Резолютивная часть объявлена 10.05.2023 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 15.05.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
И.Д. Старжинский - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителя заказчика - федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: А.И. Кузьмина (по доверенности);
в отсутствие представителей заявителя - АО "Почта России" (в лице УФПС Калининградской области), уведомлённых надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу (вх. N 3459/23 от 02.05.2023) АО "Почта России" (в лице УФПС Калининградской области) на действия заказчика - федерального казенноого учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку государственных знаков почтовой оплаты (извещение N 0835100001323000021) (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 02.05.2023 поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, при проведении Аукциона и подведении итогов комиссией Заказчика допущены существенные нарушения действующего законодательства.
Объектом закупки является право заключения контракта на поставку государственных знаков почтовой оплаты - марок.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
27.04.2023 Заказчиком опубликован протокол подведения итогов Аукциона, согласно которому победителем признан участник, подавший заявку N 1 и предложивший цену заключения контракта 450 934,00 рублей.
В соответствии с абзацем 2 статьи 29 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) запрещается реализация государственных знаков почтовой оплаты (далее - ГЗПО) ниже их номинальной стоимости (за исключением продажи ГЗПО организациям почтовой связи, оказывающим в соответствии с условиями выданных им лицензий универсальные услуги почтовой связи).
Заказчик не является организацией почтовой связи, не обладает лицензией на оказание универсальных услуг почтовой связи. Следовательно, приобретение им ГЗПО ниже их номинальной стоимости недопустимо.
Номинальная стоимость закупаемых ГЗПО составляет 453 200,00 рублей.
Однако в рамках настоящей закупки Заказчиком по итогам проведения Аукциона принято решение о заключении договора о приобретении ГЗПО по цене ниже номинальной - 450 934,00 рублей.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил пояснения по доводу жалобы Заявителя, согласно которым Заказчик считает доводы жалобы Заявителя необоснованными, а действия комиссии Заказчика при проведении Аукциона соответствующими требованиям действующего законодательства.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее
18.04.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0835100001323000021 с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 453 200,00 рублей.
Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Приложением N1 "Описание объекта закупки (техническое задание)" извещения о проведении Аукциона установлено, в том числе, следующее:
N п/п |
Наименование объекта закупки |
КТРУ /ОКПД2 |
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Требования к показателям. |
Ед. изм. |
Кол-во |
|
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
|||||
1. |
Государственный знак почтовой оплаты (марка почтовая) |
58.19.14.110 |
Номинал, руб. |
2,00 |
шт. |
|
Самоклеющаяся основа (с контактным клеем, которому не требуется увлажнения для прилипания к бумаге), на снимающейся бумажной подложке |
Наличие |
8 100 |
||||
2. |
Государственный знак почтовой оплаты (марка почтовая) |
58.19.14.110 |
Номинал, руб. |
2,50 |
шт. |
6 000 |
Самоклеющаяся основа (с контактным клеем, которому не требуется увлажнения для прилипания к бумаге), на снимающейся бумажной подложке |
Наличие |
|||||
3. |
Государственный знак почтовой оплаты (марка почтовая) |
58.19.14.110 |
Номинал, руб. |
3,00 |
шт. |
10 000 |
Самоклеющаяся основа (с контактным клеем, которому не требуется увлажнения для прилипания к бумаге), на снимающейся бумажной подложке |
Наличие |
|||||
4. |
Государственный знак почтовой оплаты (марка почтовая) |
58.19.14.110 |
Номинал, руб. |
5,00 |
шт. |
|
2 000 | ||||||
Самоклеющаяся основа (с контактным клеем, которому не требуется увлажнения для прилипания к бумаге), на снимающейся бумажной подложке |
Наличие |
|||||
5. |
Государственный знак почтовой оплаты (марка почтовая) |
58.19.14.110 |
Номинал, руб. |
10,00 |
шт. |
9 200 |
Самоклеющаяся основа (с контактным клеем, которому не требуется увлажнения для прилипания к бумаге), на снимающейся бумажной подложке |
Наличие |
|||||
6. |
Государственный знак почтовой оплаты (марка почтовая) |
58.19.14.110 |
Номинал, руб. |
50,00 |
шт. |
|
Самоклеющаяся основа (с контактным клеем, которому не требуется увлажнения для прилипания к бумаге), на снимающейся бумажной подложке |
Наличие |
5 800 |
"Требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам товара:
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", государственными знаками почтовой оплаты признаются почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи.
Государственные знаки почтовой оплаты (ГЗПО) должны быть новыми, не использованными, не изъятыми из почтового обращения, не испорченными (не загрязненными, не поврежденными, не заклеенными, не погашенными каким-либо способом), не являться иностранными почтовыми марками, иметь самоклеящуюся основу, быть готовыми к эксплуатации.
ГЗПО должны быть неподдельные, соответствовать требованиям действующего законодательства, предъявляемого к данному виду продукции, отвечать требованиям качества безопасности жизни и здоровья, санитарным нормам и правилам.
ГЗПО Российской Федерации должны быть предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам.
ГЗПО изъятые из почтового обращения, для оплаты внутренней и международной корреспонденции недействительны (п.5.5 приказ Минсвязи РФ от 26.05.1994 N 115).
ГЗПО должны быть поставлены в ассортименте (наименовании), в объеме (в количестве) и в сроки, предусмотренные контрактом и настоящим Техническим заданием. Поставщик гарантирует, что ГЗПО передаются свободным от прав третьих лиц и не являются предметом залога, ареста или иного обременения. ГЗПО должны быть поставлены (отгружены) в упаковке (таре), обеспечивающей его защиту от повреждения или порчи во время транспортировки и хранения. Тара (упаковка) должна отвечать требованиям безопасности жизни, здоровья и охраны окружающей среды, иметь необходимые маркировки, наклейки, а также давать возможность определить количество содержащихся в ней ГЗПО (опись, упаковочные ярлыки или листы) в соответствии с действующим законодательством РФ. Риск случайной гибели или случайного повреждения до передачи ГЗПО Заказчику лежит на Поставщике".
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при осуществлении закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), а также услуг центрального депозитария.
В силу статьи 3 Закона о естественных монополиях под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии
Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Согласно пункту 1.1 Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации утвержденного Приказом Минсвязи России от 26.05.1994 N 115 (далее - Положение N 115) знаки почтовой оплаты Российской Федерации (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 115 действие указанного положения распространяется на государственные учреждения, предприятия и организации почтовой связи.
Пунктом 5.3 Положения N 115 предусмотрено, что продажа знаков почтовой оплаты Российской Федерации производится учреждениями Федеральной почтовой связи строго по номинальной стоимости и не ранее срока, установленного для их ввода в почтовое обращение.
Таким образом, Положение N 115 предписывает осуществлять продажу знаков почтовой оплаты Российской Федерации строго по номинальной стоимости только определенному субъекту - учреждениям Федеральной почтовой связи. При этом в указанном Положении отсутствует запрет реализации почтовых марок иными лицами, в том числе и по цене ниже их номинальной стоимости.
Согласно Перечню лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", входят прием почтовых отправлений; обработка почтовых отправлений; перевозка почтовых отправлений; доставка (вручение) почтовых отправлений; почтовый перевод денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи).
При этом установлено, что оказание услуг, предусмотренных настоящим перечнем, может сопровождаться предоставлением иных услуг, технологически неразрывно связанных с указанными услугами и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.
Почтовые марки, также, как и маркированные конверты, подтверждают лишь оплату услуг почтовой связи. Поэтому реализация (продажа) знаков почтовой оплаты (почтовых марок) не относится к услугам почтовой связи, на оказание которых требуется отдельная лицензия.
Нормативно правовыми актами Российской Федерации не установлены исключительные полномочия АО "Почта России" по поставке знаков почтовой оплаты, что свидетельствует о возможности поставки последних иными лицами.
Поставка (продажа) знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертом, почтовых карточек) не входит в перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляется государственное регулирование тарифов, следовательно, не относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, в частности, АО "Почта России" (УФПС Калининградской области).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае у Заказчика отсутствовали правовые основания для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия обращает внимание, что заказчик самостоятельно принимает решение об осуществлении закупки исходя из своих потребностей и выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом предмета закупки и требований и ограничений, установленных Законом о контрактной системе.
Данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан участник закупки, подавший заявку с идентификационным номером 114059155, с ценовым предложением 450 934,00 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Закона о контрактной системе участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
В силу части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки:
1) присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей части, присваиваются в порядке убывания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). В случае, если несколькими участниками закупки поданы одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, поданной участником закупки, подавшим ценовое предложение ранее других таких участников закупки. При присвоении порядкового номера заявкам на участие в закупке, поданным участниками закупки без ценовых предложений, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок на участие в закупке;
2) формирует протокол подачи ценовых предложений, содержащий:
а) дату, время начала и окончания проведения процедуры подачи ценовых предложений;
б) минимальное ценовое предложение либо максимальное ценовое предложение (в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 настоящей статьи), поданное каждым участником закупки, с указанием идентификационного номера заявки такого участника, времени подачи таких предложений, даты и времени подачи заявок на участие в закупке, поданных участниками закупки без ценовых предложений;
в) порядковые номера, присвоенные заявкам в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) размещает протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, в единой информационной системе и на электронной площадке;
4) направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.
Частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Из выше приведенных норм Закона о контрактной системе следует, что контракт по результатам проведения электронного аукциона заключается по цене, предложенной победителем закупки.
Изучив материалы дела, Комиссия не усматривает нарушения требований Закона о контрактной системы в действиях комиссии Заказчика при подведении итогов Аукциона.
Довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия обращает внимание, что довод жалобы Заявителя о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Заявитель имеет право обратится в Калининградское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
Антимонопольный орган рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с положениями главы 9 Закона о защите конкуренции и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (далее - Административный регламент).
Согласно части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающего на признаки такого нарушения. Порядок подачи указанных заявлений установлен статьей 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом.
В соответствии с положениями части 1 статьи 44 Закона о защите конкуренции и пункта 3.6 Административного регламента заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения: 1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица); 2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление; 3) описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на нормативные правовые акты; 4) существо требований, с которыми заявитель обращается; 5) перечень прилагаемых документов.
Согласно части 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции и пункту 3.8 Административного регламента к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.
В соответствии с пунктом 3.9 Административного регламента документы и сведения должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов, заверенные подписью руководителя (уполномоченного лица) и печатью юридического лица (уполномоченного лица) или подписью физического лица (уполномоченного лица).
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, а также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Почта России" (в лице УФПС Калининградской области) необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
Ю.А. Зацепина
И.Д. Старжинский
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 15 мая 2023 г. N 039/06/48-356/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2023