Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ГКУСО ПК ЦПД г. Кунгура (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Ширмановой С.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку детской одежды (изв. N 0356200013423000002),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200013423000002 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку детской одежды. Начальная (максимальная) цена контракта - 153 353,91 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 28.04.2023 N 4214/23) рассмотрение обращения было назначено на 03.05.2022 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 12:00 ч. 10.05.2023 г. с целью принятия решения.
Заслушав Представителей сторон, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
15.02.2023 г. между Заказчиком и ИП Ширмановой С.А. (далее - Поставщик) заключен контракт N 2591750968723000010 на поставку детской одежды на сумму 149 520,06 руб. (далее - Контракт). Снижение НМЦК составило 3%.
В связи с неисполнением Поставщиком обязательств, указанных в Контракте, 10.05.2023 г. Заказчиком было принято и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить детскую одежду, согласно Приложению N2 к техническому заданию (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.3. Срок начала поставки товара: 16.02.2023 г.
1.4. Срок окончания поставки товара: 28.02.2023 г.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом.
4.1.2. Требовать от Поставщика своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки, а также в течение гарантийного срока (при его установлении).
4.4. Исполнитель обязан:
4.4.2. Поставить товар (партию товара), соответствующий требованиям Контракта и приложениями к нему, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В силу ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.3. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 10.04.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 21.04.2023 г. Информация об ИП Ширмановой С.А. направлена в адрес Пермского УФАС России 28.04.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что Заказчиком нарушены требования ч. 16 ст. 95 Закона о закупках, поскольку сроком для направления обращения является 25.04.2023.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Поставщиком с 28 февраля 2023 по дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Поставщик недобросовестно исполнял свои обязанности по контракту, так как товар не был поставлен в полном объеме в установленный срок.
16.03.2023 г. - в адрес Заказчика было направлено письмо, в котором Поставщик указал, что поставит весь товар до 23.03.2023. Поскольку до 23.03.2023 товар был поставлен частично, то 10.04.2023 было принято решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта. Вместе с тем, с 20.04.2023 по 22.04.2023 была поставлена оставшаяся часть товара.
24.04.2023 Заказчиком была предпринята попытка отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, но ЕИС такой возможности не предоставил.
В отношении принятого Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Поставщик пояснил следующее. В ходе исполнения контракта имела место задержка поставки. На дату истечения срока поставки было направлено уведомление о задержке. 28.03.2023 была осуществлена поставка товара на сумму 23 552, 89 руб. следующая часть поставки в пределах срока на устранение пришлась на 18.04.2023 на сумму 99 109 руб. 22.04.2023 последняя часть поставки на сумму 25 587 руб. Товар был принят в полном объеме. Также поставщиком оплачена неустойка на сумму 2981 руб. (платежное поручение N302 от 03.05.2023).
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела Комиссия полагает, что в действиях ИП Ширмановой С.А. отсутствовало недобросовестное поведение или злонамеренное уклонение от исполнения контракта.
Так, в адрес Комиссии были представлены пояснения и возражения сторон, согласно содержанию которых, поставщиком осуществлялись действия, направленные на исполнение Контракта, в частности, велось взаимодействие с Заказчиком по предоставлению дополнительных сроков поставки (Гарантийное письмо N1 от 16.03.2023). Вместе с тем, Комиссией установлено, что Поставщиком уплачена неустойка на сумму 2981 руб., что подтверждается платежным поручением N302 от 03.05.2023. Посредством функционала ЕИС Комиссией было установлено также, что товар был поставлен и принят Заказчиком, за предоставленным сроком - 24.04.2023.
Комиссия отмечает, что совокупность действий Исполнителя была направлена на добросовестное исполнение обязательств по Контракту.
При помощи использования функционала ЕИС, Комиссией установлено, что ИП Ширмановой С.А. исполнено 64 Контракта за период с 2020 г., следовательно, ИП Ширманова С.А. добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Комиссией проанализированы условия контракта, письменные пояснения и возражения, обстоятельства дела, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Исполнителя взятых на себя обязательств, сведения об ИП Ширмановой С.А. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ИП Ширмановой С.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 мая 2023 г. N РНП-59-134
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2023