Резолютивная часть оглашена
12.05.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарская областная клиническая станция переливания крови (далее - Заказчик, ГБУЗ СОКСПК Самара) о включении сведений об ИП Нестеренко М.А. (далее - Поставщик, ИП) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по объекту закупки: Поставка медицинских расходных материалов для анализатора серии ''Alinity i'' для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения ''Самарская областная клиническая станция переливания крови'' в 2023 году (извещение N 0142200001322018245, ИКЗ: 222631600342563160100100290030000244, начальная (максимальная) цена контракта - 1 393 080,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об ИП Нестеренко М.А. в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Поставщик не поставил товар, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
По результатам проведения закупки путем электронного аукциона между ГБУЗ СОКСПК Самара и ИП Нестеренко М.А. был заключен контракт на поставку медицинских расходных материалов для анализатора серии "Alinity i" (далее- Товар) от 29 августа 2022 г. N 0142200001322018245_218713 (далее - Контракт), согласно которому Поставщик обязался поставить Товар на общую сумму 696 540 (Шестьсот девяносто шесть тысяч пятьсот сорок) рублей 00 копеек, а Заказчик, в свою очередь, обязался принять и оплатить поставленный товар.
Как следует из представленных Заказчиком доказательств и материалов Поставщиком обязательства не были исполнены, а именно, в ходе приемки медицинских расходных материалов для анализатора серии "Alinity i" Заказчиком выявлено следующее:
1. Поставщиком неоднократно нарушались сроки поставки Товара в соответствии с заявками Заказчика, направленными в соответствии с пунктом 5.1. Контракта. В соответствии с данным пунктом поставка товара должна осуществляться отдельными партиями по заявке Заказчика в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки. Заявки были направлены Заказчиком 11.01.2023 г. и 25.01.2023 г., но поставок по ним Поставщик не производил, ссылаясь на осложнения из-за действий недружественных стран и введение экономических мер в отношении РФ, нарушение транспортно-логистических страновых связей и закрытие каналов поставок Товара из-за рубежа.
2. Фактически Товар был поставлен только 20.02.2023 г., но по результатам проведенной Заказчиком своими силами экспертизы (заключение от 02.03.2023 г. направлено Поставщику) признан несоответствующим требованиям Контракта.
По результатам экспертизы поставленный товар не представлялось возможным идентифицировать как оригинальное медицинское изделие, зарегистрированное на территории Российской Федерации. В требуемые сроки в соответствии с пунктом 6.2. Контракта выявленные недостатки за свой счет Поставщиком не были устранены.
Таким образом, со стороны Поставщика имело место неоднократное нарушение требований Контракта, что в свою очередь стало причиной нарушения процесса заготовки компонентов крови (невозможность работы на анализаторе из-за отсутствия расходных материалов).
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются претензионной перепиской Заказчика с Поставщиком.
В связи с ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по Контракту, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное пунктом 10.4, Контракта, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и пунктами 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ, принимает решение о расторжении Контракта на поставку медицинских расходных материалов для анализатора серии "Alinity i" от 29.08.2022 г. N0142200001322018245_218713 в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
19.04.2023 решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 02.05.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно письменным пояснениям ИП Нестеренко М.А., ИП неоднократно предпринимались попытки урегулировать вопрос о приемке товара, ИП предлагал Заказчику заключить дополнительное соглашение направленное на уменьшение стоимости товара и внесение изменений в контракт в части изменения страны происхождения товара.
Так же, ИП Нестеренко М.А. пояснил, что в 2022 году производителем было принято решение о переносе мест производства товара и согласно закону Российской Федерации о регистрации изделий медицинского назначения были внесены изменения в регистрационное досье на изделия, обновлены регистрационные удостоверения за теми же номерами, но в новых датах и с обновленными местами производства товара.
Учитывая факт отсутствия сведений об ИП Нестеренко М.А. в реестре недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не усматривает в действиях ИП Нестеренко М.А. однозначных признаков уклонения от исполнения контрактом.
Согласно пункту в части 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Кроме того, в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении ИП Нестеренко М.А. предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Ранее в Самарское УФАС России обращений о рассмотрении вопроса о включении ИП Нестеренко М.А. не поступало.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ИП Нестеренко М.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Нестеренко М.А. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 16 мая 2023 г. N РНП-63-104
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2023