менее 99,7% времени в месяц (при утилизации порта подключения не более, чем на 80%);
- созданные и/или модернизированные вычислительные сети должны обеспечивать их функционирование в течение 5 лет без значительной модернизации;
Таким образом, по мнению Инспекции, действия заказчика в данной части противоречат пунктам 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3.2 описания объекта закупки извещения о проведении закупки заказчиком установлено следующее: "Требования к сети доступа: Минимальная пропускная способность основного канала связи - 10 Мбит/с". При этом согласно Приложению N 1 к техническому заданию по ряду позиций установлена скорость 5 Мбит/с".
Таким образом, по мнению Инспекции, действия заказчика в данной части противоречат пунктам 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 6 описания объекта закупки извещения установлен перечень нормативно-правовых документов, которым должна соответствовать защищенная информационно-телекоммуникационная сеть. Указанный перечень содержит недействующие на момент размещения извещения нормативно-правовые документы, а именно:
Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14 февраля 2008 г.);
Методические рекомендации по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации. (утверждены руководством 8 центра ФСБ России 21 февраля 2008 года N 149/54-144);
Методические рекомендации по составу и техническим требованиям к сетевому телекоммуникационному оборудованию учреждений системы здравоохранения для регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним (Минздравсоцразвития РФ, ред. от 07.10.2011 г.);
Типовые требования по организации и обеспечению функционирования шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну в случае их использования для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждены 8 центра ФСБ России 21 февраля 2008 года N 149/6/6-222).
Таким образом, по мнению Инспекции, действия заказчика в данной части противоречат пунктам 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1.2. описания объекта закупки извещения установлено требование к участникам закупки о наличии:
- лицензии на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг связи;
- лицензии на оказание услуг связи в сети передачи данных, за исключением передачи голосовой информации;
- лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
- лицензии на предоставление услуг в области шифрования информации.
При этом Приложение N 3 к Извещению, в соответствии с которым устанавливаются требования к составу заявки на участие в закупке, не содержит требований к предоставлению документов, подтверждающих соответствие участника закупки вышеуказанным требованиям.
Таким образом, по мнению Инспекции, действия заказчика в данной части противоречат части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 3,4, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Инспекция Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях заказчика ГБУЗ ВО "Меленковская центральная районная больница нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, части 1, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
2.Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении заказчика не выдавать, так как на момент проведения проверки контракт по результатам закупки был заключен.
3. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 16 мая 2023 г. N 53/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2023